Интерес → склонности → профнаправленность → призвание

Лекция № 11 Методика профориентационной работы с учащимися

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Профессиональная ориентация школьников относится к раз­ряду хорошо разработанных практических педагогических про­блем, что дает возможность создания технологии профессиональ­ной ориентации учащихся.

Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Этой проблемой человечество интересуется очень давно. Еще в 1575 г. Хуан Уарте написал знаменитую книгу «Исследование способностей к наукам», где предлагал в государ­стве найти людей великого ума и звания, которые смогли бы оп­ределить природные дарования каждого уже в раннем возрасте и разумно управлять ими (см.: Уарте Хуан. Исследование способнос­тей к наукам. — М., 1960). А молодой К.Маркс писал, что «заб­луждение относительно наших способностей к определенной про­фессии — это ошибка, которая мстит за себя». Действительно, как не допустить ошибки?

Профессиональный выбор происходит у всех по-разному, од­нако можно схематично представить идеальный процесс профес­сионального самоопределения.

ИНТЕРЕС → СКЛОННОСТИ → ПРОФНАПРАВЛЕННОСТЬ → ПРИЗВАНИЕ

Интерес к профессии как избирательное отношение может возникнуть после прочтения занимательной книги о какой-либо профессиональной деятельности, наблюдения за работой увле­ченного человека, а также видя пример родителей, которые и дома «живут своей работой», и др.

Склонности — это избирательная направленность человека на определенную деятельность, устойчивая потребность ею зани­маться.

Между интересами и склонностями как бы пропущено то, без чего склонности не возникнут вовсе — речь идет о способ­ностях.

Способности — это психологические особенности человека, обеспечивающие возможность успешного выполнения им опреде­ленного вида деятельности. Развитие способностей опирается на соответствующие задатки.

Способности обнаруживаются только при включении в дея­тельность. Так, технические способности у подростка выявятся тогда, когда он отремонтирует или усовершенствует какой-либо механизм или бытовой прибор, правда, до этого он неоднократно будет вскрывать механические игрушки, пытаясь изучить их уст­ройство. Подросток переживает свой первый успех, и это может стать толчком к возникновению склонностей. Если он занимается техническим творчеством подолгу и не уставая, это свидетельствует о появившихся склонностях.

Профессиональная направленность — это иерархия или совокуп­ность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личнос­ти. Профессиональная направленность становится стержневой е личностной направленности школьника и определяет его интере­сы, склонности, убеждения, идеалы. Проще говоря, профес­сиональная направленность диктует стиль жизни, распределение свободного времени, выбор чтения, приобретение знаний, инте­рес к определенным учебным предметам, предпочтения в обще­нии и т.п., а главное — выбор профессии по призванию. Такой вы­бор — большая редкость, но все же он существует. Это идеальная ситуация, к сожалению, характерная не для многих.

Профессиональный выбор непосредственно связан с личност­ной идентификацией, и для него подходит примерно та же клас­сификация, которую предложил канадский психолог Д. Марше для типовых вариантов формирования идентичности. В профес­сиональной ориентации такая идентичность соответствует готов­ности к профессиональному самоопределению.

Первый, идеальный, вариант — «зрелая идентичность» -соответствует профессиональному выбору на уровне самоопределе­ния. Это самый благоприятный вариант профессионального выбо­ра, осуществляемый по схеме: профессиональный интерес, воз­никновение склонностей на основе выявленных способностей к какой-либо деятельности, профессиональная направленность и затем выбор профессии на основе призвания.

Второй вариант — «проба ролей» или «активный поиск» — характерен для деятельных подростков, которым не удалось встретиться со своим призванием, но они не теряют надежды его найти. Для этого они посещают кружки, станции юннатов, раз­личные студии, пытаясь найти любимое дело. Они нигде подолгу не задерживаются: поняв, что это дело не соответствует их инте­ресам, сразу отправляются в следующий кружок.

Иногда можно встретить и немолодых людей, находящихся в активном поиске своей профессии. Об этом образно написал М.А.Булгаков в «Белой гвардии»: «Целых лет двадцать человек за­нимается каким-либо делом, например читает римское право, а на двадцать первом — вдруг оказывается, что римское право не при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от несовершенства нашего социального строя, при котором люди сплошь и рядом попадают на свое место только к концу жизни». Таким людям, вероятно, стоит понять, что можно получать удовлетворение от работы, к которой есть хоть небольшой интерес — она будет приносить все большее удо­вольствие по мере дальнейшего ее освоения.

