Основная поза croise вперед
Программа 1 семестра
Экзерсис у палки
Для облегчения правильности исполнения, упражнения вначале изучаются лицом к палке. По мере усвоения, изучение продолжается, держась за палку одной рукой. Для более правильного восприятия выворотности, ряд движений первоначально изучается в сторону, позднее вперед и назад.
1. Позиции ног. Музыкальный размер 4/4 или 3/4 - 1, 2, 3, 5 и 4 поз., изучается последней, как наиболее трудная.
2. Позиции рук. Подготовительное положение: 1, 3 и 2 поз.
3. Demi-plie и grand plie.
4. Battement tendu с 1 и 5 поз.
5. Battement tendu с demi-plie по 1 и 5 поз.
6. Battement tendu pour le pied (double tendu).
7. Rond de jambe par terre en dehors и en dedans rond de jambe на plie: а) demi-rond и полный rond; ) passe par terre.
8. Releve lent на 45°.
9. Battement tendu jete из 1 и 5 поз.
10. Battement tendu jete-pique.
11. Battement tendu pour le pied.
12. Положение ноги sur le cou-de-pied спереди и сзади.
13. Battement fondu.
14. Battement frappe.
15. Petit battement sur le cou-de-pied.
16. Battement double frappe.
17. Battement soutenu (носком в пол и на 45°).
18. Temps releve par terre.
19. Battement releve lent на 90° en face во все направления.
20. Battement developpe en face во все направления a) battement retire.
21. Rond de jambe en lair en dehors, en dedans.
22. Grand battement jete и grand battement jete pointe.
23. Port de bras 1 и 3.
24. Pas de bourree с переменой ног и en dehors, en dedans.
25. Battement developpe passé.
Перегибы корпуса в сторону и назад лицом к палке в конце экзерсиса. Releve на полупальцы по 1, 2 и 5 поз.
Экзерсис на середине зала
Движения те же, что и у палки с добавлением
1.Epaulement croise et efface в 5 и 4 поз.
2.Port de bras 1, 2 и 3 поз.
3.Позы: croise, efface, ecarte вперед и назад (носком в пол)
4.1, 2 и 3 arabesques носком в пол
5.Temps lie par terre
6.Pas de bourre с переменой ног с окончанием в маленькую позу
7.Releve на полупальцы
8.Pas suivi
Allegro
1.Temps leve saute по 1, 2, 5 и 4 поз.
2.Changement de pied
3. Pas echappe на 2 поз.
4.Pas assemble
3.Sissonne simple
4.Pas jete
5. Pas balance
5.Pas de basque – сценическая форма
6.Pas польки
7. Трамплинные прыжки
Задачи педагога
1. Умение вести урок так, чтобы развить в учениках интерес к данному уроку и к предмету в целом.
2. Выработать внимание учеников и в свою очередь овладеть вниманием всего класса.
3. Научить учащегося владеть мышцами своего тела, воспитывать самоконтроль через физическое ощущение, что в дальнейшем является залогом правильной самостоятельной работы.
4. Научить учащихся слушать музыку и понимать ее, понимать характер музыки, обращать внимание на ритм, темп.
5. Педагог должен научить учащегося видеть ошибки, основные и второстепенные, научить видеть эти ошибки у других и исправлять их.
6. Педагог формирует фигуру ученика, поэтому надо обращать внимание на правильное исполнение того или иного движения.
7. Важен индивидуальный подход к ученику, который подсказывается физическими данными ученика, его возрастом, его старанием.
8. Педагог должен добиваться от ученика простоты исполнения, элегантности, выразительности, хорошей манеры, хорошего вкуса и музыкальности.
Концертмейстер, как и педагог, формирует ученика музыкально: от подбора музыкального материала и импровизации зависит формирование музыкального вкуса и чувства ритма у учащихся.
В первых классах музыкальное оформление урока должно быть разнообразным, простым по звучанию мелодии. Музыкальное сопровождение должно подчеркивать характер данного движения. Лучше всего для сопровождения экзерсиса не брать нотный материал, а импровизировать. Но здесь концертмейстер должен сам знать характер движения и требования педагога. Ученика надо ознакомить с музыкальными размерами : 4/4, 2/4, 3/4. Каждая четверть имеет 2/8 и считаем мы их «раз и» и т.д. Если движение делается на 3/4, то каждый такт этого размера будет соответствовать по длительности 1/4. При исполнении движения может быть затакт: 3/8, 2/8, 1/8. (т.е. окончание предыдущего такта).
