Gt;■ < ' ol" '. 5 ■* создание ряда
1 * ,n. iv. i coit^^-юла первого
< v r ! "■ v I-. j, л, а позже —
г i^ , t i ' ^ .и просто счи-
^г , г ь ; - а ' i с" ль обращает
их внимание на количественный состав, предлагает называть все элементы множества. Например: «Сколько разных по размеру палочек нужно, чтобы составить это множество?» или «Сколько кружочков разного цвета нужно, чтобы составить это множество?» Возможны и другие варианты вопросов, заданий, а именно: как по названному числу создать множество из трех, пяти и больше элементов? Дети могут также рисовать разные предметы по заданным числам. Каждый раз после выполнения задания они рассказывают, как создали данную совокупность (множество).
Одно из занятий воспитатель может провести так.
Цель занятия. Ознакомить детей с количественным составом чисел 2,4 из единиц; научить составлять группы, которые вмещают определенное количество предметов одного вида, но отличаются качественными признаками (например, цветом).
Ход занятия. Воспитатель раскладывает на верхнюю полочку наборного полотна четыре квадрата синего цвета и
спрашивает: «Что это? Сколько квадратов?» Потом справа от синих квадратов размещает три квадрата разных цветов. И с-нова спрашивает детей: «Сколько квадратов в этой группе? Давайте все вместе посчитаем. Какого цвета квадраты? Сколько зеленых, красных, синих квадратов? Сколько всего квадратов? Правильно, в этой группе один квадрат зеленый, один синий и один красный, а всего три квадрата. Поровну ли квадратов в обеих группах? Как сделать, чтобы их было поровну?» Потом воспитатель вызывает одного ребенка и предлагает ему разместить квадраты разного цвета под синими, один под другим. Педагог спрашивает: «Сколько надо взять квадратов разного цвета, если я назову число четыре?»
Работа с раздаточным материалом. У детей карточка с двумя незаполненными полосками, три кружочка зеленого цвета и три — разных цветов, коробка с цветными карандашами.
Воспитатель предлагает на верхнюю полоску положить три зеленых кружочка, а на нижнюю столько же кружочков разного цвета. «Сколько кружочков на верхней полоске? Сколько их на нижней? Сколько на ней кружочков каждого цвета?» Иа эти вопросы ребенок отвечает так: у меня на нижней полоске один красный, один желтый, один синий кружочек, всего три кружочка разного цвета. Воспитатель спрашивает: «Одинаково ли количество кружочков на верхней и нижней полосках? Почему? Сколько нужно взять предметов разных цветов, если я назову число три?»
Далее детям предлагают взять два (четыре) карандаша разного цвета. Уточняют, сколько карандашей каждого цвета взяли и сколько всего карандашей.
В конце занятия делается вывод: «Сегодня мы создавали группы из отдельных предметов и узнавали, сколько их нужно взять, чтобы получить множество из двух, трех или четырех предметов».
Понимание состава числа — очень важный момент подготовки детей к вычислительной деятельности. В подготовительной группе при обучении сложению и вычитанию чисел дети будут опираться на сочетательный закон сложения — прием присчитывания и отсчитывания по единице.
Упражнения для самопроверки
Дети шестого года жизни должны
знать ... состав ... из единиц в пределах количественный
пяти. числа
Сначала проводится большая ... рабо- практическая
та по сравнению соответствующих... пред- совокупностей
метов. Дети рассматривают группу пред
метов, или ее часть. Они должны пони
мать, что любое число составляется из
единиц. Общее ... единиц соответствует за- количество
данному .... или числу. множеству
Порядковое значение числа. Ознакомление с порядковым счетом начинается в группе детей пятого года жизни. С шестилетками эта работа продолжается.
Умение считать, называя порядковые числительные, и понимать, чем они отличаются от количественных, имеет большое значение прежде всего для усвоения отношений между смежными числами натурального ряда, а в целом — успешного обучения в школе.
Как указывалось раньше, дети начинают использовать в своей речи порядковые числительные одновременно с количественными очень рано, уже в конце второго года жизни.
Перед воспитателем этой возрастной группы стоят задачи: научить детей порядковому счету в пределах десяти; умению правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой?», «Который». Именно в процессе обучения формируются представления о том, что числительное, которое было названо во время счета последним, дает ответ на вопрос «Сколько?» Часто следует знать не обо всех предметах группы, а о месте одного предмета в ряду других. В таких случаях вопрос ставится так: «На котором месте этот предмет?» или «Какой он по порядку?» В подобных ситуациях не пересчитывают все предметы, а считают только до того предмета, о котором хотели узнать. При этом используются порядковые числительные.