третий вариант– «предрешенный вариант» или «навязанная роль», для которой характерна ситуация следования роди­тельскому выбору. За такого выпускника все решили другие. Он может интересоваться компьютером больше всего на свете, нена­видеть химию, иметь склонности к профессиям «человек—техни­ка» — и по настоянию родителей после девятого класса выбирать химико-биологический десятый класс. Дело в том, что сам он ни­чем конкретным не интересуется, а родители-врачи рекомендуют поступать в медицинский университет.

Наконец, четвертый, самый неблагоприятный вари­ант— неопределенный, несложившийся выбор — характерен для школьников, относящихся к «диффузной» группе, которая отнюдь не малочисленна. Таким подросткам совершенно безразлично, что обучение в школе заканчивается и необходимо выбрать свой профессиональный путь. Они легко перемещаются в третий вари­ант, так как в конце концов за них выбирают учебное заведение небезразличные родители.

Технологию профессиональной ориентации школьников мож­но представить следующим образом.

1. Постановка цели. В отличие от технологии психолого-педаго­гической диагностики, в профессиональной ориентации цель практически всегда одна — достижение школьником более высо­кого уровня в профессиональном самоопределении. Длительность пути к достижению этой цели может быть различной. Для одних школьников — это подтверждение правильности своего профес­сионального выбора, для других — длинная дорога вместе с педа­гогом и родителями в поисках своего призвания.

2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных инте­ресов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости школьников.

Требования к анкете по изучению профессиональных намере­ний старшеклассников:

• она должна содержать вопросы, позволяющие составить об­щее представление о школьнике, т.е. имя, возраст, профессии родителей, их место работы и отношение родителей к профессио­нальному выбору школьника;

• для выявления интересов школьников к учебным дисципли­нам следует узнать их любимые предметы, но еще важнее — не­ любимые, что позволит определить соответствие профессиональ­ного выбора и интересов к учебным предметам и сведений об ус­певаемости;

• информация о том, чем любит заниматься школьник в свободное время, соотносится с учебными интересами и поможет уточнить сведения о профессиональных склонностях школьника;

• необходимо также выяснить, кто или что повлияло на выбор
профессии, когда произошел профессиональный выбор. Эта информация поможет определить устойчивость профессиональных интересов школьников.

3. Изучение учебных интересов школьников. Психологи часто используют для изучения интересов школьников к учебным предметам известную методику «Карта интересов». Она состоит из характеристик видов деятельности, связанных с отдельными учебными предметами (например, «Нравится проводить физические опыты»). Мы бы рекомендовали использовать для изучения интересов школьников методику Л.Голомштока и О. Мешковской. На основе «Карты интересов» ими была создана «Ориентировочно-диагностическая анкета направленности интересов» (ОДАНИ)
Методику можно легко найти в книгах по профессиональнойориентации.

4. Информирование школьников о типах профессий, объединенных по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования. Для этой цели можно использовать самые различные методы профессионального просвещения, и среди них такие, как беседа на тему «Защита профессий», встречи с представителями различных видов трудовой деятельности, экскурсии и многое другое. Центральным звеном в этой работе должно быть
разъяснение известной классификации профессий на группы по объекту труда: «человек—природа», «человек—техника», «человек —человек», «человек—знаковые системы», «человек—художественный образ» (см. подробнее: Климов Е.А. Как выбирать профессию. -М., 1987).

5. Изучение профессиональных склонностей школьников. Для этой
цели лучше всего использовать методику Е.А.Климова «Дифференциально диагностический опросник» (ДДО).

6. Профессиональная диагностика способностей и личностных
особенностей школьников. Для осуществления этого этапа профессиональной ориентации лучше привлечь профессионального психолога, что на практике бывает затруднительно в силу большей занятости школьного психолога. Для классного руководителя владеющего методами психологической диагностики, можно порекомендовать материал в приложении по использованию методов диагностики для изучения склонностей, способностей и личностных особенностей (см. Приложение 6).

7. Информация учащихся о противопоказаниях к профессиям. Известно, что все профессии делятся на две группы. Одни профессии не предъявляют строгих требований к человеку, и практически любой человек может овладеть ими при наличии интереса, склонностей, способностей и соответствующих личностных особенностей.

Для других профессий этого недостаточно — они предъявляю строгие требования к ряду психических, физиологических и физических особенностей человека. В последнюю группу входят профессии летчика, космонавта, машиниста, подводника, монтажника-высотника и др.