Комбинации строятся на определенный квадрат. Это может быть 4т. по 4/4 или 8т. по 4/4 или 16т. по 4/4. Комбинация может быть построена и на 1,5 музыкальные фразы. Если музыкальный размер 2/4, то количество тактов увеличивается в два раза. Но в 1 классе лучше не использовать 1,5 фразы.
Сохраняя квадратность и метраж, в самом музыкальном квадрате может быть ритмический рисунок: т.е. сочетание движений на 2/4, 1/4, 1/8.
Классический урок
Классический урок состоит из нескольких разделов.
Экзерсис у палки, куда входит комплекс движений, исполняющихся ежедневно в определенной последовательности:
1. Demi plie и grand plie.
2. Battement tendu и battement tendu jete`.
3. Rond de jambe par terre.
4. Battement fondu.
5. Battement frappe' и battement double frappe'.
6. Rond de jambe en l'air.
7. Petit battement sur le cou-de-pied.
8. Battements releve' lent и battement developpe.
9. Grand battement jete'.
Затем весь экзерсис переводится на середину зала, затем идет adagio. В первом классе - это сочетание поз, port de bras , battement releve lent и battement developpe, pas de bourre . В дальнейшем adagio усложняется: включаются прыжки par terre- ного характера.
Затем следует allegro - «быстро, живо» (итал.) - это прыжки и упражнения на пальцах в женском классе.
Начинать и заканчивать урок нужно «поклоном»: 1-ый поклон - педагогу, 2 -ой - концертмейстеру.
В младших классах после поклона урок нужно начинать с марша, где вырабатывается натянутость ног и вырабатывается сценический танцевальный шаг, идти с носка на всю стопу, плечи опустить, вся фигура должна быть очень подтянута. У девочек руки закруглены и держат юбочку, у мальчиков - на талии.
В первом классе прибегать к маршу несколько раз, так как ученики устают от напряжения мышц , а марш - для разрядки и отдыха.
Класс
Основная задача первого класса - постановка корпуса, ног, рук, головы на простейших упражнениях классического тренажа, развитие элементарных навыков координации.
Постановкой корпуса начинаем заниматься на середине зала, а затем лицом к палке, положив две руки на палку.
После этого за 1 руку у палки, другая свободная. Это уже после того, как пройдены позиции рук и ног на середине зала.
Для того, чтобы ученики могли ориентироваться на середине зала, нужно познакомить их с планом класса. Все угловые точки зала четные – 2, 4, 6, 8.,а прямые- нечётные, т.е. т. 1- это ученики стоят лицом к педагогу ( это м.б. зеркало).
В классе на середине зала нужно стоять в шахматном порядке. Ученик должен знать положение en face - т.е. « лицом» по отношению к точке 1, а также положение в профиль – стоим боком по отношению к т.1 и положение epaulement, - «плечом»-- т.е.в полуповороте, корпус развёрнут в угловую точку 8 или 2 .
Начинаем заниматься постановкой корпуса на середине зала в свободной позиции ног; руки опущены вниз и сгруппированы в кистях, закругленные в локтях и запястьях, они находятся впереди корпуса, расстояние между кистями рук несколько сантиментров.
Большой палец кладется сверху на вторую фалангу третьего (среднего) пальца. Между каждым пальчиком проходит воздух (т.е. должно быть пространство). А также воздух должен быть между локтем и корпусом. Ноги и ягодичные мышцы сильно подтянуты. Плечи опущены, опуская лопатки, тянуть их не друг к другу, а вниз. Постановка корпуса исходит из трех параллельных линий: плечи, бедра, выворотные стопы.
Они должны быть всегда ощутимы, живот подобран, а диафрагму не напрягать, голова прямо, взгляд перед собой.
1. Такое положение должно сохраняться на протяжении 16т., чтобы педагог мог исправить ошибки. Правильная постановка корпуса в дальнейшем является залогом устойчивости (aplombe), а также облегчает развитие выворотности, гибкости и выразительности корпуса, что необходимо в классическом танце. Подтянутость корпуса обуславливает свободу тазобедренного сустава.
2. Одновременно с постановкой корпуса у палки проучивается 1 позиция ног.
Первоначально абсолютной выворотности требовать не нужно. Стоять лицом к палке на расстоянии согнутых локтей, руки на палке лежат на расстоянии плеч, чуть ближе к центру, 5 пальцев лежат сверху все рядом. Спина ровная, плечи тянуть вниз, ноги и ягодичные мышцы напряжены и подтянуты вверх. 3 линии корпуса должны быть ощутимы, голова прямо.
