Методология и методика социального воспитания
1) Курсовая работа по дисциплине «Современные подходы и технологии социального воспитания»предполагает более глубокое (по сравнению с освоением содержания дисциплины) изучение тематики и проблематики социального воспитания и направлена на развитие у студентов способности адекватно оценивать научные подходы и технологии воспитания, в том числе, для проектирования социально-образовательных условий, оптимальных для развития личности.
В контексте исследования по теме магистерской диссертации курсовая работа предполагает всестороннееизучение истории и современного состояния проблемы. Основные результаты такой работы:
− Описание этапов возникновения проблемы (развития явления или процесса).
− Оценку общего состояния проблемы на современном этапе (с опорой на конкретный опыт и документы) (уместно использование статистических данных и проведение пилотажного социологического исследования).
− Оценку изученности проблемы на современном этапе (что предполагает четкое обозначение аспектов изучения и изученности проблемы).
− Разработку проекта дальнейшего исследования.
Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Современные подходы и технологии социального воспитания»
1. Взаимодействие субъектов воспитательного процесса в социальном воспитании.
2. Социальный институт как фактор социализации и субъект социального воспитания.
3. Социально-философские проблемы социально ориентированной деятельности.
4. Формирование современной теории социального воспитания.
5. Роль коллектива в социальном воспитании.
6. Технологии социального планирования в современном мире.
7. Воспитанность как результат процессов социального воспитания.
2) Курсовая работа по дисциплине «Современные теории и методики воспитания»предполагает «погружение» студента в проблематику современного воспитания и направлена на развитиеспособности адекватно оценивать, конструировать и практически применять разные методы и методики воспитания для решения конкретных педагогических задач в конкретных образовательных условиях.
В контексте исследования по теме магистерской диссертациикурсовая работа предполагает всестороннее изучение теоретического аспекта проблемы.
Основные результаты такой работы:
− Описание базовых теорий, подходов, концепций, их сравнительный анализ.
− Описание и оценка опыта реализации разных подходов, форм, методов и методик социального воспитания.
− Определение теоретико-методологической базы исследования, выделение основных теоретических положений, на которых будет базироваться дальнейшее исследование.
− Разработка теоретической модели, классификации, конкретизации понятия, выделение условий, механизма, особенностей, уровней, этапов развития того или иного процесса (что внесет в работу элемент научной новизны).
Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Современные теории и методики воспитания»
1. Теоретические аспекты развития экологического сознания младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.
2. Правовая культура будущих педагогов: сущность, особенности, способы ее формирования в процессе обучения.
3. Социально-психологический ресурс ученического коллектива.
4. Использование герменевтического подхода в формировании информационной культуры студентов.
5. Семейное волонтерство как способ формирования социально-гражданских компетенций у подростков.
6. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности.
7. Социально-педагогические возможности формирование социальной активности студентов в образовательной среде вуза.
8. Этапы и особенности формирования коллектива младших школьников в условиях хореографического кружка.
9. Социально-культурное сотрудничество музея и школы как фактор формирования читательской культуры младших школьников.
10. Механизм формирования корпоративной культуры педагогического коллектива образовательной организации