интерес → склонности → профнаправленность → призвание - student2.ru

Для этих профессий особенно важно знать противопоказания.

Учителю вовсе не обязательно изучать их по специальной лите­ратуре. Достаточно на уровне здравого смысла дать представление об элементарных противопоказаниях. Например, людям с плохим зрением не стоит выбирать профессии, которые требуют хороше­го зрения. Людям, имеющим сердечные заболевания, нельзя ра­ботать на высоте или под землей. Людям с заболеваниями позво­ночника или нарушениями в опорно-двигательном аппарате про­тивопоказаны профессии, требующие длительного нахождения на ногах, и т. п.

8. Заключительный этап профессиональной ориентации — про­фессиональная консультация школьника — не является завершаю­щим в работе по развитию интересов, склонностей и способно­стей школьника. Наоборот, главная цель профессиональной консуль­тации — на основе определенного уровня профессионального самооп­ределения создание индивидуальной программы для школьника по дальнейшей подготовке его к выбору жизненного пути.

Существует несколько правил, которые педагог обязан соблю­дать при проведении профессиональной консультации: 1) педагог не может рекомендовать какую-либо одну профессию и даже не­сколько профессий — это этическая норма психологов всего мира, занимающихся профессиональной ориентацией; 2) непра­вильный выбор жестоко мстит впоследствии, поэтому педагог должен не торопиться делать вывод о профессиональной деятель­ности, которая будто бы подходит школьнику. Пусть вопрос о вы­боре профессии остается открытым — человек сам должен при­нять окончательное решение. Школьнику необходимо самостоя­тельно определиться в профессиональном выборе, а психологи и педагоги могут только оказать ему помощь.

Разговор с учащимися проще вести по следующей схеме. Е.А. Климов предлагает учитывать восемь важнейших сторон выбора про­фессии, соответствующих на схеме сторонам (или углам) восьми­угольника (см. рис. 7). Каждая сторона может служить предметом разговора с подростком, что поможет ему в самоопределении. На­зовем эти восемь сторон выбора, которые совершенно равноправ­ны и одинаково значимы в профессиональном выборе.

1. Личные профессиональные планы (ЛПП). Речь идет о той профессии, которую выбирает школьник.

2. Мнение родителей о профессиональном выборе, по Климову — позиция старших (ПС). Родители знают свое чадо лучше дру­гих, и их мнение должно быть учтено при выборе профессии, од­нако не стоит слепо следовать рекомендации родителей.

3. Мнение учителей или позиция учителя (ПУ). Учитель-про­фессионал способен дать квалифицированный совет — ведь он наблюдал школьника много лет и в деятельности, и в свободном общении со сверстниками.

4. Информированность о профессии, которую выбирает подро­сток (Инф.). Речь пойдет о том, насколько школьник знает осо­бенности выбираемой профессии, условия труда.

5. Склонности школьника (Скл.). Выявляются для того, чтобы в первую очередь помочь школьнику сориентироваться в мире про­фессий. Разговор может быть очень полезен, если он пойдет о том, какие положительные и отрицательные стороны видит школьник в предпочитаемом виде деятельности (по результатам ДДО).

6. Способности школьника (СП). Они должны быть обязательноучтены как предпосылка успешности будущей профессиональнойдеятельности.

7. Уровень притязания (УП). Это соответствие желаний школь­ника и его возможностей. Притязания могут быть адекватными, т.е. уровень знаний, интеллектуальное развитие и способности со­ответствуют уровню выбираемой профессиональной сложности. Уровень притязаний может быть завышенным и заниженным.

8. Мнение товарищей по поводу выбора профессии, или пози­ция товарищей (ПТ). Эта позиция имеет как бы две стороны. Во-первых, мнение товарищей о развитии определенных сторон и способностей личности может быть учтено при выборе профессии отдельным учеником. Во-вторых, учащихся следует предостеречь от ошибки, когда выпускники поступают куда-либо «за компа­нию» с товарищем, чтобы играть по-прежнему в одной команде или просто потому, что не хочется расставаться. Классический
пример — это поступление Федора Шаляпина и Максима Горько­го в консерваторский хор, в который приняли не Шаляпина, а Горького.

