Об изучении эффективности воспитательного процесса
Эффективность воспитательного процесса характеризуется изменениями в детском оздоровительно-образовательном центре на четырех уровнях:
- теоретическом (обобщенной модели);
- отдельных элементов воспитательной системы (порядок организации жизнедеятельности: мероприятий, оздоровительных процедур, питания, режима дня и т. д.);
- проекта конкретного осуществления воспитательного процесса в виде плана каждой смены и планов работы временных объединений;
- реальном, на котором осуществляются первые три проектных уровня.
Действенное средство повышения качества воспитательного процесса–педагогический анализ; в анализе воспитательной работы, прежде всего, фиксируются положительные результаты — закрепляются формы, методы, приёмы, с помощью которых они были достигнуты, предотвращается повторение ошибок, создаются реальные условия для обоснованного планирования. Всесторонний и глубокий анализ воспитательной работы позволяет продумать и оценить ее с основных требований — общепедагогических, методических. Каждая из этих сторон имеет задачи, свою специфику и может анализироваться самостоятельно. Так, при анализе педагогический акцент делается на содержание процесса, его организацию, приемы и методы проведения воспитательной работы, её результативность.
Предметом педагогического анализа становятся вопросы, связанные с учетом психологических состояний, эмоционально-волевых сторон личности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей коллектива, прежде всего анализ прожитого дня (анализ отдельных педагогических воздействий на личность, анализ деятельности отдельных дел).
Чтобы анализ был действенным, необходимо хорошо знать педагогические требования к анализу и следовать этим требованиям в своей практике, анализируя и оценивая работу.
Педагогические требования к анализу
Непрерывность анализа — каждое воздействие на подростка и его ответная реакция требуют немедленной оценки для определенного характера последующих действий.
Глубина — анализируя события, факты, дело, необходимо видеть суть, самое существенное, наиболее активно влияющее в положительном или отрицательном отношении на качество: систематичность и последовательность — анализировать не случайные эпизоды, факты, а видеть явления в связи развитии, движении.
Конструктивность — критическое осмысление явления, поиск в нём элементов, способствующих его развитию.
Объективность — реально оценивать труд вожатого, детей, вложенный в дело. Не руководствоваться в этом своими эмоциями.
Анализ дня в организационный период
1. Анализ выполнения поставленных задач:
(по материалам международного детского Центра «Артек»):
а) насколько деятельность, организованная в группе, способствовала решению поставленных задач? Как в этих делах проявили себя дети?;
б) кто стал организатором? Как ему удалась эта роль?;
в) как проявились интересы, способности, склонности детей? Каким видам деятельности они отдают предпочтение?;
г) как проявляются моральные качества детей, черты характера, как складываются отношения между ними? Есть ли неформальные группы? Отношения внутри этих групп. Отношения между девочками и мальчиками.
2. Как подростки воспринимают требования распорядка дня? Принимают их? Проявляют готовность выполнять? Кто из ребят требует особой индивидуальной работы. Почему? Предлагаемые действия в отношении их. Какие методы, приемы используются для решения задач? Их эффективность. Какие методы, приемы используются для изучения детей? Результаты. Выводы. Оценки. Перспективы.
Анализ дня в основной и заключительный период
1. Насколько задачи конкретной деятельности (дел) в этот день способствовали выполнению поставленных задач?
2. Удалось ли решить поставленные задачи (воспитательные, познавательные, развивающие, организационные)?
Как развиваются отношения в группе:
♦ между лидерами (официальными и неформальными) и остальными ребятами;
♦ между группами;
♦ внутри группировок;
♦ между мальчиками и девочками;
♦ как меняется состояние коллектива, его настрой на дела?
3. Какие методы используются для решения поставленных задач? Как реагируют дети на них? Их эффективность. Что необходимо предпринять, чтобы закрепить эффект?
4. Какие методы, приемы используются для сбора информации о подростках, развитии коллектива, внутриколлективных отношениях? Результаты. Выводы. Оценки. Перспективы.
В педагогических анализах за день вожатые должны стремиться осмыслить деятельность, направленную на формирование личности ребенка, поступков, отношений между сверстниками, взрослыми и отношение детей ко всему новому, происходившему за лагерную смену. Педагоги должны видеть каждого ребенка и коллектив в целом, определять настроение, отношения; быстро реагировать на проблемные ситуации, возникающие в отряде или с отдельными детьми; ставить актуальные, личностно-ориентированные цели, реальные для достижения в условиях временного коллектива.
Для качественной работы вожатому кроме ведения дневника в течение смены, проведения психолого-педагогического анализа, следует проводить в конце каждой смены анализ педагогической деятельности.
Примерная схема анализа смены
1. В какой степени удалось решить общие задачи смены? (определяемые задачами коллектива лагеря, спецификой смены) и задачи, вытекающие из особенностей воспитанников? Отличительные особенности ребят (потребности, способности, ценности, ориентации, интересы, мотивы) и вытекающие отсюда задачи и пути их решения. Насколько деятельность и отношения в группе способствовали решению поставленных задач?
2. Что можно сказать о влиянии деятельности, отношений в коллективе на развитие личности ребенка? Чему научились дети, какие знания приобрели?
3. Как менялся коллектив в течение смены? Какие конкретные признаки свидетельствуют об изменении состояния коллектива? Результат, к которому пришли в конце смены? Какие конкретные признаки свидетельствуют об укреплении коллектива? Результат, к которому пришли в конце смены. Какие конкретные дела свидетельствуют об укреплении коллективных отношений в отряде?
4. Эффективность отдельных методов и приемов в решении поставленных задач. Результаты исследования.
Памятка
руководителю, педагогу-организатору
Использования элементов методики «SWOT-анализ» для изучения мнения о любом виде деятельности детей и взрослых опирается на требования:
- чёткое определение темы или смысла деятельности, по которой идет «мозговой штурм» организаторами;
- мгновенность реакции;
- обсуждение в небольших группах;
- представление итогов работы в группе одним человеком;
- в каждой колонке матрицы прописывать не больше трех предложений;
- поиск выработки общего мнения;
- предоставление возможности высказывания в случае полного несовпадения мнений.
Вариант матрицы для заполнения по итогам работы в группе:
Сильные стороны | Слабые стороны | Что тревожит | Перспектива |
Положительные стороны работы по предложенной форме:
- дает возможность иметь четкую картину мнений;
- четко определяет перспективы или дальнейшего развития или прекращение какого-либо вида деятельности;
- дает материал к осмыслению проблемы как участниками деятельности, так и руководством;
- позволяет выявлять лидера;
- работа в группе не предполагает персональной ответственности, поэтому вероятны свободные высказывания.