1 позиция ног - пятки вместе, носки врозь, стопы на одной прямой линии, без завалов на большой палец, стоим на всей стопе с ощущением мизинца. Стопы не крючить, а полностью прижать к полу. Колени вытянуты и все мышцы ног подтянуты вверх. Просвета между ногами не должно быть. Стоим 4 такта 4/4.
Затем выходим на середину зала и начинаем изучение позиций рук. Они изучаются в положении корпуса en face, в свободном положении ног.
Позиции рук
Постановке рук уделяется большое внимание, так как руки в танце являются основным выразительным средством.Существует 3 позиции рук и подготовительное положение: руки опущены вдоль тела закругленные в запястье и локте, локти отвыдены от корпуса, кисть сгруппирована: большой палец напрален ко второй фаланге третьего пальца, обе руки составляют овал.
1 поз. - это положение округлых рук - кисти напротив диафрагмы.
3 поз. - округлые руки наверху, над головой (изучается после 1 поз.) составляют овал, за голову сильно не заводятся. Кисти над теменем.
2 поз. - округлые руки открыты в стороны на уровне плеч. Локти вытянуты чуть больше, чем в других позициях.Ладони смотрят вперёд.
II-ая -это наиболее трудная позиция. Учат ее двумя вариантами: из 1 поз. и из 3 поз. Чаще изучают из 3 поз. При этом,с началом дввижения руки немного приоткрываются наверх от пальцев и, раскрываясь, опускаются ребром до 2 поз. На 2 поз. рука до локтя должна быть продолжением плеч. Сама рука держится верхней мышцей плеча. Локоть смотрит в сторону, локоть и мизинец - одна линия, запястье не сломано, а также продолжает линию руки, плавно закругляясь.
Из 1 поз. на 2 поз. - кисти рук от пальцев начинают движение чуть вперёд и широко от себя раскрываются на 2 поз. Но не за счет удлинения 1 поз. и не за счет вытягивания локтей во 2 поз.
Все остальные положения - это произвольные от 3-х позиций рук.
Для того, чтобы закрепить навыки, позиции рук проучиваются на муз. раз. 4/4 1т. , можно на 3/4 - 4т. .
Напрягать руки не следует, нужно держать форму, руки должны быть легкими и выразительными. Правильное положение рук позволит устоять на одной ноге
.
Позиции ног
В классическом танце 5 выворотных позиций ног. Изучают их лицом к палке. Изучение их идет в следующей последовательности:
1 поз. - Ноги стоят на одной линии, пятки вместе, носки врозь, без завалов на большой палец, центр тяжести на двух ногах.
2 поз. - Ступни ног стоят на одной линии, но пятки - на расстоянии своей одной стопы друг от друга. Стоять без завалов, тяжесть корпуса распределена равномерно на 2 ноги.
3 поз. - Ступни ног в выворотном положении, плотно закрывают друг друга на половину стопы.
3 поз. является позицией, которая подготавливает к 5 поз., 3 поз. в классике встречается редко.
5 поз. - Ступни обеих ног образуют параллельные линии, но ноги плотно стоят одна к другой, и в отличие от 3 поз. одна нога закрывает другую на всю ступню. Пятка опорной ноги плотно прижата к носку работающей ноги и наоборот. Стоять без завалов, тяжесть корпуса на двух ногах.
4 поз. - Изучаем после 5-й поз. и после того, как пройден battement tendu вперед из пятой позиции. Ноги параллельно друг другу, но находятся на расстоянии стопы одна к другой, тяжесть корпуса на двух ногах.
После того, как пройден Demi rond de jambe par terre, перемена ног со II-ой поз. в IV поз. будет проходить через demi rond de jambe en dedans: 1, 2, 4, и 5. Корпус подтянут и ощущение всех точек корпуса: плечи, пятки, бедра, ягодичные мышцы, живот - подтянуть.
После того, как выучены позиции рук, мы приступаем к изучению положения корпуса, стоя боком к палке.
Встаем в первую позицию ног, левая рука лежит на палке. Стоим на расстоянии согнутого локтя. Рука на палке лежит несколько впереди корпуса. Все 5 пальцев сверху, запястье опущено, локоть тоже. Корпус прямой и подтянутый, ощущать 3 основные параллели ( плечи, бёдра, выворотная поз.). Свободная рука - в подготовительном положении.
Вначале муз. размер 4/4 1 такт.
preparation для руки:
и - кисть руки делает вздох.