Создание технологий профессиональной ориентации еще раз подтверждает, что технологизация учебно-воспитательного процесса – это явление зако-

номерное в педагогической науке и практике, происходящее вместе с детальным и глубоким изуче­нием закономерностей педагогического процесса, способное пе­ревести решение учебно-воспитательных задач на качественно но­вый уровень.

Рекомендуемая литература

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

Еремкин Ю.Л., Еремкина О. В., Еремкин А.Ю. Психодиагностика в учебно-воспитательной работе школы. — Рязань, 2000.

Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1989.

Кларк М. Технология образования или педагогическая технология. —

М., 1983.-№2.

Коротов М.В. Педагогическое требование. — М., 1966.

Монахов В. М. Аксиоматический подход к проектированию педагоги­ческих технологий // Педагогика. — 1997. — № 6. — С. 26 —31.

Назарова Т. С. Педагогические технологии: Новый этап эволюции? // Педагогика. — 1997. — № 3. — С. 20-27.

Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А.А.Крылова.—Л., 1987.

Саранцев Г. И. Теория, методика и технология обучения // Педагоги­ка. -1999. -№ 1.-С. 19-24.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагоги­ка. - М., 1997.

Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М.,1996.

Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М., 1999.

Планирование и организация профориентационной работы в школе

Спецификой профориентационной работы в школе является организация деятельности учебно-методического кабинета профессиональной ориентации учащихся, основными задачами которого являются:

· к окончанию неполной средней школы сформировать у учащихся готовность к обоснованному выбору пути получения образования в средних профессиональных, средних специальных учебных заведениях, 10–11-х классах дневных средних общеобразовательных школ, в вузах;

· подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;

· предоставить учащимся сведения о массовых профессиях, в которых нуждается современное общество;

· информировать учащихся о путях получения профессии;

· воспитывать уважение к разным видам профессиональной деятельности, особенно к профессиям в сфере материального производства;

· дать понятие о психофизиологических особенностях личности;

· познакомить с профессиями, в которых нуждается район, город.

Оказание практической помощи учителям, классным руководителям, психологам в организации профессиональной работы, вооружение их методическими приемами, обобщение и распространение передового педагогического опыта учителей по данной проблеме является основной методической задачей кабинета.

В работу методического объединения учителей и классных руководителей по организации профориентационной деятельности можно включить следующие вопросы:

· система образования в России;

· система профориентационной работы в городе, районе, школе;

· методика профориентационной работы по возрастным группам;

· психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками;

· методические основы профориентации во внеклассной работе;

· работа с учащимися по интересам;

· методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации;

· методы работы с родителями по вопросу выбора профессии;

· профориентация в процессе изучения основ наук.

Формы организации работы:

– урок-лекция,

– беседа,

– собрание,

– классный час,

– встречи с представителями предприятий, учебных заведений,

– работа с литературой и справочным материалом,

– прослушивание аудиозаписей и просмотр видеофильмов,

– психофизиологические обследования,

– организация выставок, анкетирование.

Учебное оборудование и технические средства обучения, макеты и плакаты – всё это должно наглядно представлять содержание рассказа о профессиях, о производстве, об учебном заведении.

В кабинете концентрируются материалы в виде планшетов, стендов, папок информационного характера по вопросам профессиональной ориентации:

– цели, задачи и содержание профориентационной работы;

– система образования в России: учебные заведения района, города, области;

– формы подготовки рабочих кадров на производстве;

– классификация профессий по предмету труда (по Е. А. Климову);

– справочная, научно-популярная и другая литература о профессиях;

– о людях труда;

– образцы планов профориентационной работы классных руководителей, руководителей методических объединений;

– примерная тематика профориентационных бесед, лекций для учителей, родителей;

– методические разработки уроков по различным предметам;

– разработки бесед о профессиях;

– материалы встреч с представителями разных профессий, рабочими специалистами;

– данные о работе кружков, факультативов, секций в школе;

– образцы объектов производительного труда учащихся 2–11-х классов.

Профориентационная работа с учащимися

По своей организационной структуре профессиональная ориентация – система многоступенчатая.

Первая ступень – трудовое воспитание. Осуществляется учителями труда, мастерами МУК, мастерами производственного обучения, родителями в семье.

Вторая ступень – профессиональное просвещение реализуется учителем и классным руководителем, библиотекарем, предприятиями района, учебными заведениями, средствами массовой информации, межведомственными советами по трудовому обучению и профориентации, городским центром профориентации молодежи.

