Типичные трудности и недостатки воспитания в процессе трудовой деятельности
Сложность создания постоянной современной материальной базы общественно полезного производительного труда. Ее.отсутствие толкает педагога к включению детей в случайные трудовые процессы, далекие по технике и технологии от современных требований, что приводит к отрицательным воспитательным результатам. Недостатком является отсутствие четких связей нравственного воспитания с системой трудовых отношений; эстетического— с задачами, организацией, продуктами трудовой деятельности.
г)Внеучебная творческая деятельность как основа развития детской индивидуальности в целостном учебно-воспитательном процессе. Образовательные задачи. Расширение общего кругозора учащихся и углубление знаний посредством интересующей ребенка деятельности; обобщения, анализ и оценки свободно приобретаемой научной, художественной информации; формирование у школьников умений и навыков творчества в области науки, техники, искусства. Осуществление профессиональной профориентации.Воспитательные задачи. Формирование яркой индивидуальности, активной творческой направленности личности, умения творчески подходить к решению любой жизненной задачи; любви к творческому труду в коллективе в единстве с нравственно-эстетическим отношением к действительности и искусству. Воспитание подлинного художественного вкуса, критического отношения к безыдейности и пошлости, к буржуазной «массовой культуре».Развивающие задачи — в обеспечении условий и простора для проявления индивидуальных способностей и дарований детей; всех психических процессов, особенно воображения, нешаблонности мышления; в формировании специфических навыков творческой деятельности, высокого художественно-эстетического вкуса.
Общая характеристика воспитательно-образовательного значения творческой деятельности. Школьники знакомятся с творческим трудом, творчеством в искусстве как основным двигателем прогресса. Они узнают о передовых и актуальных направлениях в науке, технике, искусстве. Они познают себя: направленность своих интересов и способностей, черты характера и свои возможности, приобретают первичные специальные знания и навыки. Они овладевают различными формами организации творческой деятельности по интересам: кружковой, студийной, бригадно-лабораторной, индивидуальной. Наконец, школьники знакомятся с людьми творческих профессий, новаторами, рационализаторами.
Формирование духовных и физических потребностей, социально ценных мотивов деятельности в сфере свободного времени. Культура духовных потребностей и социально ценных мотивов интенсивно формируется в процессе увлекающей ребенка творческой деятельности. Велика в этом процессе роль мотивов творчества. Во внеучебной деятельности исходной точкой всегда должен быть свободный интерес, свободный выбор. В качестве мотивов творческой деятельности выступают любознательность, желание проявить себя, стремление получить удовольствие, удовлетворить свое самолюбие. Движущая сила развития детей в этих случаях состоит в преодолении противоречия между собственными желаниями и необходимостью проявления силы воли в активной творческой деятельности. Ребенок проходит путь: от любопытства и случайного интереса до общественно ценной потребности в творческой деятельности. Сопутствующими мотивами и стимулами выступают:
радость творческого труда, стремление к воплощению своего эстетического идеала в реальных произведениях.
Систематическое участие во внеучебной творческой, деятельно-
сти развивает у детей духовные и физические потребности: в творческом самопроявлении посредством самодеятельности; в духовном удовлетворении и наслаждении результатами творчества; в творческом, с учетом эстетических требований, подходе к решению любой задачи; в самоутверждении посредством творчества.
Комплексные взаимосвязи внеучебной творческой деятельности в целостном воспитательном процессе. Свободное творчество детей гармонизирует целостность процесса формирования личности. Оно высвечивает и оттачивает грани индивидуальности. Свободная творческая деятельность детей органически связана прямой и обратной связью со всеми основными видами учебно-воспитательной работы. Она облегчает учебный познавательный процесс, обеспечивает внесение элементов творчества в обязательный труд, оказывает огромное влияние на физическое воспитание детей. Очевидны связи свободного творчества с эстетическим воспитанием. Все дети участвуют в различных видах художественной деятельности, которая развивает эстетически, а эстетическая воспитанность стимулирует творчество. Наконец, свободная творческая деятельность формирует нравственность детей, побуждает к бескорыстному труду, полной творческой самоотдаче.
Диагностика и критерии успешности внеучебной творческой деятельности. Изучение процесса детского творчества, выявление способностей и дарований школьников, формирования их индивидуальности осуществляется в процессе непосредственного наблюдения за проявлением склонностей, изучения результатов творчества, творческого общения и взаимодействия.
Об успешности воспитания детей внеучебной творческой деятельностью свидетельствует: увлеченность свободно избранной деятельностью; способность переноса свободно приобретенных знаний, умений и навыков в учебный процесс; развитое критическое и творческое мышление, фантазия и воображение, способность отказаться от шаблонного решения в поисках оригинального; способность самостимулирования, самоорганизации и самопреодоления в процессе решения творческой задачи; умение вести творческую дискуссию, давать оценку творчества других; удовлетворительные результаты творчества в виде технических изделий, художественных поделок, актерских ролей, рисунков, хорового и вокально-инструментального исполнения, танцев, рецензий.