В доступной форме необходимо объяснить детям, что результат количественного счета не зависит от порядка, в котором считают предметы. При этом важно лишь не пропустить или не посчитать дважды один и тот же предмет. И наоборот, для порядковых чисел направление счета имеет большое значение. В количественном и порядковом счете упражняются сначала с помощью предметов, а потом без них.
Ознакомление с порядковым значением числа происходит на основе сопоставления его с количественным значением. Детей подводят к пониманию того, что когда нужно узнать, сколько предметов всего, их считают так: один, два, три, четыре. В результате такого счета они могут ответить на
вопрос «Сколько?». Однако когда надо определить очередность, место предмета среди других, считают так: первый, второй, третий, четвертый. Это и будет ответом на вопрос «Который?» или «Какой по порядку?»
Порядковые числа люди используют для определения маршрутов городского транспорта, номеров домов, мест в кинотеатре, автобусе и т.д.
Педагогическая практика свидетельствует о том, что дети часто путают вопросы «Какой?» и «Который?» Необходимо объяснить им, что первый вопрос требует выделения качественных признаков предмета (цвета, величины, назначения). Второй — определения места среди других. Чередование вопросов «Сколько?», «Который?», «Какой» дает возможность раскрыть их значение.
Рассмотрим это на примере одного из занятий.
Цель занятия. Раскрыть значение порядковых числительных и сформировать навыки порядкового счета в пределах 7. Показать, что для определения порядкового места предмета среди других существенное значение имеет направление счета.
Ход занятия. На столе у воспитателя 7 одинаковых коробок. В одной из них спрятан шарик. «Сережа, посчитай коробочки», — говорит воспитатель. «Что сделал Сережа? О чем мы узнали? Правильно, Сережа посчитал коробочки, и теперь мы знаем, сколько их. Когда необходимо узнать, сколько предметов всего, их считают так, как это сделал Сережа: один, два, три и т.д. Благодаря этому получают ответ на вопрос «Сколько?» Всего семь коробок. Все коробки одинаковые, однако в одной из них спрятан шарик. Ее легко найти, если знать, на котором месте коробка с шариком. Когда требуется определить место предмета среди других, тоже считают, но числа называют иначе. Послушайте и посмотрите, как надо считать, когда хотят узнать, на котором месте предмет, который он по порядку».
Педагог считает слева направо: первая, вторая, третья... Которая по порядку последняя коробка? Детям предлагается еще раз всем вместе (хором) посчитать коробки по порядку.
«Я вам открою секрет: шарик лежит в пятой коробке слева. Подойди, Галя, найди пятую коробку слева». Девочка находит пятую коробку и показывает шарик. Педагог следит за тем, чтобы ребенок использовал в своей речи порядковые числительные.
«Дети, в каком направлении Галя считала коробки? — продолжает воспитатель. — А нашла бы она шарик, если бы
считала справа налево? Коля, проверь, если считать справа налево, то которая по порядку коробка с шариком?» Выясняется, что шарик в третьей коробке справа. «Валя, покажи пятую коробку справа. Видите, дети, как меняется место предмета среди других в зависимости от того, в каком направлении их считать. Поэтому, называя место предмета, всегда указывают направление счета: пятая слева, вторая справа.
Теперь обозначим место предмета, если считать слева направо. Закройте глаза, я положу шарик в другую коробку. Откройте глаза. Где шарик? Он в шестой коробке слева. Миша, найди шестую коробку».
Педагог еще два-три раза меняет место шарика. Дети, пользуясь порядковым счетом, находят его.
Работа с раздаточным материалом. На столах у детей подносы с кружочками (квадратиками). Кружочки с одной стороны покрашены в синий цвет, а с другой в красный. Воспитатель предлагает детям положить семь кружков в ряд синей стороной вверх, найти четвертый кружочек (второй, шестой) слева и перевернуть его красной стороной вверх.
«На котором месте у вас красные кружочки? Сколько их? Которые по порядку синие кружочки?» При этом педагог каждый раз просит детей вслух посчитать кружочки, следит за тем, чтобы дети правильно называли порядковые числительные.