Третья ступень – профессиональная консультация – проводится медицинскими работниками, школьным психологом, районным профконсультантом, специалистами городских центров профориентации

Следующая ступень – профессиональная адаптация – ею занимается педагогический совет школы, отдел кадров и социологическая служба базового предприятия, специалисты городских центров профориентации.

Профессиональный подбор и отбор является функцией кабинетов профподбора предприятий и кадровых служб, а также городских центров профориентации. Профориентация как система общественного и педагогического воздействия на молодежь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии требует четкого планирования этой работы с учетом целей и задач, поставленных обществом, возрастными особенностями и местными условиями. План профориентационной работы является разделом учебно-воспитательного плана школы.

Профориентационная работа планируется по следующим направлениям:

· трудовое воспитание;

· профессиональное просвещение;

· профессиональная консультация;

· адаптация выпускников.

Такая форма плана на год и по каждой параллели, каждому разделу позволяет анализировать систему работы за год. В каждой четверти следует определять объем работы.

Раздел «Возрастные задачи профориентации» определяет задачи по возрастам. Для профориентационной работы можно выделить 3 возрастные группы:

– 1–4 классы;

– 5–9 классы;

– 10–11 классы.

В первой возрастной группе мы должны решать задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, воспитанию любви к труду и уважения к представителям любой профессии.

Во второй группе – знакомить ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения. Решается задача общетрудовой подготовки подростков и создаются условия, облегчающие им выбор будущей профессии. Дается информация о путях получения различных профессий.

В третьей возрастной группе учащиеся получают допрофессиональную подготовку. Проводится углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, изучаются возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активным возрастом для профориентации является вторая группа учащихся. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать прежде всего активные формы, а не вербальные.

Виды урочной и внеурочной и внешкольной деятельности для проведения профориентационных мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова):

"Человек-природа": лабораторные, практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, выполнение работ на уроке сельскохозяйственного труда, в юннатских кружках, работа на приусадебном участке, в саду, в огороде, уход за животными.

"Человек-техника": лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

"Человек-человек": разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно – организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

"Человек-знаковая система": выполнение письменных работ по разным предметам, чтение, ведение записей, выписок дневников, коллекционирование, упорядоченное накопление разного рода сведений (вырезок из газет, выписок картотек), перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, подсчетов, чертежей, схем.

"Человек-художественный образ": разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, пения, участие в эстетическом оформлении класса, школы, домашней обстановки, личных вещей, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях.

Дни науки, техники и производства

Обычно эти дни проводятся в январские каникулы и являются этапом подведения итогов работы школы по этому направлению. Как правило, это встречи с представителями науки, техники и производства, это экскурсии, конференции. Такая форма деятельности – не кампания, это одно из направлений работы кабинета с учащимися по интересам. В кабинете профориентации оформляется стенд «Наука, техника и производство». В 9–11 классах ребята могут быть объединены по интересам по профессиональному признаку. Для них кабинет организует экскурсии по профилям, встречи со специалистами, конкурсы «Лучший по профессии»", профессиографические исследования. Кабинет совместно с ребятами этих профилей организует недели профиля, по возможности приурочивая их к профессиональным праздникам.

Одной из активных форм работы старшеклассника является пропаганда своей профессии в 1–4 классах. Кабинет выделяет лучших представителей каждой профессии и организует под руководством учителя выступления этих ребят в классах, экскурсии в мастерские МУК и предприятий. Эти ребята оказывают помощь учителям и классным руководителям младших классов в проведении бесед по вопросам науки, техники и производства, оказывают практическую помощь в организации кружков.

Кружковая работа и техническое творчество

Одним из самых эффективных методов профориентационной работы по интересам является кружок, техническое творчество. В начале учебного года руководителю кружка совместно с классным руководителем, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы необходимо провести в кабинете беседу с учащимися разных классов и показать экспонаты, творческие работы, то есть то, чему их научат. Кабинет постоянно организует творческие выставки учащихся, информирует педсовет школы, ребят, родителей о техническом творчестве, организует совместное обсуждение вопросов кружковой работы с руководителем кружка, классным руководителем, выступление руководителей кружков перед родителями.

