Вопрос 3. Логика (этапы) работы над сочинением.
Общая логика работы над сочинением отражает структуру речевого действия, которая включает 4 фазы : ориенировку, планирование, реализацию, контроль. В соответствии со структурой речевого действия можно обозначить следующие этапы в работе ад любым сочинением:
1.Предварительная подготовка (фаза ориентировки в ситуации и содержании общения: создание речевой ситуации, накопление материала, определение темы, основной мысли, озаглавливание).
2.Непосредственная подготовка ( фаза планирования): отбор и систематизация материала, определение типа (стиля, жанра) речи, составление плана, языковая подготовка.
3. Написание текста (фаза реализации намеченной программы высказывания): ребенок создает текст, т.е. раскрывает тему и основную мысль, двигаясь по составленному плану с учетом типа, стиля и жанра речи. На этом этапе ребенок не должен быть скован боязнью допустить орфографическую ошибку: для этого он может использовать письмо с пропусками сомнительных орфограмм, обращение к орфографическому словарю или за помощью к учителю.
4. Самоконтроль: проверка написанного и внесение исправлений с целью улучшения собственного текста. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок понимал смысл самопроверки и владел способами ее осуществления. Добавим, что у ребенка должен быть стимул: он должен быть уверен, что за все исправления, которые он сделает с целью улучшения текста, учитель не снизит ему оценку.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
1. С опорой на структуру урока (воп.3) разработайте урок написания любого вида сочинения (по наблюдениям, по картине, отзыв и др. Можно использовать собственный проведенный урок. В комментарии к уроку отразите, какие речевые умения формировались на уроке, с помощью каких методических приемов.
2. Составить терминологический словарик с терминами: речь, речевая детельность, развитие речи, связная речь, речевая ситуация, речевое умение, речевое действие, речевой самоконтрольтекст, изложение, сочинение.
Список литературы
Основная литература
1 Поздеева, С. И. Теория, методика и технологии начального литературного образования: учебно-методическое пособие / С. И. Поздеева. - Томск : ЦНТИ, 2012. - 150 с. Находится в системе koitspu.ru
2 Поздеева, С. И. Методика обучения грамоте : учебно-методическое пособие / С. И. Поздеева. - Томск : Томский ЦНТИ, 2011. - 93 с.
3 Поздеева С.И. Пишем изложение с удовольствием — Томск : Томский ЦНТИ, 2011Находится в системе koitspu.ru
Дополнительная литература
1 Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. - Москва, 1961.
2 Бугрименко, Е. А. Чтение без принуждения / Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман. - Москва, 1993.
3 Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников / М. П. Воюшина. – Санкт-Петербург, 2007.
4 Зайцев, В. Н. Резервы обучения чтению / В. Н. Зайцев. - Москва, 1991.
5 Киселева, О. Н. Методика преподавания русского языка / О. Н. Киселева. - Томск : Издательство Томского государственного университета, 2005.
6 Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - Москва, 1987.
7 Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - Москва, 2000.
8 Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников / М. Р. Львов. - Москва: Просвещение, 1985.
9 Львов, М. Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. - Москва, 1990.
10 Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. - Москва, 1988.
11 Львов, М. Р. Русский язык в школе : История преподавания : курс лекций для студентов педвузов и колледжей / М. Р. Львов. - Москва : Вербум, 2007. - 331 с.
12 Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / под ред. Т. Г. Рамзаевой. – Санкт-Петербург, 1998.
13 Потапова, Е. Н. Радость познания / Е. Н. Потапова. - Москва, 1990.
14 Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах / Т. М. Зиновьева [и др.]. - Москва: Академия, 2007. - 303 с.
15 Примерные образовательные программы начальной школы по новому ФГОС. - Москва, 2010.
16 Романовская, З. И. Чтение и развитие младших школьников / З. И. Романовская. - Москва, 1982.
17 Русский язык в начальных классах : сборник методических задач / под ред. М. С. Соловейчик. - Москва, 2000.
18 Русский язык в начальных классах : теория и практика обучения. - Москва, 1993.
19 Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению : детская книга и детское чтение / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. - Москва, 1999.
20 Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: практическая методика : учебное пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. - Москва, 2001.