После этого закрепляются навыки порядкового счета при увеличении количества предметов, которые нужно посчитать, до десяти. Для этого широко используются разнообразный дидактический материал, дидактические игры типа: «Назови следующее число», «Сколько нас осталось?», «Посчитай дальше от любого числа».
Некоторые дети, определяя место предмета, заменяют порядковые числительные количественными. Педагог следит, как они считают и указывает на ошибки. Особенно эффективны так называемые комбинированные упражнения, где порядковый счет соединяется со сравнением двух и более совокупностей предметов, группировкой геометрических фигур, упорядочиванием предметов по величине и др.
В этой работе сначала используются однородные предметы, отличающиеся по цвету, размеру, а позднее — совокупности предметов разного вида, например силуэты животных, модели геометрических фигур и др.
Некоторое время (одно-два занятия) порядковый счет главенствует на занятии. После того как дети в основном
усвоят порядковый счет, на закрепление его можно отводить уже только определенную часть занятия (начало или конец его). С целью прочного усвоения знаний эти задания повторяются на протяжении всего учебного года в старшей и закрепляются в подготовительной к школе группе. При этом следует помнить, что для повторения одной и той же темы интервалы между занятиями постепенно могут быть все более продолжительными.
Упражнения для самопроверки
Большое значение для усвоения от
ношений между ... числами ... ряда имеет смежными
знание порядкового счета и понимание натурального
того, чем отличаются ... числа от ... . порядковые
Целенаправленное обучение порядко- количественных
вому счету и ознакомление детей с поряд
ковыми ... начинается в ... группе, уточня- числительными
ются эти знания в старшей. средней
В количественном и... счете дети упраж- порядковом
няются сначала с помощью ..., а потом предметов
без них.
Ги « л
юс, |
ъ |
Деление целого начасти (
жества, а также отдельного (".v<
\яло ■ |
»хт |
ратно сталкиваются в бы j, .о
приходилось делить между < >\» i
ты, печенье), покупать в м< < л ч i * , ,
хлеба, делить грядки на отдельные участки и т.д.
Деление целого предмета или множества на несколько равных частей дает возможность познать ряд закономерностей в вещах и явлениях, способствует формированию логического мышления, развитию умения находить причинно-следственные связи, по результатам работы делать вывод об исходных данных и т.п.
С делением целого на. части дети знакомятся очень рано. На третьем-четвертом году жизни практически делили множество на части (отдельные элементы). Выполняли они и обратные действия — из отдельных элементов (частей) создавали целое множество. При этом ставилась задача определить количество элементов (фактически — частей) в данном множестве, однако не рассматривались, а потому и не осознавались отношения части к целому.
Позднее, при ознакомлении с количественным составом чисел первого десятка, основное внимание уделялось имен-
но пониманию детьми отношения единицы (как части) к числу (как целому).
Однако педагогический опыт показывает, что без целенаправленного обучения делению на части не формируются четкие представления о целом и его частях, об отношениях части к целому, о связях между частями (равные и неравные) и т.п.
Процесс ознакомления детей с делением целого на части состоит из таких компонентов: деление множества на подмножество, практическое деление предмета на части путем складывания, разрезания, на основе измерения и получение целого из частей, т.е. установление отношений части и целого. Сначала воспитатель показывает детям, что множества могут быть однородными и неоднородными, состоящими из двух-трех частей. Эти части можно объединять. Например, зайчиков и медведей дети воспринимают и считают как два самостоятельных множества (две совокупности, группы). «Сколько зайчиков? Сколько медведей? Чего больше? Чего меньше? Как одним словом можно назвать и зайчиков, и медведей? Правильно, это игрушки». Итак, воспитатель подводит детей к тому, что количество отдельных небольших множеств можно объединять в одно большое множество. Это последнее множество называется целым, а первичные (небольшие) множества — частями этого целого. Целое всегда больше, чем любая его часть (даже самая большая).
Дети рассматривают букет из разных цветов и устанавливают, что букет — это целое, ромашки и васильки — его части. Ромашек в букете больше, чем васильков, однако их меньше, чем всего цветов в букете. Такие упражнения воспитатель организует на двух-трех занятиях. Постепенно дети делают вывод, что целое множество можно разделить на части, что часть (даже самая большая) меньше, чем целое, а целое больше, чем часть.
