Исследование и оценка физического развития детей и подростков
Онтогенез− это индивидуальное развитие организма, включая весь комплекс последовательных и необратимых изменений, начиная с момента образования зиготы и заканчивая смертью организма. В ходе онтогенеза реализуется наследственная программа развития организма в конкретных условиях среды [4].
Пренатальный период развития (внутриутробный, эмбриональный) начинается с момента зачатия до рождения ребенка.
Постнатальный период начинается с рождения и заканчивается смертью человека. В нем выделяют следующие этапы развития: ранний, зрелый и заключительный (период старения) [2].
Развитие− это процесс количественных и качественных изменений, связанных с усложнением функций и взаимодействию всех его систем. Развитие происходит непрерывно и скачкообразно на любом возрастном этапе.
Рост−это количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.
Ускоренными периодами роста у детей являются: возраст до 1 года, от 6 до 7 лет, от 11 до 13 лет (препубертатный скачок роста) в течение которых размеры тела увеличиваются наиболее интенсивно.
Основными периодами интенсивной дифференцировки органов и тканей, определяющей степень созревания органов и систем, являются: возраст от 1 года до 4 лет, от 8 до 10 лет и от 14 до 20 лет [9].
Гетерохронность (неодновременность) роста и развития (П.К.Анохин)- созревание разных систем происходит неодновременно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребности организма и его деятельности, обеспечивая более адекватное приспособление в различные возрастные периоды [2].
Надежность биологической системы (А.А.Маркосян)- это такой уровень регулирования процессов в организме, при котором обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям, и с быстрым возвратом к исходному состоянию
«Энергетическое правило скелетных мышц» (И. А. Аршавский)- деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры [12].
Возрастной период-это тот отрезок времени, в пределах которого процессы роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны.
Календарный возраст (хронологический, паспортный)− это период жизни ребенка от рождения до настоящего времени, который имеет четкую возрастную границу (день, месяц, год).
Биологический возраст (анатомо-физиологический)− это совокупность обменных, морфологических, функциональных и регуляторных особенностей организма, зависящих от индивидуальных темпов роста и развития.
Критериями биологического возраста являются: рост и масса тела, степень развития вторичных половых признаков, сроки и степень окостенения скелета, сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, уровень развития интеллекта и т.д. [2].
Акселерация- ускоренный темп развития. Констатируется тогда, когда биологический возраст опережает паспортный.
Ретардация- замедленный темп развития.Констатируется тогда, когда биологический возраст отстает от паспортного.
Средний темп развития- к определенному паспортному возрасту, ребенок достигает определенное морфофункциональное развитие.
Критические периоды− это такие периоды развития организма, в течение которых он становится наиболее уязвим к действию внешних факторов среды. Это периоды: 3-4 года, 7-8 лет, 11-14- у девочек; 12-15 у мальчиков.
Сенситивный период− это период интенсивного роста и развития той или иной системы, в течение которого отмечается ее повышенная чувствительность к действию факторов среды. К таким периодам относятся периоды: до 1 года, 4-5, 7-8 и 12-15 лет.Если в эти периоды на организм действуют нужные факторы, от которых зависит развитие данной функции, то она максимально развивается, но если же такие факторы отсутствуют, то функция может развиваться плохо или вообще не развиваться. Если необходимые раздражители появляются в более поздние сроки, то наверстать упущенное в развитии ребенка не всегда возможно.
Физическое развитие− это состояние морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического развития. Оно является одним из ведущих признаков здоровья [3, 9,12].
Показателями физического развития являются:
1. Соматометрические− рост и масса тела, окружность грудной клетки.
2. Соматоскопические− форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение и телосложение, половое развитие.
3. Физиометрические− жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, частота сердечных сокращений, уровень артериального давления и др.
На физическое развитие оказывают влияние наследственность, болезни, климат и условия жизни. Показатели физического развития заметно снижаются, если развитие ребенка проходит в плохих бытовых условиях, связанных с недостаточным количеством свежего воздуха, солнца, при неполноценном питании, недосыпании, малоподвижном образе жизни, сопровождается острыми и хроническими заболеваниями [7].
Основнымиметодами оценкифизического развития являются:
1. Центильный метод− заключается в оценке показателей физического развития по центильным шкалам.
2. Метод индексов -основан на расчете полученных результатов с помощью формул и сравнении их с нормативными данными.
3. Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития.
4. Скрининг-тесты.
5. Метод комплексной оценки− предполагает не только определение морфофункционального статуса (степени и гармоничности развития), но и установления уровня биологического развития детей [1].
Лабораторная работа №1
Тема: «Оценка физического развития детей и подростков методом индексов»
Цель работы: получить навыки измерения основных показателей физического развития. Произвести расчеты с помощью индексов и оценить полученные результаты.
Оборудование: ростометр, напольные весы, сантиметровая лента, динамометр.
Антропометрические измерения лучше проводить в медицинском кабинете, в первой половине дня, без верхней одежды и обуви [14].
Измерение роста
Проводится с помощью ростометра. Испытуемый должен встать на платформу ростометра, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Полученный результат фиксируется. Точность измерения до 0,5см.
Определение массы тела
Проводится с помощью медицинских весов. Испытуемый становится на середину площадки весов без верхней одежды и обуви. Полученный результат фиксируется. Точность измерения до100г.