II. Проявления и структура недоразвития речи

КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Фамилия, имя Настя С.

Дата рождения 20.06.2009

Национальность ________________________________________________________

Адрес, телефон _________________________________________________________

______

Поступление

Дата поступления в группу _______________________________________________

Откуда поступил _______________________________________________________

Заключение МПК, № протокола, дата ______________________________________

____________

Выпуск

Решение РМПК от ______________________________________________________

Выпускается с ___________________________________ речью ________________

В какой тип ДОУ, школы ________________________________________________

______

Сведения о семье

Мать (ФИО, дата рождения) _____________________________________________

______

Отец (ФИО, дата рождения) ______________________________________________

______

Наследственные заболевания, нарушения речи у родителей, родственников _____

____________

Общий анамнез

Особенности протекания у матери беременности (какой по счету) и родов _ребенок от первой беременности, хроническая гипоксия плода. Роды своевременные.________ ______

Особенности раннего психомоторного развития (на протяже­нии первого года жизни, после года) _Стал держать голову с 1,5 мес., сидеть – с 7 мес. Ходить – 13 мес., первые зубы появились к 9 мес.___________________________________________________________

______

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице (на протяжении первого года жизни, после года)___________________________________________ ______

Заключения специалистов о состояние нервно-психического и соматического здоровья, слуха, зрения ___Без особенностей_________________________________________________________ ____________

Данные о развитии речи

Особенности предречевого развития (гуление, лепет) лепет – к 8 мес. __________________________ ______

______

Особенности развития речи (понимание речи, первые слова, фразы, звукослоговая структура слов, звукопроизношение, харак­тер устойчивого аграмматизма, использование жестов и др.) __ Первые слова в 1,2 мес., фраза – к 2,5 годам. Отмечались грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3 лет_________________________________________________________

______Занятия с логопедом (где, когда, результат) _нет__________________________ ______

Психоэмоциональные особенности

(со слов родителей)

____________

ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

(Дидактический материал к обследованию подбирается в соответствии с возрастом ребенка)

Беседа: контактность, знания о себе, составе семьи, уровень общих представлений об окружающем мире (а также - первое впечатление от речи ребенка) __________________ ____________

____________

I. Невербальные психические функции и интеллект

Общая моторика (сила и ловкость движений, точность дви­жений, темп, координация движений, переключение от одного движения к другому)

Естественные движения (а также осанка, походка) осанка не нарушена

Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.)

Двигательная активность ________________________________________________

Мелкая моторика

Манипуляции с предметами сформированы

Изобразительные и графические способности развиты средне

Оптико-кинестетическая организация движений выполнила все пробы Хэда правильно

Динамическая организация движений в норме

______

Наличие леворукости нет

Особенности моторной функции _моторно неловок______________________________________

____________

Слуховое внимание, память(в том числе, слухоречевая):

а) дифференциация звучащих игрушек (покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника) не нарушена, назвала все звучащие игрушки правильно, показывала все правильно

______

б) определение направления источника звука определяет ______

в) восприятие и воспроизведение ритма: допускает ошибки

от 4 до 5 лет - из 4 элементов: -…, -..-, ..--, …-____________________________

от 5 до 7 лет — из 5 элементов: --..-, -..--, -..., ---.. ____________________________

______

г) запоминание слов, короткого стишка ____________________________________

______

Зрительное восприятие, внимание, память:

а) восприятие предметов, картинок; выделение частей, деталей выделяет,но с трудом

в) подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет - белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий подбирает,называет цвета правильно

от 5 до 7 лет - кроме основных цветов - розовый, голу­бой, сиреневый, оранжевый, коричневый ______

г) показ основных цветов показывает

______

д) определение различий в паре картинок __________________________________

______

е) запоминание картинок ________________________________________________

Зрительно-пространственный гнозис и конструктивный праксис:

а) показать:

4-7 лет — правую и левую руку, правую и левую ногу показывает и называет

5 - 7 лет — правый и левый глаз, правое и левое ухо_________________________

6-7 лет — правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо __________________

б) показать предметы, которые находятся справа, слева, ввер­ху, внизу, впереди, сзади показывает,но с помощью

в) складывание разрезанных картинок:

от 4 до 5 лет — из 2-4 частей ____________________________________________

от 5 до 7 лет — из 5-8 частей ____________________________________________

г) складывание фигур из частей ___________________________________________

д) складывание фигур из палочек складывает с ошибками,не соотносит размер

Восприятие времени(части суток, времена года показывает, называет и объясняет верно

Уровень актуального интеллектуального развития, особен­ности деятельности/наглядно-образное, наглядно-действенное, логическое мышление/ (классификация: для маленьких — по на­глядному признаку, для старших — свободная; исключение лишнего; «нелепые картинки»; понимание сюжета серии картинок; понимание смысла загадок, пословиц; понимание рассказа (осоз­нание причинно-следственных отношений) и др.; работоспособность, целенаправленность, отвлекаемость, истощаемость, самоконтроль и самокоррекция, принятие помощи и др. Не исключает лишнюю картинку, понимает рассказ. Характеризуется повышенная истощаемость и утомляемость.