Для закрепления и уточнения этих понятий используются дидактические игры и упражнения типа «лото». Дети группируют, классифицируют предметы по определенным признакам, свойствам.
Особое значение имеют упражнения в практическом делении целого предмета на равные (а потом и неравные) части и на основе этого — осознание понятий «половина», «одна вторая», «четверть», «три четвертых» и т.д. Работа эта сложная, поэтому не следует форсировать отдельные ее моменты. Занятия планируются в определенной последовательности и представляют собой систему, где каждое звено (кон-
кретное занятие) тесно связано с предыдущим и последующим. Последовательность в обучении делению целого на части обоснована в работах Т.В.Тарунтаевой.
Первое занятие, посвященное ознакомлению с делением целого на части, следует рассматривать как вступительное. Основная цель этого занятия — создание определенной заинтересованности детей самим процессом деления, понимания ими практической необходимости этих действий. Для повышения заинтересованности и познавательной активности упражнениям часто придают игровой характер. Например, к кукле Наташе в гости пришла ее подруга, у них одно яблоко на двоих. Часть детей может предложить отдать яблоко подруге, однако будут и такие, кто предложит разделить яблоко пополам, поровну. Воспитатель делит яблоко пополам. Закрепляются слова-понятия: половина, две части, поровну. На этом же занятии можно предложить детям разлить поровну сок в две чашки. Следует подчеркнуть, что часть сока (половину) надо вылить в чашку Наташе, остальную (тоже половину) — ее подруге. Воспитатель обращает их внимание на одинаковое количество сока в обеих чашках.
Детям предлагается самостоятельно поделить лист бумаги пополам, согнув и разрезав его. При этом воспитатель не спешит разрывать лист на части. Он сгибает его и уточняет, что образовались две половины, потом разгибает лист, чтобы все увидели, что из двух половинок можно составить снова целое.
Такие занятия можно проводить как комбинированные, т.е. обучение делению целого на части соединить с другими программными задачами (ознакомление с величиной, формой и др.). На втором и третьем занятиях знания и умения закрепляются. Дети делят предмет (круг, полоску, ленту) на две равные части и из частей создают целое. Например, воспитатель берет лист бумага и обращается с вопросом: «Сколько у меня листов?» — «Один», — отвечают дети. Потом воспитатель сгибает лист бумаги пополам. «Сколько теперь листов?» — «Два», — отвечают дети. «А если сложить так, как было, что мы будем иметь?» — «Будем иметь один лист». В этих упражнениях дети учатся объединять отдельные части в целое, и наоборот — делить целое на части. Потом воспитатель показывает принцип деления целого предмета на четыре равные части. Как пример приведем одно из занятий.
Цель занятия. Научить делить целое на две, четыре равные части, сгибая предмет пополам (на две части) и еще
раз пополам (на четыре части); научить рассказывать о своих действиях и результате деления (сложив пополам, получим две равные части, половина целого, одна из двух частей); сформировать представления о том, что половина — это одна из двух равных частей целого. Половинами называют обе равные части; показать отношения между целым и частью (целое больше, чем часть; часть меньше, чем целое).
Ход занятия, Воспитатель говорит: «У меня бумажная полоска, я складываю ее пополам, точно подравниваю концы, заглаживаю линию сгиба. На сколько частей я поделила полоску? Правильно, я сложила полоску один раз пополам и поделила ее на две равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равные ли эти части?» Педагог складывает полоску, убеждая детей в том, что части равные. «Получили две равные части. Вот одна половина полоски, а вот другая половина», — показывает и объясняет воспитатель. «Что я сейчас показала? Сколько всего половинок? Что называется половинкой?» Педагог уточняет ответы детей: «Половина — это одна из двух равных частей целого. Половинами называются обе равные части. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила две равные части? Что больше: целая полоска или одна из двух равных частей? Что меньше? А если я сложу полоску вот так (не пополам), на сколько частей я поделю ее? Можно ли эти части назвать половинами? Почему?»
Дети складывают круг пополам один раз, воспитатель спрашивает: «Что получилось?» Детям предлагают рукой обвести каждую из половинок круга и задают вопрос: «Что больше (меньше) — целый круг или одна из двух равных частей (половина его)?»
Другому ребенку можно предложить сложить круг пополам, а потом еще раз пополам. Он складывает круг два раза пополам, а педагог спрашивает детей: «Сколько раз был сложен круг пополам? Сколько получилось частей? Равные ли это часта?» ребенок обводит рукой каждую из четырех частей.
