По способам контроля над переменными
выделяют несколько видов плана эксперимента.
Во-первых, это внутригрупповые (когда переменные применяются и измеряются на одной группе) и межгрупповые (когда независимые переменные применяются и измеряются в разных группах) планы. Внутригрупповые планы требуют меньшего числа процедур и меньшего времени, чем межгрупповые, но последние предоставляют больше способов для контроля влияния побочных переменных. Наиболее распространенными вариантами этих планов являются планы с предварительным и итоговым измерением (до и после применения независимой переменной), планы временных серий (измерения проводятся несколько раз в зависимости от видов и способов применения независимой переменной).
Во-вторых, по строгости контроля за влиянием внешних факторов (угроз валидности эксперимента) выделяют планы доэкспериментальные (когда угроз валидности много, они не могут контролироваться), квазиэкспериментальные (когда контроль угроз затруднен, но имеются некоторые возможности управления переменными) и планы истинных экспериментов (имеются возможности контроля угроз валидности и переменных). Планы истинных экспериментов и являются собственно тем, что называют экспериментом в подлинном смысле слова. Имеется множество их разновидностей и типов: план с контрольной и экспериментальной группой с измерениями до (pretest)и после(posttest) влияния независимой переменной; план для двух эквивалентных групп с измерениями до и после влияния независимой переменной; план Соломона (объединяющий использование эквивалентных и контрольных групп) и др. Квазиэкспериментальные планы включают в себя такие виды, как планы для неэквивалентных групп и планы дискретных временных серий, которые имеют такие виды, как эксперимент по плану временных серий, план серий временных выборок, план серий эквивалентных воздействий, план с неэквивалентной контрольной группой и сбалансированные планы. Выделяют также планы exprofacto, в которых в качестве независимой переменной рассматривается некоторое реальное событие, не управляемое экспериментатором, который не воздействует на испытуемых. Понятие квазиэксперимента введено Д. Кэмпбеллом для фиксации тех случаев, когда исследователь не может прямо оперировать переменными, а «может исследовать нечто вроде планирования эксперимента при сборе данных (то есть в отношении того, когда и на ком проводить измерения), даже если он не полностью контролирует порядок экспериментальных воздействий» [55, с. 107). В квазиэксперименте исследователь не может реально вводить независимую переменную и контролировать ее.
К доэкспериментальным планам относят планы сравнения статистических групп, план с предварительным и итоговым измерением на одной группе и исследования единичного случая.
В-третьих, по количеству участников выделяются групповые эксперименты и эксперименты с одним субъектом. Эксперименты с одним субъектом («Планы с малым N») вполне успешно могут применяться в психологии. Известно выражение Б. Ф. Скиннера о том, что исследователь должен изучать одну крысу на протяжении тысячи часов, а не тысячу крыс по часу на каждую или сто крыс по десять часов на каждую. Надо,однако, отметить, что такие эксперименты нужны только тогда, когда изучаемое психическое явление (хотя бы предположительно) носит «абсолютный» характер, то есть присуще всем людям. В исследованиях же, где система доказательства связана с частотой проявления признаков явления, нужно формирование выборки испытуемых с использованием соответствующих процедур ее обоснования. При применении плана с одним субъектом необходимо особо тщательно определить признаки изучаемого явления: связь признаков и изучаемого феномена (явления) должна быть надежно доказана, признаки обязаны быть легко и надежно наблюдаемы и фиксируемы, а выводы следует делать только относительно изученных испытуемых.
Разные виды и типы планов содержат различные признаки, по которым можно судить о полноте доказательстве гипотезы, о том, насколько велика вероятность того, что причиной изменения в зависимой переменной является именно избранная и переменная экспериментатором независимая переменная. Наиболее достоверными являются факторные эксперименты с применением нескольких групп: они позволяют судить не только о влиянии независимых переменных на зависимые, но и выявлять варианты взаимосвязи независимых переменных (параллельное влияние, расхождение влияния, схождение влияния, перекрестное влияние).
От собственно эксперимента следует отличатькорреляционные и статистические исследования.
Корреляционное исследование – «такое исследование, в котором одни поведенческие различия соотносятся с другими, уже существующими». В корреляционных исследованиях отсутствуют планируемые изменения независимой переменной; то, что принимается в качестве независимой переменной, уже существовало. Одна из переменных в корреляционных исследованиях часто приближается к независимой переменной (предполагается, что некоторые признаки могут расцениваться как факторы, влияющие на другие наблюдаемые переменные). Корреляционные исследования различают по степени приближения одной из переменных к независимой (выявление однонаправленной или взаимообусловленности связи); по представлению степени связи (с вычислением коэффициента корреляции или нет); по цели (познавательной или прикладной). [29, С. 378-418).Гипотеза о наличии статистической связи между явлениями не предполагает суждений о причинной зависимости, утверждается только наличие связи. Корреляционные исследования могут проводиться в виде сравнения двух групп илиисследования попарно эквивалентных групп, представлять собой одномерное или многомерное исследование, быть структурными и лонгитюдными. Статистическое исследование
В педагогике и психологии применение экспериментов имеет больше общего, чем различного, чаще всего результаты одного и того же эксперимента могут анализироваться с психологической и педагогической точки зрения. Предметная же специфика экспериментов связана с различиями в изучаемой реальности и, в силу этого, с характером выделяемых переменных.