В чем же он состоит?
1. В процессе управления школой педагогический анализ урока оказывает наиболее активное и непосредственное влияние на конечные результаты учебно-воспитательного процесса, так как он является одним из главнейших способов управления качеством преподавания, формированием качества знаний учеников и уровнем их воспитанности. Все остальные действия администрации могут оказывать действенное влияние на становление и развитие этих трех важнейших позиций лишь в том случае, если основываются на данных, полученных в результате посещения руководителями уроков.
2. Посещение и педагогический анализ урока— незаменимый инструмент изучения учителя и системы его работы. Урок— всегда срез типичного в творческом арсенале учителя, ибо часть есть всегда отражение целого, а в целом отражается его часть. Изучить педагога, минуя его уроки, невозможно.
3. Анализ урока — важнейший путь формирования единого отношения учителя к решению основных вопросов обучения и воспитания и прежде всего единого отношения к оценке знаний учеников и использованию отметки.
4. Педагогический анализ урока лежит в основе обобщения и в какой-то мере распространения передового опыта. Кроме того, он дает возможность отличить педагогическое новаторство от прожектерства и ненужной «отсебятины».
5. Посещение урока и его анализ — важнейшее и эффективное средство индивидуальной методической работы руководителя с учителем.
6. Именно через педагогический анализ урока возможно наиболее эффективно формировать и развивать связи преемственности.
7. Анализ урока — способ предельной конкретизации управления учебно-воспитательным процессом, дающий возможность путем личного оперативного вмешательства руководителя школы оказывать влияние на методы обучения, на отбор и формирование учебного материала, на выбор и правильное сочетание форм организации познавательной деятельности учащихся.
8. Педагогический анализ урока — важнейший канал формирования и развития творческой активности учителей.
9. Педагогический анализ урока — действенное средство воспитания у учащихся критического отношения к своему труду и в какой-то мере практикум для учителей по самоанализу.
10. Анализ урока — это средство стимулирования самообразования педагога. Содержательная сторона процесса самообразования педагога в определенной своей части должна формироваться на основе анализа урока.
11. Педагогический анализ урока — средство влияния руководителя школы на формирование отношений сотрудничества между учеником и учителем.
12. Посещение и анализ урока, если он осуществляется в определенной системе, несет в себе постоянный элемент проверки исполнения, воспитывает у учителя чувство ответственности за порученное дело и исполнительскую дисциплину.
13. Присутствие руководителя на уроке и дальнейший его анализ — важнейший элемент выделения уровня воспитанности педагогического коллектива, источник формирования представления руководителя об этом уровне, что само по себе чрезвычайно важно для успешного решения всех задач, стоящих перед школой.
14. Анализ урока является средством формирования авторитета руководителя в коллективе, если он осуществляется на высоком уровне. Это «камертон», по которому педагогический коллектив проверяет и определяет педагогическое и управленческое мастерство руководителя. Это узел побед и поражений не только учителя, но и администратора. Это — экзамен для аналитика.
Педагогический анализ урока — исток формирования отношений сотрудничества между руководителем и учителем. Это не административно-управленческий акт, а тончайшая психолого-педагогическая операция, являющаяся своеобразным, но достаточно острым инструментом критики работы учителя. Поэтому осуществляться она должна в доброжелательном ключе, на высоком уровне объективности, научной аргументированности, предельной тактичности и осторожности. В этом процессе со стороны руководителя школы не должно быть места приблизительным суждениям, некомпетентным мнениям, бездоказательным выводам. Быть судьей другому учителю — дело чрезвычайно трудное и ответственное, и руководитель, берущийся за него, должен быть хорошо подготовлен во всех отношениях, ибо, как метко заметил Марк Твен, человек не должен критиковать другого человека на той почве, на которой он сам не стоит перпендикулярно.
Мы много говорим о необходимости более четких критериев оценки работы учителя и школы, полагая, что в их отсутствии кроются многие наши беды, в том числе и формализм в оценке деятельности учителя и педагогического коллектива в целом. Критерии, конечно, нужны. Без них достаточно трудно дать оценку деятельности такой сложной системы, как школа. Но не забываем ли мы при этом, что одних критериев недостаточно для того, чтобы осуществить то или иное оценочное суждение?
Анализ внешних связей урока:
– установление места и цели урока в изучаемой теме или разделе программы;
– определение характера связи данного урока с предыдущими и последующими уроками;
– обозначение возможных межпредметных связей.
Это в какой-то степени внешние связи урока. Свое продолжение они должны получить в анализе триединой цели урока, которая является как бы переходным мостиком от внешних к внутренним связям урока.
Анализ триединой цели урока:
– анализ состава триединой цели урока;
– содержание познавательного, воспитывающего и развивающего аспектов цели;
– определение соответствия цели урока теме, подлежащей изучению на данном уроке;
– анализ взаимодействия аспектов триединой цели урока;
– определение реальности сформированной для данного урока цели; вывод о том, насколько глубоко триединая цель урока осмыслена учителем.
С выполнением перечисленных операций создается необходимая предпосылка для осуществления глубокого анализа внутреннего механизма урока, познания его сущностных сторон и свойств.
Морфологический анализ:
– расчленение урока на учебно-воспитательные моменты и определение их учебно-воспитательных задач;
– характеристика учебно-воспитательных моментов;
– объединение учебно-воспитательных моментов в этапы и определение учебно-воспитательных моментов каждого этапа;
– характеристика этапов урока.
Затем необходимо определить, каким образом связаны учебно-воспитательные моменты между собой и как они взаимодействуют.
Для этого необходимо осуществить структурный аспект анализа:
– установления соответствия содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности друг другу и учебно-воспитательной задаче учебно-воспитательного момента;
– установление соответствия каждого учебно-воспитательного момента учебно-воспитательной задаче этапа;
– выделение центрального типообразующего этапа урока.