II. Проявления и структура недоразвития речи
КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Фамилия, имя Настя С.
Дата рождения 20.06.2009
Национальность ________________________________________________________
Адрес, телефон _________________________________________________________
______
Поступление
Дата поступления в группу _______________________________________________
Откуда поступил _______________________________________________________
Заключение МПК, № протокола, дата ______________________________________
____________
Выпуск
Решение РМПК от ______________________________________________________
Выпускается с ___________________________________ речью ________________
В какой тип ДОУ, школы ________________________________________________
______
Сведения о семье
Мать (ФИО, дата рождения) _____________________________________________
______
Отец (ФИО, дата рождения) ______________________________________________
______
Наследственные заболевания, нарушения речи у родителей, родственников _____
____________
Общий анамнез
Особенности протекания у матери беременности (какой по счету) и родов _ребенок от первой беременности, хроническая гипоксия плода. Роды своевременные.________ ______
Особенности раннего психомоторного развития (на протяжении первого года жизни, после года) _Стал держать голову с 1,5 мес., сидеть – с 7 мес. Ходить – 13 мес., первые зубы появились к 9 мес.___________________________________________________________
______
Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице (на протяжении первого года жизни, после года)___________________________________________ ______
Заключения специалистов о состояние нервно-психического и соматического здоровья, слуха, зрения ___Без особенностей_________________________________________________________ ____________
Данные о развитии речи
Особенности предречевого развития (гуление, лепет) лепет – к 8 мес. __________________________ ______
______
Особенности развития речи (понимание речи, первые слова, фразы, звукослоговая структура слов, звукопроизношение, характер устойчивого аграмматизма, использование жестов и др.) __ Первые слова в 1,2 мес., фраза – к 2,5 годам. Отмечались грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3 лет_________________________________________________________
______Занятия с логопедом (где, когда, результат) _нет__________________________ ______
Психоэмоциональные особенности
(со слов родителей)
____________
ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ
(Дидактический материал к обследованию подбирается в соответствии с возрастом ребенка)
Беседа: контактность, знания о себе, составе семьи, уровень общих представлений об окружающем мире (а также - первое впечатление от речи ребенка) __________________ ____________
____________
I. Невербальные психические функции и интеллект
Общая моторика (сила и ловкость движений, точность движений, темп, координация движений, переключение от одного движения к другому)
Естественные движения (а также осанка, походка) осанка не нарушена
Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.)
Двигательная активность ________________________________________________
Мелкая моторика
Манипуляции с предметами сформированы
Изобразительные и графические способности развиты средне
Оптико-кинестетическая организация движений выполнила все пробы Хэда правильно
Динамическая организация движений в норме
______
Наличие леворукости нет
Особенности моторной функции _моторно неловок______________________________________
____________
Слуховое внимание, память(в том числе, слухоречевая):
а) дифференциация звучащих игрушек (покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника) не нарушена, назвала все звучащие игрушки правильно, показывала все правильно
______
б) определение направления источника звука определяет ______
в) восприятие и воспроизведение ритма: допускает ошибки
от 4 до 5 лет - из 4 элементов: -…, -..-, ..--, …-____________________________
от 5 до 7 лет — из 5 элементов: --..-, -..--, -..., ---.. ____________________________
______
г) запоминание слов, короткого стишка ____________________________________
______
Зрительное восприятие, внимание, память:
а) восприятие предметов, картинок; выделение частей, деталей выделяет,но с трудом
в) подбор картинок к данному цветовому фону:
от 4 до 5 лет - белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий подбирает,называет цвета правильно
от 5 до 7 лет - кроме основных цветов - розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый ______
г) показ основных цветов показывает
______
д) определение различий в паре картинок __________________________________
______
е) запоминание картинок ________________________________________________
Зрительно-пространственный гнозис и конструктивный праксис:
а) показать:
4-7 лет — правую и левую руку, правую и левую ногу показывает и называет
5 - 7 лет — правый и левый глаз, правое и левое ухо_________________________
6-7 лет — правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо __________________
б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади показывает,но с помощью
в) складывание разрезанных картинок:
от 4 до 5 лет — из 2-4 частей ____________________________________________
от 5 до 7 лет — из 5-8 частей ____________________________________________
г) складывание фигур из частей ___________________________________________
д) складывание фигур из палочек складывает с ошибками,не соотносит размер
Восприятие времени(части суток, времена года показывает, называет и объясняет верно
Уровень актуального интеллектуального развития, особенности деятельности/наглядно-образное, наглядно-действенное, логическое мышление/ (классификация: для маленьких — по наглядному признаку, для старших — свободная; исключение лишнего; «нелепые картинки»; понимание сюжета серии картинок; понимание смысла загадок, пословиц; понимание рассказа (осознание причинно-следственных отношений) и др.; работоспособность, целенаправленность, отвлекаемость, истощаемость, самоконтроль и самокоррекция, принятие помощи и др. Не исключает лишнюю картинку, понимает рассказ. Характеризуется повышенная истощаемость и утомляемость.
