Профессиональная направленность личности преподавателя включает интерес к профессии педагога, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Основой педагогической направленности является интерес к профессии педагога, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к учащихся, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание формируется в процесс накопления преподавателем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к учащимся. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, саморазвития многих профессионально-значимых качеств, среди которых, прежде всего, - педагогический долг и ответственность. Ведущим проявлением педагогического долга является самоотверженность преподавателя, когда он работает, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Взаимоотношение преподавателя с коллегами, студентами, основанные на осознании профессионального долга и чувства ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно – оценочной деятельности преподавателя, где крайне важны особая внимательность и справедливость. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности преподавателя, уровня его нравственной воспитанности. Качество личности, характеризующие профессионально – педагогическую направленность преподавателя, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. У педагога может быть единый и неделимый авторитет личности. Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования. Один из главных факторов познавательного интереса – любовь преподаваемому предмету. Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности преподавателя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность.

Литература:

1.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 200 с.

2.Самоукина Н.В.Психология и педагогика профессиональной деятельности. Изд.2-е, дополнен.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000.-384 с.

3.Харькин В.Н. Педагогическая импровизация. Теория и методика. – М.,2002.

4..Храпченков Ч.М., Храпченков В.Ч. История школы и педагогической школы Казахстана. – Алматы: Университет «Кайнар», 1998. – 168с.

5.Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса.- Алматы, 2001.

Методические рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит магистранту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРМ является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Вопросы контроля теоретических знаний магистрантов:

Наши рекомендации