Типичные трудности и недостатки воспитания в процессе внеучебной творческой деятельности. Нехватка квалифицированных кадров, робкое привлечение к творческой работе с детьми опытных рабочих, специалистов-родителей, актеров, студентов ВУЗов, членов творческих союзов. Слабость материально-технической базы:
нехватка музыкальных инструментов, отсутствие помещений, красок, кистей, специальных творческих кабинетов. Недооценка значения творческой деятельности детей как органической неотъемлемой части целостного воспитательного процесса.
д) Взаимодействие школы, семьи и общественности как средство достижения целостности учебно-воспитательного процесса. За-
дачи воспитания в семье. Воспитательные задачи. Формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок. Закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, к порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.Образовательно-воспитательные задачи. Семья осуществляет нравственно-эстетическую подготовку к семейным отношениям; формирует чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям; пестует чистое чувство уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести. Вооружает умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.Развивающие задачи. Создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.
Общая характеристика знаний о семье и общественности. Дети в ходе жизни познают семью как важную ячейку общества, основанную на любви. Конституционной обязанностью является забота родителей о воспитании детей и забота детей о родителях. Семья формируется как дружный коллектив, живущий богатой духовной жизнью, организующий быт, удовлетворение разумных потребностей. Общественность осознается детьми благодаря членству в различных общественных организациях, взаимодействию семьи с ними. Формами и методами организации жизни являются семейный совет; бытовые поручения; обсуждения поведения членов семьи, семейных проблем, новостей, книг; совместные просмотры, прослушивания произведений искусства с последующим их анализом, заслушивание в рабочих коллективах родителей об опыте семейного воспитания.
Формирование духовных и материальных потребностей, социально ценных мотивов деятельности детей в семье и в результате взаимодействия с общественностью. Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности детей. В дошкольный, младший школьный периоды организация удовлетворения его естественных, материальных, духовных (игра) потребностей ведет за собой сознание и формирует его. Важно расширять диапазон мотивов деятельности детей, сочетая личные, общесемейные, общественные. В качестве мотивов деятельности детей на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать доброе дело, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи. Педагогически грамотная организация жизни в семье формирует у ребенка полезные потребности: в самой семье, заботе о близких людях, любви к ним; в духовном общении и совместном переживании; в разумном потреблении материальных благ; в самовоспитании и самосовершенствовании, самостимулировании и самоторможении; в прямодушии,'честности, откровенности, правдивости; в исполнении по убеждению, привычке и чувству долга любого бытового труда.
Комплексные взаимосвязи семьи и общественности в целостном воспитательном процессе. Сначала семья, а затем совместно семья
и школа, составляют содержательно-организационное ядро целостного воспитательного процесса. Вокруг и внутри этого ядра концентрируются все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность. От семьи зависит формирование основ личности, ее отношение к жизни. В свою очередь, эффективность семейного воспитания во многом зависит от связей родителей с детским садом и школой. Взаимодействие семьи, школы, общественности есть живой Процесс организации всей жизни детей.
Диагностика и критерии успешности воспитания детей в семье.Изучение воспитательного потенциала семьи, общественности ведется всем коллективом учителей с помощью посещений на дому, родительских собраний, индивидуальных бесед. Такая диагностика органично связана с практической деятельностью педагогов по педагогическому просвещению родителей и оказанию им практической помощи. Об успешности воспитания детей в семье свидетельствует не только хорошая успеваемость (в чем некоторые родители усматривают основное мерило своих воспитательных усилий), но и степень проявления учащимися трудолюбия, творческого подхода к делу, здоровых интересов, общественной активности, физической закалки, развитого художественно-эстетического вкуса, дисциплинированности и силы воли. Важным показателем успешности семейного воспитания является также отсутствие в детях жадности, зависти, стремления к наживе, меркантильности, вещизма. Об успешности воспитания свидетельствует и умение школьника противостоять поветриям негативной моды, критически оценивать явления действительности, отстаивать свои взгляды и убеждения.
Типичные трудности и недостатки семейного воспитания. Среди них — недостаточная педагогическая осведомленность родителей;
нехватка времени для общения с детьми, непонимание того, что дело не столько в количестве, сколько в умелой организации жизни семьи, наличии общих интересов и желании содержательного общения. Осложняет дело одностороннее понимание родительской любви, подчас лишающей ребенка инициативы, самостоятельности. Серьезные трудности в воспитании создает противоречие между образом жизни семьи и общественными идеалами, реальным укладом семейной жизни и нравственными наставлениями.
Такова общая содержательная характеристика основных структурных элементов целостного учебно-воспитательного процесса.
Вопросы и задания:
1. Что такое целостность учебно-воспитательного процесса?
2. Раскройте основное противоречие целостного учебно-воспитательного процесса.
3. Дайте краткую содержательную характеристику основных структурных элементов целостного учебно-воспитательного процесса.
4. В ходе педагогической практики в школе проанализируйте учебно-воспитательный процесс с позиций его целостности, полноценности функционирования всех его элементов.
Литература для самостоятельной работы:
Бабанский Ю.К. Педагогический процесс.—В кн.: Педагогика/Под ред. Ю. К. Бабанского.— М.: Просвещение, 1983.— С. 73—90.
Лекция VIII
ДЕТСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОСНОВНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ЦЕЛОСТНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЯДРО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