Видеолекторий

Методика видеоуроков известна, и все её элементы применимы на видеолектории. Но видеолектории для учащихся имеют свои задачи. Ответственный за видеолекторий заботится не только об организации фильма и приглашении специалиста, но и о разработке к каждой теме вопросов, отвечающим задачам лектория, подборе заданий учащимся. Вступительные беседы перед началом просмотра могут провести родители, специалисты той отрасли, которая сегодня демонстрируется, учителя, классные руководители. Эта форма работы должна строиться на активных методах обучения. Задача организаторов лектория не просто показать фильм, а заставить ученика подумать, проанализировать содержание в применении к своим возможностям, интересам. Эти размышления могут быть в виде выступлений, участия в диспутах, написании сочинений, рефератов, составления интервью и профессиографических исследований.

По содержанию лекторий для первой возрастной группы представляет знакомство ребят с техникой, технологией производства, с людьми труда, необходимостью и полезностью того, что производят на предприятиях.

Техника фильмов для второй группы учащихся раскрывает формулу выбора профессии «хочу – могу – надо».

Для 9–11 классов демонстрируются фильмы о конкретных профессиях, в которых показаны характер работы, условия труда, возможности профессионального роста, передовые приемы работы. Так как учащиеся сами в этом возрасте осваивают конкретную специальность, после просмотра можно организовать беседу, обсуждение по специальности. На такое мероприятие можно пригласить специалистов из этой области.

Работа с родителями

Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которой лежат трудности семейного воспитания – непонимание родителями своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности и, главное, мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих учащихся, так и их родителей. Как отмечает И. С. Кон, попытки родителей ускорить, форсировать процесс профессионального самоопределения путем прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелания вообще что-либо выбирать.

Представления родителей о “правильном” выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на “престижности” той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Родителям нынешних подростков не только сложно предположить, какие ценности будут адекватны завтрашнему дню, но еще и передать своему ребенку те ценностно-нормативные модели, которым они не следуют сами и не всегда могут полностью их принять. Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся.

Путь взрослеющего человека к будущей профессии так или иначе закладывается в семье, так как семья является одним из главных звеньев в системе профориентации. Вот почему в деятельности кабинета важное место должно быть отведено педагогическому просвещению родителей по вопросам трудового воспитания и профессиональной ориентации. Одной из форм работы с родителями являются родительские лектории. Эффективность родительских лекториев значительно повышается, если программа лектория рассчитана на несколько лет, занятия целесообразно начинать с родителями учащихся 1 класса, тогда они как бы переходят из класса в класс вместе со своими детьми, и заканчивать в 11 классе. Хорошо, если тематика профпросвещения родителей дополняется обсуждением опыта трудового воспитания и подготовки к выбору профессии, решением педагогической ситуации, показом кинофильмов специалистами по профориентации. В качестве лекторов и докладчиков могут выступать учителя, родители, преподаватели учебных заведений, работники народного образования, специалисты предприятий, руководители местных партийных и хозяйственных органов, специалисты Центра профориентации.

Индивидуальная консультация в школе

Итогом, а потому очень ответственным моментом профориентационной работы с учеником средней школы, является профконсультация. Учитель, психолог в своей деятельности по данному направлению может руководствоваться литературой, указанной в УМК, в которой дается полное представление об изучении учащихся в целях профконсультации (в условиях школ). При проведении профессиональной консультации могут складываться сложные ситуации, требующие помощи специалистов. Такая помощь может быть оказана специалистами городского центра профориентации молодежи. Профконсультация должна основываться на объективных параметрах. А эти параметры могут быть получены из наблюдений за учеником, анкетных опросов, медицинских и психофизиологических обследований. Медицинские показатели здоровья – это начальная ступень изучения личности. Определение физических возможностей освоения профессии дополняется психофизиологическими данными, которые позволяют определить и соразмерить возможности человека с требованиями профессии к человеку. Эти обследования должен проводить дипломированный специалист. В условиях школы можно путем тестового обследования выявить группу интересов у ученика.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный профессором Е. А. Климовым, позволяет определить склонность ученика к определенному виду деятельности. Необходимым элементом профконсультации являются наблюдения за учеником. Очень важно, чтобы они велись в динамике с 5-го класса. Объективность выводов складывается из наблюдений и мнений родителей, классного руководителя, коллектива учащихся за личностью ребенка, его самооценкой. Для этого при сопоставлении наблюдений необходима целенаправленность и многосторонность. Родители знают общее состояние здоровья, травмы, перенесенные заболевания, могут наблюдать, как выполняется режим, добросовестность, аккуратность, самостоятельность в выполнении работ, общительность, отзывчивость, любимые и нелюбимые занятия. Классный руководитель знает ученика по деятельности в школе, по учебному труду, общественной деятельности и может делать выводы по предметам, где ученик проявляет самостоятельность и творчество.

