Требования к современной вузовской лекции
Лекция – логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса, часто сопровождающееся демонстрацией опытов и наглядных пособий. В общих чертах лекцию иногда характеризуют как систематизированное изложение важных проблем науки посредством живой и хорошо организованной речи. Основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни.
С учетом этих требований каждая лекция в вузе:
– должна иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
– твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;
– законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;
– быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;
– проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед курсантами и слушателями вопросы для размышления;
– обладать силой логической аргументации и вызывать у обучающихся необходимый интерес познания, давать направление для самостоятельной работы;
– находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;
– отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);
– быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
– излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;
– быть доступной для восприятия данной аудиторией.
Кроме научного содержания большое значение следует придавать доходчивости лекции, восприятию и усвоению материала курсантами и слушателями, так как в конечном счете в этом и состоит главная цель лекционного этапа обучения.
Отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, обзорные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции. Кратко остановимся на них.
Вводная лекция – один из наиболее важных и трудных видов лекции при чтении систематических курсов. От правильного ее построения и преподнесения во многом зависит успех усвоения всего курса.
Заключительная лекция предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки.
Обзорные лекции читаются, как правило, дипломникам. Это концентрированное, т. е. насыщенное последними данными изложение материала по отдельным разделам разных дисциплин, освещающих круг вопросов, которые возникают у категории курсантов и слушателей при работе над дипломными проектами (работами) и подготовке к государственным экзаменам.
Особенности подготовки к традиционной лекции.
Подготовка лекции – это процесс отбора и структурирования содержания учебного материала, распределение его по времени, продумывание логики построения лекции, выделение наиболее важных моментов из всего материала, который нужно изложить.
Главнейшее требование при подготовке к лекции – это поставить проблему и сделать это правильно. Толковая, квалифицированная лекция отличается от аморфной, эклектичной тем, что в ней есть твердый теоретический стержень, генеральная линия мысли. Умение найти руководящую нить, основную идею в каждой лекции, несомненно, имеет решающее значение. Формы и методы работы над темой во многом зависят от сложности темы, памяти лектора, сложившихся привычек и опыта, от конкретных особенностей аудитории, в которой приходится выступать.
Порядок подготовки преподавателя к текущему учебному занятию можно представить в виде некоторого алгоритма, этапами творчества которого являются замысел занятия, разработка этого замысла, его реализация.
При разработке замысла занятия военный преподаватель должен руководствоваться исходной документацией: учебной программой, тематическим планом изучения учебной дисциплины и частной методикой.
Основное внимание при подготовке лекции должно быть сосредоточено на выборе методических приемов, способствующих реализации творческого замысла преподавателя.
Разумеется, каждое занятие – результат педагогического творчества преподавателя, который несет личную ответственность за его эффективность. Разработав план и композицию лекции, он приступает к обдумыванию и выбору методов изложения материала и приемов доказательств, наиболее целесообразных в лекции. В его распоряжении имеется несколько методов: дедуктивный, индуктивный, рассуждение по аналогии, а также большое число приемов для активизации познавательной деятельности курсантов и слушателей – обращение к аудитории, авторитетам, различные виды вопросов, в частности риторический или вопрос к заочным оппонентам, доказательство от противного или метод исключения, прием сведения противоположных взглядов к абсурду, различные виды словесной и зрительной наглядности, применение юмора, сарказма и др.
Заканчивая подготовку к занятию, преподаватель должен еще раз проверить соразмерность его частей, продумать, с чего начать, как расположить материал, переходить от одного вопроса к другому, выразить главную мысль.
Важным средством повышения наглядности лекции является использование не только аудиальных (воспринимаемых на слух), но и визуальных (воспринимаемых зрительно) наглядных материалов.
Повышение эффективности усвоения материала происходит за счет активизации одновременно нескольких каналов восприятия. И оно особенно значительно, когда наглядность демонстрируется с помощью технических и компьютерных средств. Это позволяет преподносить материал крупным планом и в динамике.
Плакаты, модели, диафильмы и другие наглядные пособия должны быть в минимально необходимом количестве, они только дополняют материал, излагаемый на доске. Объяснение материала только по плакатам и обилие самих плакатов не оставляет никакого следа в конспекте (если не выдается в качестве раздаточного материала) и поэтому не может быть признано целесообразным. Опыт показывает, что плакатами представляются, как правило, схемы, требующие углубленного изучения. Каждый плакат, используемый на лекции, должен быть законченным произведением.
Диафильмы, диапозитивы и другие аудиовизуальные и компьютерные средства должны соответствовать основному замыслу лекции. Объем материала, выносимого на один кадр, не должен быть большим.