Основные категории педагогики
Категория (высказывание, признак) – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности.
I. Воспитание
Воспитание - управление процессом развития личности школьника
(П.И. Пидкасистый).
Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности
(И.П. Подласый).
II. Обучение.
Обучение — специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения, развитие умственных сил, потенциальных возможностей обучаемых, накопление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями
(И.П. Подласый).
III.Образование — Система знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик в процессе обучения.(И.П.Подласый)
Образование — результат обучения, это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
IV. Развитие — Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.(И.П.Подласый)
V.Формирование.
— процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания)(В.И.Смирнов).
VI. Педагогический процесс - совокупность последовательных действий учителя и ученика с целью образования, развития и формирования личности последнего (Т.А. Стефановская).
Педагогический процесс — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания (В.А. Сластенин).
VII. Педагогическое взаимодействие - прямое или косвенное воздействие субьектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.(В.А.Сластенин).
VIII.Самовоспитание- осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, с/образование, с/совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.(В.И.Смирнов).
С/образование - активная целенаправленная познавательная деятельность ч-ка, связанная с поиском и усвоением знаний в интерсующей его области. (В.И.Смирнов).
IХ. Социализация-усвоение человеком ценностей. Норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им соц. связей и соц. опыта.(В.И.Смирнов).
Х. Педагогическая деятельность- это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьника. (В.А. Сластенин).
Педагогическая деятельность - особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и и подготовка к выполнению определенных социальных ролей в обществе
(В.А. Сластенин).
5) Функции педагогики:
а) теоретическая (изучение опыта, построение моделей обучения, выявление состоя
ния педагогической действительности);
б) технологическая (разработка методических материалов, внедрение в практику).
Задачи педагогики.
- раскрытие закономерностей в области обучения, воспитания, образования:—
- изучение и обобщение опыта;
- разработка новых методов, форм и средств:
- прогнозирование образования.
7) Связь педагогики с другими науками:
Педагогика тесно связана с науками, предметом изучения которых является человек:
- - психология (закономерности функционирования и развития психики человека)
- философия (система общих принципов и способов научного познания);
- анатомия, физиология (строение человека, функционирование организма и высшей нервной деятельности)
- социология (влияние социальной среды на человека, закономерности взаимодействия человека, семьи, коллективов и общества.)
- Медицина (условия, пути и средства сохранения и укрепления здоровья людей)
8) Система педагогических наук.
- -общая педагогика (основные закономерности образования);
- -возрастная педагогика;
- -коррекционная и специальная педагогика;
- -социальная педагогика;
- -частные методики (ТМФВ);
- -история педагогики.
9) Методы педагогического исследования.
Метод - способ изучения педагогического явления.
а) традиционные (доставшиеся педагогике по наследству).
-наблюдение (за ребенком, его поведением, обучением и т.д., обязательно определить план наблюдений и фиксировать результаты);
-изучение продуктов деятельности детей (сочинение, рисунки);
-беседа (получение необходимой информации);
-анализ школьной документации (личные дела, классные журналы, тетради и т.д.).
-изучение передового опыта
-изучение исторического опыта
б) новые, современные методы педагогического исследования.
- Эксперимент (исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей). Он бывает лабораторный и естественный, констатирующий(выявляющий факты, закономерности) и формирующий(преобразующий, развивающий)
Суть эксперимента заключается в том, что выдвигается проблема, гипотеза, ставится цель, определяются исходные данные, планируется специальная работа, выявляется достигнутый уровень.
- Тестирование(целенаправленное , одинаковое для всех обследование, отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации)
- Анкетирование(массовый сбор информации с помощью специально разработанных опросников- анкет)
- метод групповой дифференциации(социометрический метод, позволяющий анализировать внутриклассные отношения)
10)Функции методов обучения:
-обучающая
-мотивирующая
-развивающая
-воспитывающая
-организационная
Вывод: Педагогика зародилась и на протяжении многих веков развивалась в системе философии. В XXVII веке педагогика приобрела статус самостоятельной науки. К настоящему времени педагогика оформилась как многоотраслевая наука, функционирующая в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами.