Социально-педагогические аспекты работы в семье по реабилитации ребенка с отклонениями в развитии.
Среди детей с отклонениями в развитии выделяют след. группы: глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; с нарушением речи; с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе ДЦП); с нарушением интеллекта, с задержкой психического развития.
Соц.реабилитация – комплекс программ и действий, направленный на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе.
Основные направления социально-реабилитационного процесса (Василькова)
1. Организаторская деятельность– дея-ть, направ-ная на достижение определённой цели. Готовясь к встрече с детьми, специалист подбирает методики и технологии взаимодействия с ними, подготавливает соответствующее оборудование, продумывает последовательность собственных действий, а также действий каждого конкретного ребёнка и группы в целом. К основным организаторским действиям, используемых в работе с людьми, относят: просьбы, советы, пожелания, указания, замечания, требования.
2. Диагностика психического и личностного развития ребёнка.Установление особенностей развития ребёнка, как в норме, так и в патологии. Основными этапами являются: сбор данных, обработка и интерпретация данных; установление диагноза.
3.Развивающая и коррекционная деятельность.Реализация программы осуществляется путем включения ребёнка в различные формы взаимодействия, общения и деятельности, например: специальным образом организованная игровая, обслуживающая, трудовая деятельность, учебная, специальные развивающие занятия, на которых решаются задачи, например, формирования навыков общения, сотрудничеств, навыков понимания чувств и переживаний других людей, самооценки и самоанализа своего поведения и многие другие. 4. Просвещение и консультирование детей и подростков, родителей. Это направление является важным условием налаживания отношений и совместного сотрудничества, выяснения точек соприкосновения в решении основной задачи – формирование устойчивой личности ребёнка с ограниченными возможностями, способной к взаимодействию в окружающей среде. 5. Работа по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности.Важно добиться, чтобы ребёнок осознал, что результаты его выздоровления и развития находятся в прямой зависимости от полноценной жизни и многих других факторов: питания, состояния окружающей среды, наличия вредных привычек, психогигиенических навыков, физической тренированности организма. Оздоровительная работа – в её задачу входит развитие и укрепление физических сил и возможностей ребёнка. 6.Социально-диспетчерская деятельность.В этих целях специалист по социальной реабилитации должен обладать банком данных о службах и специалистах, которые смогли бы оказать реальную помощь ребёнку. Причем специалист по социальной реабилитации не только дает консультацию, но и сам организуют это взаимодействие.
К основным направлениям работы также относятся: обучение родителей основам реабилитации; осуществление связи с учреждениями соц. защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка; правовая помощь родителям в разъяснении вопросов законодательства; организация всех форм патронажа семьи, выездов специалистов в районы с целью оказания консультативной помощи семье и ребенку; привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество.
Очень важно помочь родителям принять себя и своих детей, такими, какие они есть. Ни в коем случае родителям не следует отгораживаться от окружающей жизни, стесняться своего ребенка. Воспитывая ребенка с отклонениями в развитии, родителям следует помнить, что их полное самоотречение ради малыша не только не полезно ему, а в большинстве случаев и вредно. Ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения. Необходимо вооружить родителей различными способами коммуникации; научить помогать и поддерживать друг друга.
Таким образом, нормализация внутрисемейных отношений является основой успеха реабилитационной работы с ребенком, имеющим отклонения в развитии.
44. Воспитанники детских домов и школ-интернатов – объект попечения государства (деятельность Петра Первого, Екатерины Второй).
Заслуга в развитие мер призрения в определенную систему принадлежит Императору
Петру Великому. Систематизируя обширный ряд его распоряжений, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие вопросы призрения. Он подробно останавливается на
необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь им в соответствии с ней. Он указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней;
сиротские дома; В 1706 году митрополитом Иовом был основан первый в России приют
для «зазорных» (незаконнорожденных) детей. Царь с сочувствием отнесся к этому учреждению и отдал ему доходы с нескольких вотчин.
В 1715 году он повелел в городах организовать госпитали для незаконнорожденных. По
указу Петра 1 туда следовало приносить незаконнорожденных детей и подкладывать их в
специальные окна, чтобы не было видно лица приносящего. Как только призреваемые дети вырастут их надо было пристроить, мальчиков в услужение какого-нибудь мастеру, а девочек в богатые дома в услужения или замуж. Писалось, что если они потеряют работоспособность или сойдут с ума, то в старости могут вернуться в эти приюты как в родительский дом. Эти учреждения просуществовали несколько лет, а потом стали закрываться одно за другим. По указу 1712 г в госпитали и сиротские дома должны были приниматься младенцы, «которые не от законных жен рождены, дабы вящшаго греха не делали, сиречь убийства». Более пространен ноябрьский указ 1715 г. Там определялись следующие меры:
а) набирался штат детских приютов и госпиталей из «искусных жен» (кормилиц) с
назначением жалованья за работу (по 3 рубля в год);
б) за умерщвление незаконнорожденных виновные наказывались смертью;
в) устанавливалась анонимность приема (подкидывания) незаконнорожденных в приюты;
г) на содержание незаконнорожденных отводилось по три деньги (то есть по полторы
копейки) в день.
По тому же указу принятые в приюты мальчики в дальнейшем должны были отдаваться в
обучение к какому-нибудь мастеру, а девочки — в услужение, а если выдавался случай, и замуж.
Особо подчеркивалось, что «если впоследствии они подвергались болезням или увечью, или впадали в помешательство, то могли возвращаться в эти приюты, как в родительские дома».
Первое десятилетие царствования Екатерины 2 характеризуется подъемом общественной
мысли. Императрица живо интересуется прогрессивными движениями общественной мысли, а Западной Европе. В первые годы правления Екатерины 2 ее инициативы в области благотворительности ограничивались вопросами воспитания. Екатерина пытается внедрить в жизнь новую гуманную форму воспитания детей, создать унифицированный тип гражданина, отвечающего насущным задачам быстро растущего государства.
Инициатором создания новой системы воспитания был Иван Иванович Бецкой,
внебрачный сын И. Ю. Трубецкого. В 1763 году он представил Екатерине II план школьной реформы, который императрица подписала специальным манифестом. Согласно проекту создавалась система закрытых учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей
и подростков. В нее входили воспитательные дома для подкидышей в Москве (1764) и
Петербурге (1770) , а позднее в нее еще вошли и училище для мальчиков из разных сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, Коммерческое училище в Москве, а так же институт благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре с отделением для девочек из мещан.
Наибольшую известность из этих учреждений получил Воспитательный дом, который
предназначался для воспитания подкидышей в возрасте не более 2-х лет. Сразу же при основании Воспитательного дома при нем было создано родовспомогательное отделение - секретно -родильный госпиталь. Поскольку в большинстве случаев были незаконнорожденные, то роженицам предоставлялось право не называть своего имени. Позволялось даже рожать в маске. Все обстоятельства сохранялись в тайне. Никто, кроме повивальной бабки, не имел права входить в палату к роженице