Пропедевтика элементарных математических представлений

Формирование элементарных математических представлений есть средство умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Стремление познать окружающий мир присуще каждому человеку, есть оно и в каждом ребенке.

Однако познание - функция не только интеллекта, но и личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность, самостоятельность, уверенность в себе, в своих силах. От активного психологического настроя зависит, насколько проявится и разовьется у ребенка интерес к окружающему миру, людям, стремление узнавать и учиться новому.

Мышление детей от двух до трех лет носит преимущественно наглядно-действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно-манипулятивная игра. Это самостоятельная игра ребенка, в ходе которой он, манипулируя, практически соотносит предметы по размеру, форме, знакомится с их внутренним устройством.

Очень важно создать условия для организации такой игры, так как именно в ней развивается интеллект ребенка.

У детей с общим недоразвитием речи пропедевтика элементарных математических представлений должна осуществляться особенно системно, так как словарь таких детей минимален, и формирование понятийного и активного словаря идет параллельно с формированием математических представлений.

Задачами этого раздела коррекционной работы являются: формирование основных сенсорных эталонов и обозначения их словом.

1. Эталонные формы:

а) объемные (куб, шар, кирпичик, призма, конус, цилиндр);

б) плоские (круг, квадрат, треугольник, овал).

2. Эталонные величины:

а) большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже;

б) сопоставление по величине трех-четырех предметов с разницей от ½ до ¼ от каждой предыдущей величины.

3. Эталоны цвета: дети узнают и соотносят красный, желтым, зеленый, синий, черный, белый, розовый, фиолетовый, оранжевый цвета.

Дети должны научиться сравнивать множества: один много, один - два, один - два - три.

Очень важны игры на обобщение признака: «отбери все красные фигуры», «отбери все большие фигуры», «отбери все квадраты».

Труднее дается детям обобщение на основе функции: «выбери тех, кто живет в лесу» (из фигурок животных).

Работа по формированию математических представлении тесно связана с работой по воспитанию навыков конструктивного и ориентировочного праксиса.

В системе коррекционной работы эти виды деятельности спланированы в одном разделе (см. Приложение, табл. 6).

Программа формирования элементарных математических представлений

Октябрь

Первая неделя

I.

Эталонные формы, величины.

§ Кубик - кубики: один - много, много - мало.

§ Большой - маленький (на кубиках).

Классификация: разложи большие кубики - маленькие кубики.

II.

Навыки конструктивного праксиса.

§ Дорожка из кубиков одной величины, разных цветов.

§ Башенка из кубиков одной величины, разных цветов.

III.

Словарь:

§ Кубик, большой - маленький, много, мало, дорожка, башенка.

§ «Кубик за кубиком», «кубик на кубик».

Вторая неделя

I.

Эталонные формы, величины.

§ Шар - шары: «один - много», «много - мало».

§ Большой - маленький.

Классификация. Разложи большие и маленькие шары.

II.

Навыки конструктивного праксиса.

Бусы из шариков одной величины.

III.

Словарь: шар, шары, один шарик, большой, маленький, много, мало, бусы, катится.

Третья неделя

I.

Эталонные формы, величины.

§ Куб - шар; кубик - шарик; кубы - шары; кубики - шарики; катится - не катится.

§ Большой - маленький (куб - кубик, шар - шарик).

§ Дорожка: длинная - короткая.

§ Много - мало - один.

Классификация: кубы - шары, большие - маленькие.

II.

Навыки конструктивного праксиса.

§ Дорожка длинная - короткая (из кубов).

§ Бусы длинные - короткие (из шаров).

III.

Словарь: длинная - короткая.

Четвертая неделя

I.

§ Круг, кружок, круги.

§ Большой - маленький (круги).

§ Дорожка длиннаякороткая (из кругов).

§ Один, мало, много (на кругах).

§ Одинаковые (по цвету).

§ Классификация (шары - круги): большие - маленькие (круги); одинаковые по цвету (круги).

II.

Наши рекомендации