Эмоционально-волевая сфера (привязанность к близким, кон­тактность, отношение к окружающим, отношения со сверстника­ми (конфликтность, конформность, лидерство); дифференцированность эмоциональных реакций, их произвольная регуляция в соответствии с ситуацией; наличие страхов, состояний эмоцио­нального напряжения; самооценка и критичность, возможность адекватно оценить свои возможности, поступки; характер игры; направлен­ность интересов (игра, общение, материальные удовольствия), эгоистические тенденции и др.) Дружелюбна,неконфликтна,легко идет на контакт

Заключение о состоянии невербальных функций и личностных качеств ребенка: ____________________________________

II. Проявления и структура недоразвития речи

Импрессивная речь

Понимание предложений (простых, вопросительных) понимает

Понимание сложных предложений (отношений: пространст­венных, временных, причинно-следственных и др.) _______________________________________________

______

Понимание связного текста ______________________________________________

______

Особенности импрессивного словаря, точность понимания слов __Понимание обращенной речи на бытовом уровне____________

____________

Дифференциация грамматических форм словоизменения в импрессивной речи:

а) дифференциация единственного и множественного числа существительных дифференцирует,говорит «два» платьев, «много» ухов

6) понимание предложно-падежных конструкций ____________________________

______

в) дифференциация ед. и мн. числа и рода прилагательных ___________________

г) дифференциация ед. и мн. числа глаголов ________________________________

д) дифференциация глаголов по временам, по виду __________________________

е) дифференциация глаголов прош. времени по родам ________________________

ж) дифференциация числительных ________________________________________

Дифференциация грамматических форм словообразования в импрессивной речи:

а) дифференциация ум.-ласкательных существительных дифференцирует, «большая» стул, лист- листичка

б) дифференциация глаголов с различными приставками __ушел-«шел» вошел – «шел»__________________

в) дифференциация притяжательных прилагательных ________________________

Заключение о состоянии импрессивной речи: __Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, уточнение вопроса)______________________

____________

Экспрессивная речь

Уровень владения речью(отдельные слова, предложения, диа­логическая речь, монологическая) диалогическая речь

Объем и типы предложений (с опорой на сюжетные картинки) простые предложения из 2- 3 слов

Диалогическая речь (беседа с опорой на наглядность и без опоры) ответы ребенка развернутые

Связная речь:

пересказ (с опорой и без опоры на картинки) _Пересказ составлен с помощью отмечается пропуск частей текста без искажения смысла._________________________________

____________

рассказывание знакомой сказки (с опорой на наглядность и без опоры) ______

______

рассказ по серии картинок _Картинки разложены со стимулирующей помощью рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа.___________________________________________

____________

Речевая активность, особенности высказываний (логичность, последовательность, раз­вернутость, полнота содержания, учет деталей, грамматическое оформление; типы используемых предложений, аграмматизмы, особенности языковых средств и др.) _________

__В стадии формирования____________________________

Активный словарь

Существительные:

Конкретные существительные, в соответствии с возрастной программной тематикой ___

______

Название целого и части (тело, одежда, мебель) у куклы части тела называть отказалась, начала показывать из чего состоит машина, назвала «фары и колеса»

Люди и их профессии известные профессии знает, но с подсказкой

______

Обобщающие понятия ___________________________________________________

______

Глаголы:

Кто как передвигается (животные и птицы в движении) __________________________

______

Кто что делает (люди в движении; профессиональные дейст­вия) _________ ____________

Прилагательные:

Основные цвета (с 4 лет) и оттенки (с 5 лет) называет

______

Характеристики величины (большой, широкий, высокий, толстый и наоборот) путает широкий и толстый

Названия формы /с 5 лет/ (круглый, треугольный и др.) знает круг, овал, треугольник, квадрат

Характеристики вкуса ___________________________________________________

Подбор антонимов (с 6 лет) :

друг - высокий - близко – смеяться -

день - большой - хорошо - потерять -

____________

Особенности развития словаря, возможность быстро и правильно ак­туализировать слова, принадлежащие разным частям речи; затруднения и характер ошибок при назывании слов _Словарный запас в пределах обихода. В речи преимущественно употребляет простые нераспрастраненные предложения.______________________________________________________

__________________

Наши рекомендации