Воспитатель спрашивает: «Что больше (меньше) — одна из четырех частей целого или целый круг? Сколько образовалось частей? А сколько теперь получилось, когда мы сложили круг дважды пополам?»
Во второй части занятия дети работают с раздаточным материалом. У каждого ребенка по два прямоугольника из бумаги. Предлагается сложить прямоугольник один раз пополам. Педагог напоминает, что складывать нужно так, чтобы стороны и углы совпадали. Задает вопросы: «Что мы сде-
лали? Что мы получили? Равные ли это части? Как называются обе равные части целого? Что больше (меньше) — половина целого или целый прямоугольник?»
Педагог предлагает второй прямоугольник дважды сложить пополам и спрашивает: «Что мы сделали? Что получили?» Дети обводят пальцем каждую из четырех частей.
В конце занятия воспитатель спрашивает: «Что вы научились делать? Если предмет сложить один раз пополам, то сколько частей будем иметь? Какие это части? Как они называются? Сколько раз надо сложить предмет пополам, чтобы получить четыре равные части?»
Дети должны понимать, как части относятся к целому. Для этого воспитатель раздает по два листа бумаги, одинаковые по размеру и форме. Один лист дети делят, второй остается целым. После того как они разделят лист на четыре части, показывают по просьбе воспитателя одну четвертую, две, три четвертых листа, а потом — целый лист. «Как можно сравнить целый лист бумаги с его частями, которые получили в результате деления?» — спрашивает воспитатель. Дети на целый лист накладывают часть и убеждаются, что целое больше, чем часть, а часть меньше целого.
На последующих занятиях знания уточняются и обобщаются. Ребята осознают, что единицы времени можно условно поделить на части: части суток, времена года, дни недели и др. Учатся делить на части не только разьединением, сгибанием, разрезанием, но и на основе измерения.
Величины можно разделить на части, измерив их, т.е. сравнить с определенной величиной, которую принимают за единицу измерения. Ж.Пиаже утверждал, что измерение включает две логические операции: первая — это процесс деления, которая дает возможность ребенку понять, что целое состоит из определенного количества слеженных вместе частей; другая — это операция смещения или замещении, которая дает ему возможность присоединить одну часть к другой и так создавать систему единиц.
К измерению при делении целого на части, как правило, обращаются тогда, когда нельзя сгибать предмет. Например, воспитатель рисует на доске продолговатый невысокий прямоугольник и предлагает детям подумать, как можно разделить его на четыре равные части. (На столе воспитателя лежит шнур, по длине равный длинной стороне прямоугольника.)
С помощью наводящих вопросов: «Чем можно измерить прямоугольник? Как можно разделить шнур? Какую следует выбрать меру?» — дети должны прийти к решению: необхо-
димо шнуром измерить длиную сторону прямоугольника, убедившись, что она равна длине шнура, сложить шнур пополам и еще раз пополам. Сложенный шнур четыре раза отложить на стороне прямоугольника, сделать мелом отметки. Потом делают обобщение: «Мы разделили прямоугольник, изображенный на доске, на четыре равные части, каждая из этих частей называется одной четвертой».
Воспитатель постоянно побуждает к словесному описанию способа и результата деления. Дети устанавливают связь между действием и его результатом: разделили предмет пополам (дважды пополам) — получили две (четыре) равные части, объединили их вместе — получили целый предмет.
По просьбе воспитателя находят одну из двух частей (половинок), одну из четырех частей, две, три из четырех частей. Воспитателю следует помнить, что знания и умения детей делить предмет на части целесообразно использовать для расширения представлений о размерах геометрических фигур, опространстве, времени. Например, когда делят квадрат, прямоугольник, ромб на равные части, получают при этом разные геометрические фигуры. Иногда детям дают конкретные задания: «Как следует сложить квадрат, чтобы получить два равных треугольника (прямоугольника)?» (рис. 23).
Рис. 23
Знание о делении целого на части и сложении целого из частей, полученные на занятиях по математике, закрепляются в изобразительной деятельности, конструировании и т.д. Эти знания и умения расширяются и уточняются в подготовительной к школе группе. Понимание детьми отношения части и целого, в дальнейшем можно использовать при обучении их решению арифметических задач.