Самооценку можно выявить путем беседы с учеником по вопросам, выявляющим интерес к предмету, по затруднениям в изучении предметов, затратам времени на домашнее задание, выполнению общественный поручений, использованию свободного времени, по любимым книгам. Выясняются вопросы об обоснованности выбора, о самооценке черт характера у себя, у взрослых, о выборе профессии, о практических деяниях по изучению выбранной профессии.

Мнение коллектива об ученике изучается методом социометрической методики, известным методом в социологических исследованиях. Наблюдения классного руководителя, учителей в конце каждого года с 5-го класса вносятся в профориентационную карту учащегося. Эта карта должна быть листком личного дела ученика.

Вышеперечисленные данные и наблюдения, обобщение их в профконсультационной карте, являются теми объективными элементами, на основе которых дается профконсультация. Эта целенаправленная индивидуальная работа с учеником имеет большое государственное значение и, конечно, оказывает помощь выпускнику. Успех такой работы – в правильном выборе старшеклассником специальности, а значит и в максимальной отдаче государству. А это одна из немаловажных целей, которые ставит перед школой общество, в гармоничном воспитании человека.

Возрастные особенности профконсультирования школьников

У школьников старшего возраста ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение. Особую актуальность приобретает вопрос «кем быть?». Начинается активный поиск своей будущей профессиональной роли и экспериментирование в разных ролях.

На разных возрастных этапах профессиональное самоопределение выражено в различной степени. В связи с этим в управлении профориентацией школьников опора делается на ведущий вид деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Появляется реальная возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их профессионального самоопределения.

Для эффективного управления профессиональным самоопределением учащейся молодежи выделяют показатели, характеризующие его как процесс, который предполагает развитие личности – субъекта будущей профессиональной деятельности:

1. Информированность учащегося, знание структуры народного хозяйства и видов профессионального образования, состояния рынка труда, содержания и условий труда по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность).

2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда).

3. Выраженность профессиональных интересов: наличие устойчивых профессиональных интересов в определенной области деятельности и конкретной профессии.

4. Наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности.

5. Практический опыт в области избранной трудовой деятельности (занятия в кружках, секциях, музыкальной школе, на факультативах и т. д.).

6. Сформированность и устойчивость профессиональных намерений, их обоснованность (достаточные знания о содержании профессии, условиях труда, путях получения образования по специальности, а также о своих интересах, склонностях и способностях).

7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности).

8. Состояние здоровья, позволяющее избрать данный вид деятельности (профессию), что подтверждается при необходимости заключением врача.

Основным критерием эффективности работы по профориентации в школьный период является сформированность профессионального плана оптанта.

Основная задача профконсультирования клиента в ситуации выбора профессии – помочь человеку ответить на 3 главных вопроса: что он хочет, выбирая профессию («хочу»), что может («могу») и что пользуется спросом на рынке труда («надо»).

«Хочу» часто является ошибочным, так как большинство подростков имеют недостаточные знания о мире профессий, ошибочное представление о содержании профессий. Часть молодежи желает получить престижные профессии (менеджер, брокер и т. д.), не задумываясь о том, какие требования предъявляют эти профессии к человеку.

Понятие «могу» включает в себя:

· образовательный уровень и качество знаний;

· состояние здоровья и медицинскую пригодность к профессии;

· темперамент, характер человека и их соответствие выбранной профессии;

· специальные способности (технические, математические, педагогические, музыкальные и др.);

· психофизиологические особенности (координация движений, особенности внимания, мышления, памяти).

Понятие «надо» – это знание потребностей рынка труда (причем в той местности, в которой человек собирается в дальнейшем работать), включающее информацию:

· о наличии и устойчивости спроса на данную профессию на предприятиях различных форм собственности;

· уровне конкуренции специалистов данного профиля на рынке труда;

· возможностях обучения и повышения квалификации в различных учебных заведениях (в вузах, техникумах, профтехучилищах, учебно-курсовых комбинатах, на курсах и т. д.);

· особенностях выбранной профессии: условиях труда и оплаты, положительных и отрицательных сторонах данной профессиональной деятельности.

Профконсультант, используя специальные методики, либо подтвердит выбор, либо посоветует молодому человеку реализовать себя в другой области с учетом его интересов, возможностей и потребностей рынка труда.

Наши рекомендации