И эффективности воспитательного процесса

В основу диагностики воспитательного процесса положено не сравнение изучаемого явления с какими-то общеприняты­ми нормами, а главным образом сопоставление полученных результатов, характеризующих его нынешнее и предыдущее состояние. По динамике вышеизложенных показателей в те-





чение нескольких лет можно судить о результатах воспитатель­ной работы.

Вряд ли возможно и целесообразно стремление изучить этот процесс с учетом всех показателей. Отбор критериев, показа­телей и соответственно методик исследования ведется с учетом конкретных условий и тех задач, которые решаются коллек­тивом в данн:лйттериед. При этом, безусловно, некоторые кри­терии и методики используются ежегодно, чтобы с помощью метода сравнения можно было бы наблюдать динамику разви­тия и результаты воспитания.

Необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния и результатов работы органично вписывалось в воспитательный процесс, чтобы диагностическая деятельность носила воспиты­вающий характер и способствовала решению педагогических задач. Диспут, коллективный анализ, самоанализ не только интересны и полезны для школьников, но и при правильной педагогической инструментовке дают объективную информа­цию о состоянии воспитательного процесса.

Примером комплексных методик, которые являются также воспитательными средствами, могут быть дни творчества, про­веденные в Ананьинской основной школе Ярославского райо­на, а также комплексная однодневная игра «Мы строим город», организованная в средней школе № 87 г. Ярославля.

Комплексно-ролевая игра «Мы строим город»

Цель: развитие творческих способностей и интересов школьников; изучение состояния и результатов воспитательной работы: а) актив­ности школьников; б) интересов и мотивов их участия в делах; в) от­ношений между старшими и младшими, педагогами и детьми; г) уров­ня творчества и инициативы; д) готовности школьников к сознатель­ному выбору видов работы.

План подготовки:

1. Объявление о возможности принять участие всем желающим в планировании общешкольного дела, интересного для всех детей.

2. Организация коллективного планирования. В результате было принято решение провести игру «Мы строим город» и создать мозго­вой центр игры — мэрию города, в которую вошли старшеклассники — авторы основных идей игры. На первом заседании мэрии были при­няты решения о названии города и воззвание ко всем гражданам с предложением о строительстве города, а также о распределении долж­ностей.

Воззвание к жителям города было таково: «22 марта наша школа превратится в город. В нем будет работать множество организаций, которые вы откроете в классах и коридорах школы.

Как в любом городе, у нас будет своя мэрия. Мэр — Алексей Сидо­ров. Ведущим специалистом по охране правопорядка является Евге­ний Смирнов; учету населения — Екатерина Михеева; градострои­тельству — Елена Ткаченко; рекламе — Наталья Скворцова; печати и информации — Анна Пахомова. Эти специалисты помогут в орга­низации вашего предприятия и будут ждать вас на консультацию».

3. Первая консультация для педагогов и учащихся. Ее цель — об­судить замысел инициативной группы и определить создаваемые в городе учреждения. Для участия в игре классные коллективы выбра­ли следующие предпритяия и учреждения: 7а — Восточный клуб; 76 — Салон изящных искусств; 7в — Зоологический музей; 7г — Справочное бюро; 7д , 7е — Уличный театр; 7 ж — Клуб карикатури­стов; 7з — Звездный салон; 8а — Щейпинг-клуб и фотосалон; 86 — Дискотека; 8в — Клуб литературных героев; 8г — Луна-парк; 8д, На — географическое общество «Остров сокровищ»; 9а — Рекламное бюро; 96 — Ателье мод; 9в — Архив; 9г — Редакция газеты; 9д — Игру­шечная фабрика; 10а — Кафе «Капелька» и видеосалон; 116 — по­лиция.

4. Вторая консультация для педагогов и учащихся, в ходе которой были приняты заявки на рекламу и решены организационные вопросы.

5. Организация работы рекламного агентства.

6. Изготовление паспортов для всех жителей города и учителей.

7. Оформление рекламных плакатов в коридорах и вестибюлях школы (за два дня до игры). В рекламе подчеркивается, какие инте­ресы и потребности школьника могут быть удовлетворены, если по­сетить те или иные организации и учреждения.

8. Утверждение плана дня мэрии города (с участием руководите­лей учреждений).

План проведения игры:

7.30 — начало работы полиции и паспортного стола;

8.00 — начало творческих уроков;

8.45 — начало работы справочного бюро;

8.50 — торжественный митинг, посвященный открытию города;

9.10 — «Дискотека»;

9.15 — открытие учреждений: «Ателье мод», «Игрушечная фаб­рика», «Шейпинг-клуб», «Фотосалон», «Луна-парк», «Салон изящ­ных искусств», «Зоологический музей», «Салон красоты», «Геогра­фическое общество», «Остров сокровищ», «Клуб карикатуристов»;

9.30 — открытие учреждений: «Звездный салон», «Клуб имени А. Шварценеггера»; начало работы газеты «Городские новости»;

10.00 — заседание «Клуба литературных героев»;

11.00 — начало работы архива с целью сбора информации о ходе и итогах игры;





12.30 — заключительное заседание мэрии: подведение итогов, ана­лиз игры;

18.00 — бал у мэра.

Сбор информации в ходе игры. Чтобы собрать информацию, необ­ходимую для изучения состояния воспитательной системы школы, учащимся, как жителям города, были выданы паспорта, где фикси­ровалось посещение ими учреждений и характер выполняемой рабо­ты. Все предприятия, существовавшие в городе, имели эмблему, цвет, который позволял зафиксировать мотивацию выбора детьми учреж­дений: синий — где можно чему-то научиться; желтый — где можно прославиться; красный — где весело; зеленый — где можно быть по­лезным. Паспорта по окончании игры сдавались в архив города.

Обработка сведений, представленных с помощью паспортов, по­зволила зафиксировать количество участников, организаторов игры, выявить наиболее популярные предприятия, а значит, и интересы детей, определить мотивацию выбора учреждений (см. таблицу 6).

Таблица 6

Наши рекомендации