21 Секреты орфографии / Г. Г. Граник [и др.]. - Москва, 1991.
22 Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников / М. И. Оморокова [и др.]. - Москва, 1997.
23 Троицкая, Т. С. Литературное образование младших школьников : коммуникативно-деятельностный подход. - Москва : АПК и ПРО, 2004.
24 Ушинский, К. Д. О первоначальном преподавании русского языка : педагогические сочинения в 6 томах / К. Д. Ушинский. - Т. 4. - Москва, 1989.
25 Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. - Москва, 1999.
26 Щеголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе – Пособие для учителя и студентов / Г.С. Щеголева. – СПБ, 2009.
27 Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать / Д. Б. Эльконин. - Москва, 1991.
Тема : ВИДЫ ДИКТАНТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Диктанты, их классификация, методика проведения диктантов — вопросы, подробно разработанные методической наукой. Одно из пособий, где подробно и обстоятельно рассматриваются виды диктантов, — «Методический блокнот учителя русского языка» Ирэн Юрьевны Гац, материалы которого использованы при подготовке раздела «Виды диктантов» (см. Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. — М.: Дрофа, 2003 и последующие издания).
Диктанты — наиболее распространенный вид упражнений по орфографии и пунктуации, формирующий орфографическую и пунктуационную зоркость, активизирующий словарь учащихся. С помощью диктантов определяется уровень владения учащимися практическими умениями и навыками.
Предупредительный диктант
Порядок работы:
1. Учитель читает слово (или предложение)
2. Вызванный ученик (или весь класс) повторяет его
3. Называется орфограмма
4. Учащийся строит своё рассуждение вслух
5. Текст записывается, в нём подчёркиваются орфограммы
Объяснительный диктант
Порядок работы обратный тому, что описан в Предупредительном диктанте:
1. Диктуемое слово (или предложение) записывается
2. Называется и подчёркивается орфограмма
3. Произносится правило (т.е. приводится доказательство того, что орфограмма написана правильно)
Комментированный диктант
Этот приём работы, так же как и предыдущие диктанты, помогает прежде всего запомнить формулировку правила (поскольку оно проговаривается многократно), вникнуть в суть его и научиться пользоваться этим правилом быстро.
Порядок работы:
1. Учитель читает слово (или предложение), все слушают
2. Слово учителем читается повторно (по частям, если это предложение)
3. Учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих разбирает вслух
Выборочный диктант
Этот приём работы позволяет учащимся целиком сосредоточиться на на изучаемом явлении, что создаст условия для прочного запоминания правила
Порядок работы:
1. Учитель читает предложение (все вслушиваются)
2. Предложение читается повторно, а учащиеся в это время выписывают из него слова (или словосочетания) с заданными орфограммами
3. Фронтальная проверка записанного: один ученик читает свою запись, остальные корректируют его работу и исправляют, если нужно, свои.
Например: прослушав данный текст, выписать из него только слова с орфограммой «Буквы И-Ы после Ц». Солнечные часы. На куске фанеры размечают верёвочным циркулем и рисуют циферблат. Размеры цифр могут быть любые, но во всех случаях деление каждого часа должно быть равно 15о. В центре циферблата устанавливают металлический или деревянный стержень, заострив его концы.
Выполненный диктант будет выглядеть так: циркулем, циферблат, цифр, циферблата, концы.
Творческий диктант
Этот приём работы способствует развитию навыка употребления изучаемого явления в собственной речи, поскольку заставляет увидеть его в ряду его синтаксических синонимов и вариантов, и тем самым облегчает понимание его грамматического (абстрактного) значения.
Порядок работы:
1. Учитель ставит задачу: записать одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ- данные словосочетания: ненадолго умолкли, близко подошли, чересчур увеличивать, очень зоркий.
2. Выполненный диктант должен выглядеть так: приумолкли, приблизились, преувеличивать, презоркий.
Графический диктант
Этот приём работы развивает способность моделировать абстрактные явления языка и тем самым способствует развитию мышления. Графический диктант – эффективнейший приём для развития навыков пунктуации: он учит быстро осмысливать синтаксическую конструкцию предложения, без чего, как известно, нельзя решить, какие знаки препинания нужно ставить.