1 и - кисть руки медленно закрывается в подготовительное положение и рука поднимается до уровня диафрагмы. Голова в наклоне налево, взгляд в правую кисть руки.
2 и - пауза.
3 и - рука от пальцев и от кисти открывается в сторону 2 позиции. Голова сопровождает руку, взгляд на правую руку.
4 и - пауза.
С началом движения голова поворачивается en face. В дальнейшем preparation делается на 2/4.
и - вздох.
1 - 1 позиция.
и - пауза.
2 - рука открывается на 2 позицию.
и - или пауза, или начало движения затактом.
Повороты и наклоны головы
Мы учим повороты головы для того, чтобы потом использовать их в разных видах поворотов и во вращениях.. Повороты и наклоны головы также являются элементами всех поз и port de bras и дают им художественную окраску. Повороты головы бывают только в сторону, а наклоны - вперед, назад и в стороны. Наклоны головы проучиваем в положении en face. Муз. раз. 3/4.
Понятие рабочей и опорной ноги, положение корпуса en face, epaulement , croise , efface. поза croise и efface, понятие en dehors и en dedans, координация, aplombe, preparation, условное обозначение градусов, выворотность - все это нужно объяснить ученикам.
Работающая и опорная нога
Понятие это условно, так как в движении обе ноги работают, Но для каждой ноги есть свои задачи в исполнении движения.
Опорная нога - та, на которой человек стоит, и ее задача держать тяжесть корпуса. Залог устойчивости идет от опорной ноги, она должна быть сильно натянута от бедра, ягодичные мышцы очень подтянуты.
Та нога, которая находится в движении, называется работающей ногой. Ее задача выполнять то, что задано, не включая в работу корпус. Функции ее более разнообразны.
Epaulement
В классическом танце встречаются различные положения человеческой фигуры. Это может быть en face (лицом к зрителю,). Epaulement - в переводе дословно означает - поворот плечом - корпус повернут в пол оборота к зрителю. Epaulement всегда имеет пятую позицию в ногах, редко первую поз. Это понятие тесно связано с понятиями croise и efface.
Epaulement croise – закрытое положение ног. Это скрещенное положение 5 поз. ног. Стоим 2-мя плечами в точку 8, правая нога впереди, голова между точ. 1 и точ. 2, т.е. направо, руки в подготовительном положении. С другой ноги epaulement - двумя плечами в точ. 2 , голова между т.1 и т. 8 .
Основная поза croise вперед
Исходное положение 5-я поз. правая нога впереди (epaulemente croise в т. 8) руки в подготовительном положении голова направо,подготовительное положение рук
М. р.. 4/4. – 2 такта,
Затакт «и» - руки из подготовительного положения чуть раскрываются в стороны («вздох»).
Такт
1 и - руки, закрываясь в подготовительное положение, поднимаются в 1 поз., голова
наклонена к левому плечу, взгляд в правую кисть руки.
2 и - пауза.
3 и - из 1 поз. левая рука поднимается в 3 поз., а правая рука открывается на 2 поз., голова поворачивается направо одновременно с движением рук, и впереди стоящая нога по правилам battement tendu из 5 поз. открывается вперед на croise , ее положение на носке в т. 8. Носок работающей ноги должен быть против пятки опорной ноги.
4 и - пауза.
Такт
1 и 2 и - пауза
3 - рука из 3 поз. раскрывается на 2 поз. Голова сохраняет положение направо
и 4 и - кисти поворачиваются ладонями вниз и руки опускаются в подготовительное положение, нога закрывается в 5 поз. по правилам battement tendu.
Могут быть и другие варианты позы сroise:
1- маленькая поза croise вперёд,когда в этом epaulemente левая рука в 1 поз. , а не в 3-ей поз.
2-закрытая поза croise вперёд, т.е. когда в данной позе в 3-ю или в 1-ую поз. ( основная или маленькая поза) поднимается другая рука( в этом случае –правая) , а левая открывается на 2-ю поз.
Таким же образом и на ту же муз. раскладку проучиваются позы croise назад.
Т.е.- 1- основная поза croise назад: epaulemente croise в т. 8, левая нога вытянута назад носком в пол, левая рука в 3-й поз., а правая – во 2 –ой поз.
2- закрытая основная поза –правая рука в3-й поз., а левая – во2-ой поз.
3- по тем же правилам строится и маленькпя поза – открытая и закрытая.
.
Epaulement effacе
Поза efface - в переводе с французского «стертый» face. В противоположноcть croise - это положение развернутой фигуры в классическом танце. Epaulement efface связан с позой efface. В позе efface открытое положение ног.