Эмоционально-волевая сфера (привязанность к близким, контактность, отношение к окружающим, отношения со сверстниками (конфликтность, конформность, лидерство); дифференцированность эмоциональных реакций, их произвольная регуляция в соответствии с ситуацией; наличие страхов, состояний эмоционального напряжения; самооценка и критичность, возможность адекватно оценить свои возможности, поступки; характер игры; направленность интересов (игра, общение, материальные удовольствия), эгоистические тенденции и др.) Дружелюбна,неконфликтна,легко идет на контакт
Заключение о состоянии невербальных функций и личностных качеств ребенка: ____________________________________
II. Проявления и структура недоразвития речи
Импрессивная речь
Понимание предложений (простых, вопросительных) понимает
Понимание сложных предложений (отношений: пространственных, временных, причинно-следственных и др.) _______________________________________________
______
Понимание связного текста ______________________________________________
______
Особенности импрессивного словаря, точность понимания слов __Понимание обращенной речи на бытовом уровне____________
____________
Дифференциация грамматических форм словоизменения в импрессивной речи:
а) дифференциация единственного и множественного числа существительных дифференцирует,говорит «два» платьев, «много» ухов
6) понимание предложно-падежных конструкций ____________________________
______
в) дифференциация ед. и мн. числа и рода прилагательных ___________________
г) дифференциация ед. и мн. числа глаголов ________________________________
д) дифференциация глаголов по временам, по виду __________________________
е) дифференциация глаголов прош. времени по родам ________________________
ж) дифференциация числительных ________________________________________
Дифференциация грамматических форм словообразования в импрессивной речи:
а) дифференциация ум.-ласкательных существительных дифференцирует, «большая» стул, лист- листичка
б) дифференциация глаголов с различными приставками __ушел-«шел» вошел – «шел»__________________
в) дифференциация притяжательных прилагательных ________________________
Заключение о состоянии импрессивной речи: __Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, уточнение вопроса)______________________
____________
Экспрессивная речь
Уровень владения речью(отдельные слова, предложения, диалогическая речь, монологическая) диалогическая речь
Объем и типы предложений (с опорой на сюжетные картинки) простые предложения из 2- 3 слов
Диалогическая речь (беседа с опорой на наглядность и без опоры) ответы ребенка развернутые
Связная речь:
пересказ (с опорой и без опоры на картинки) _Пересказ составлен с помощью отмечается пропуск частей текста без искажения смысла._________________________________
____________
рассказывание знакомой сказки (с опорой на наглядность и без опоры) ______
______
рассказ по серии картинок _Картинки разложены со стимулирующей помощью рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа.___________________________________________
____________
Речевая активность, особенности высказываний (логичность, последовательность, развернутость, полнота содержания, учет деталей, грамматическое оформление; типы используемых предложений, аграмматизмы, особенности языковых средств и др.) _________
__В стадии формирования____________________________
Активный словарь
Существительные:
Конкретные существительные, в соответствии с возрастной программной тематикой ___
______
Название целого и части (тело, одежда, мебель) у куклы части тела называть отказалась, начала показывать из чего состоит машина, назвала «фары и колеса»
Люди и их профессии известные профессии знает, но с подсказкой
______
Обобщающие понятия ___________________________________________________
______
Глаголы:
Кто как передвигается (животные и птицы в движении) __________________________
______
Кто что делает (люди в движении; профессиональные действия) _________ ____________
Прилагательные:
Основные цвета (с 4 лет) и оттенки (с 5 лет) называет
______
Характеристики величины (большой, широкий, высокий, толстый и наоборот) путает широкий и толстый
Названия формы /с 5 лет/ (круглый, треугольный и др.) знает круг, овал, треугольник, квадрат
Характеристики вкуса ___________________________________________________
Подбор антонимов (с 6 лет) :
друг - высокий - близко – смеяться -
день - большой - хорошо - потерять -
____________
Особенности развития словаря, возможность быстро и правильно актуализировать слова, принадлежащие разным частям речи; затруднения и характер ошибок при назывании слов _Словарный запас в пределах обихода. В речи преимущественно употребляет простые нераспрастраненные предложения.______________________________________________________
__________________