Порядок работы:
1. Учитель читает предложение один раз
2. Все повторяют его шёпотом
3. Учитель читает предложение повторно
4. Учащиеся составляют в тетрадях схему этого предложения, расставляя знаки препинания
Цифровой диктант
Цифровой диктант служит тем же задачам, что и графический, но проще для учащихся, требует менее интенсивной работы по анализу языкового факта. Этим приёмом можно пользоваться для контроля знаний: учителю легко проверять работу…
Порядок работы:
1. Перед диктантом уславливаются, какой цифрой будут обозначать каждое языковое явление
2. Учащиеся слушают текст, но не записывают его, а только ставят в тетради цифры для обозначения соответствующих фактов языка
Например: при изучении видов простых предложений обозначаем цифрами 1- двусоставные предложения; 2 – определённо-личные; 3 – неопределённо-личные; 4 – безличные; 5 – назывные предложения.
Диктуемый текст: Морозит. Ветер. Небо топорщится и хмурится (запись в тетради: 451)
Диктант-игра «будь точным»
Этот приём работы развивает слуховую память, а без неё невозможно развитие речевых навыков.
Порядок работы:
1. Учитель читает текст целиком
2. Затем по одному предложению (каждое предложение произносится один раз) и за ним делается пауза, чтобы записать предложение
3. Учащиеся записывают то, что запомнили
4. После записи всего текста они меняются тетрадями и подсчитывают друг у друга, сколько слов в предложении им удалось запомнить (цифры подсчётов ставятся на полях)
5. Исправляются орфографические и пунктуационные ошибки в диктантах товарищей.
Диктант-игра "БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН"
Этот приём упражнения в "скучную", но очень нужную работу вносит эмоциональную окраску, азарт игры и тем самым усиливает работу памяти, расширяет её объём и увеличивает прочность.
Порядок работы:
1. группа учащихся делится на 3 команды,каждая выбирает капитана
2. все учащиеся пишут выборочный диктант: капитаны получают каждый своё задание (например,один записывает только союзы соединительные,второй - противительные, третий - разделительные) и работают у доски; остальные ученики каждый записывает все союзы в три столбика
3. после записи всего выборочного диктанта каждый капитан и член команды должен придумать предложение со "своими " союзоами
4. оценка работ: каждой команде даётся 100 очков вперёд, за ошибку капитана вычитается 10 очков,за поправку члена его команды прибавляется 5 очков, за каждую подсказку вычитается 20 очков.
5. предложения должны составить все члены команды; такой команде даётся ещё 100 очков.
6. (оценки работ даны условно, Вы сами можете варьировать этот этап по своему усмотрению)
Виды диктантов по цели проведения:
§ обучающий диктант;
§ контрольно-обучающий диктант (диктант «Проверь себя»);
§ контрольный диктант.
Виды диктантов по структуре текстов:
§ словарный диктант, в т.ч.
· диктант по вариантам трудностей одной орфограммы;
· диктант на сопоставление нескольких орфографических правил;
· диктант на основе тематической группы слов или лексико-грамматической группы слов;
§ диктант по связному тексту.
Виды диктантов по характеру записи диктуемого:
§ диктант без изменения диктуемого;
§ диктант с изменением диктуемого, в т.ч.
o выборочный диктант;
o распределительный диктант;
o восстановленный диктант;
§ диктант с графическим изображением диктуемого, в т.ч.
· в виде схемы;
· в виде условных изображений;
· цифровой диктант.
Виды диктантов по времени объяснения диктуемого:
§ предупредительный диктант;
§ комментированный диктант;
§ объяснительный диктант.
Виды диктантов по осложненности дополнительным заданием:
§ творческий диктант;
§ диктант с грамматическим заданием.
Виды диктантов по степени изменения текста:
§ творческий диктант;
§ свободный диктант;
§ диктант с продолжением.
Виды диктантов по восприятию текста:
§ слуховой диктант;
§ зрительный диктант;
§ диктант по памяти (по выученному наизусть тексту).
Какому виду диктантов отдать предпочтение? Ответ очевиден: только используя диктанты разных видов (ведь каждый вид диктанта имеет свои преимущества и способствует формированию определенных навыков), можно достичь максимального результата в изучении русского языка и повышении грамотности.