Выявление нарушений письма и чтения
Логопедическое обследование детей с дисграфией и дислексией должно установить:
1) степень усвоения навыков звукового анализа;
2) степень усвоения навыков письма и чтения;
3) состояние устной речи в целом, т.е. уровень развития фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон языка.
Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих ее звуков, без чего процессы письма' и чтения оказываются невозможными. Таким образом, прежде всего необходимо выявить готовность ребенка устно производить анализ звукового состава слов. Для этой цели существует много разнообразных приемов:
1. Различение и выделение звуков из состава слова. Сначала проверяется умение выделять гласные звуки.
Логопед произносит громко и протяжно звуки а и о Предлагает ребенку повторять эти звуки за ним. Затем называет слова, где эти звуки стоят в начале и находятся под ударением (осы, Аня, Аля, Оля и др.), а ребенок определяет, какой первый звук в каждом слове. Аналогично отрабатываются все остальные гласные звуки.
После этого можно предложить ребенку выделять согласный звук, прежде находящийся в конце слова, затем — в начале.
Логопед называет слова, а ребенок поднимает руку, если услышит слово, оканчивающееся (начинающееся) на заданный звук.
Придумывание ребенком слов, начинающихся на заданный звук.
Логопед вначале сам называет ряд слов, начинающихся на какой-то звук, например: мыло, мама, мальчик, муха, машина. А затем просит ребенка придумать и назвать слова, начинающиеся ни звук ш, далее — на звук с и т. д.
Подбор ребенком картинок, названия которых начинаются на заданный звук.
Логопеду для этой цели следует иметь несколько наборов картинок. Каждый такой набор должен содержать картинки, названия которых начинаются:
а) с заданного звука (картинки, которые надо будет отобрать ребенку);
б) со звуков, наиболее часто смешиваемых с заданным;
в) с других звуков.
Например, ребенок должен отобрать картинки, названия которых начинаются на звук ш. В таком случае ему предъявляют следующий набор картинок: чашка, каша, шар, шуба, шалаш, шапка, шляпа, шарф, шкаф, цапля, зубы, собака, жук, желуди, чулки, цыпленок, цепь, сарафан, скамейка, сани, сумка, щетка, щипцы, зонт, платье, лейка, карандаш, стол, школа и т. д.
Ребенок отбирает только нужные картинки, а остальные откладывает в сторону.
Распределение ребенком картинок, названия которых начинаются с наиболее часто смешиваемых детьми звуков.
Этот прием требует (в отличие от предыдущего), чтобы все предложенные ребенку картинки были им распределены по соответствующим группам.
Ребенку предъявляют картинки, названия которых начинаются со смешиваемых звуков. Например, набор состоит из картинок с предметами, названия которых начинаются на звуки с и ш. Ребенок должен внимательно подумать и разложить картинки на две соответствующие группы.
5. Сравнение слов (паронимов) по звуковому составу. Ребенку предъявляют набор картинок, из которых он должен подобрать такие пары, названия которых различаются лишь одним звуком, например: рак. — лак, жук — лук, дом — ком, мак — бак, лом — сом, коза — коса.
6. Деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки. Ребенку дают для анализа предложение и слова, предлагают сосчитать количество слов в предложении и звуков в слове; определить, из каких звуков оно состоит, какова последовательность звуков, затем назвать звуки по порядку.
Обследование письма
Обследование начинают с самых простых задании. Наиболее доступно для ребенка задание сложить слова из разрезной азбуки.
Логопед показывает картинки с изображениями предметов и складывает соответствующие слова. Вначале для облегчения задания можно давать ребенку не все буквы азбуки, а лишь те, из которых состоит то или иное слово. Например, если на картинке изображен кот, нужно дать ребенку О, Т, К. Если задание будет выполнено правильно, ребенку предоставляют все буквы азбуки.
Далее приступают непосредственно к письму, также начиная с наиболее легких вариантов: