Методические рекомендации. Основной формой работы по этой программе являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к русским народным традициям
Основной формой работы по этой программе являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам, развитие музыкальных и творческих способностей детей через различные формы народного фольклора, овладение богатством народного слова, выраженного в сказках, закличках, дразнилках, колядках, попевках и других жанрах фольклора.
Фольклорные занятия заключают в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от праздничного выступления до выхода на лужайку. Преподаватель должен иметь в памяти большой запас песенок, потешек, считалок, загадок, поговорок, пословиц, скороговорок и тактично, с чувством меры, умело включать их в повседневный быт детей, в занятия. Педагог сам должен владеть профессиональными навыками (петь, танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет привнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в исполнении произведений. Тогда фольклорно – игровые занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с малышами. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приёмы. Необходимо помнить, что ребёнок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль. При исполнении народного произведения преподаватель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно – образное мышление.
На фольклорно – игровых занятиях желательно использовать приём действенного соучастия детей, привлечение их к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию. Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми необходимо учитывать, чтобы они отражали те стороны жизни человека, которые доступны для детского восприятия.
В процессе ознакомления детей с музыкальным фольклором основными методами выступают:
· наглядность как ведущий педагогический метод;
· игра как основной вид деятельности детей;
· традиционные методы народной педагогики: подражание, совместные действия (подпевание, подхватывание, пение "за следом" и др.), диалог, побуждения к творческим проявлениям ребенка (элементы вариативности и самостоятельности при стимулировании педпроцесса педагогом);
· творческая активность детей (коллективная и индивидуальная) (вариативность как самостоятельный поиск детей на основе заданного традицией образца, адекватное воплощение художественного образа в синкретической музыкально-фольклорной деятельности).
В методике приобщения детей к традиционной народной культуре используется:
· традиционная последовательность действий в обучении основам музыкального фольклора;
· гибкое применение способов разучивания произведений фольклора - сочетание последовательной проработки его фрагментов с действиями "за следом" (подпевание за более опытным исполнителем);
· постоянное включение элементов творчества, варьирования в занятия с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность;
· обучение посредством аудио и видеозаписей;
· перенимание элементов традиции детьми друг у друга (в игровой и самостоятельной деятельности, специальных заданиях педагога, встречах с другими детскими фольклорно-игровыми коллективами).
Занятия проводятся в специально оборудованном классе ДШИ. В ходе работы над произведениями можно использовать различные шумовые и ударные инструменты: ложки, трещотки, свистульки, бубен и др. Для проведения праздников используем маски, костюмы, головные уборы, сделанные самостоятельно и с помощью родителей.
Программа рассчитана на 2 года обучения, предназначается для детей 4 – 6 лет, в ней учтены такие виды музыкальной деятельности, как пение, музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, пляски), игра на ударных инструментах. Составлен план проведения праздников и развлечений по народной тематике. Программа имеет тематическое построение. Система фольклорных занятий спланирована на основе дат народного календаря, которые представлены не просто как занятия, а как небольшие праздники. При этом дети не только получают интересную информацию, но и проникаются духом любви к родной земле-кормилице, радостью и благодарностью к ее щедрости.
Первый год обучения для детей дошкольного возраста от 4 до 5лет – этап «вхождения» в народное искусство, первого практического знакомства с ним. Основными видами деятельности являются слушание-восприятие, игры (музыкальные и словесные) и пение (подпевание взрослым). А так же происходит развитие речи на таких жанрах, как пестушки, потешки, прибаутки, чистоговорки. Изучаются также: тема дома и домашнего уюта, лесные обитатели и домашние животные.
Второй год обучения для детейдошкольного возраста от 5 до 6 лет – направлен на интенсивное освоение фольклорных традиций. На этом этапе уделяется большое внимание музыкальному материалу: изучение народного календаря, а также элементарные игровые хороводы и пляски, игра на детских музыкальных инструментах.
Практический материал программы подобран в соответствии с указанными темами и возрастными особенностями детей. В программу входят колыбельные песни, пестушки, потешки, а также календарные песни, игровой фольклор, плясовые и хороводные песни, танцы. Песенный материал должен быть несложен по мелодическому и ритмическому строю.
Занятия проводятся в классе по 10-15 человек в группе 1 раз в неделю по 30 минут в форме занимательной игры, спектакля. Объединены в своеобразные блоки различной тематики, которые могут быть вариативными, чтобы педагог мог выбрать то, что соответствует его возможностям (состав группы, подготовка детей и т. д.). Программа занятий каждого года обучения составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями детей.
Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение:
· музыкально-ритмическое движение, развитие чувства ритма;
· распевание, работа над дыханием, пение;
· пальчиковая гимнастика;
· пляски, игры, хороводы.
В процессе обучения используются следующие формы работы:
· практические тематические занятия;
· беседы;
· фольклорные праздники;
· отчетные концерты;
· спектакли фольклорного театра (постановки сказок);
При изучении тем используются:
· наглядные пособия;
· традиционные предметы домашнего обихода;
· национальные костюмы;
· фото, аудио, видеоматериалы;
Основополагающей методической позицией на фольклорных занятиях стало моделирование процесса художественного творчества, основывающееся на принципах построения фольклорных занятий – импровизации, образно-игрового вхождения в музыку, художественного фольклорного исполнения произведения, создания образно-игрового «фона» на всем протяжении фольклорного занятия, требующих от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения.
В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.
Возрастные особенности детей 4-7 таковы, что игра остается одним из любимейших видов деятельности. Это необходимо использовать, включать разнообразные игры в ход урока. Во время игры используются такие методы обучения, как:
1. упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении.
2. упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений.
3. творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового творчества.
Игра является основной формой проведения занятий, основной методикой обучения и воспитания. Существование множества традиционных фольклорных игр практически на все случаи жизни позволяет значительно активизировать процесс усвоения народного творчества. Обучающие методики (рассказ, беседа, непосредственное подражание взрослому, выступающему как образец, и другие) дополняют игровой метод там, где необходимы полезные знания и навыки, расширяющие возможности детей в окружающем мире.
Предпочтительно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются мои учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:
· Развитие творческой индивидуальности.
· Эмоциональное развитие.
· Воспитание эстетических, патриотических чувств.
· Развитие музыкальных способностей.
· Развитие духовной сферы.
· Развитие самостоятельности, физическое развитие.
Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца – в едином синтезе. Многие считалки, прибаутки, которые мы используем для выбора водящего, развивают дыхание, способствуют развитию дикции, формируют через слово национальный характер мышления ребенка. Эти формы работы основаны на соединении принципов народной педагогики и того лучшего, что создано русской музыкальной школой прошлого и настоящего.
В ДШИ имеется внутренний дворик, позволяющий проведение занятий в теплое время года на открытом воздухе. Для такой формы урока сделана подборка подвижных народных игр: «Тише едешь, дальше будешь», «Федя-Медя», «Золотые ворота», «Кошки-мышки», «Горелки», «Хромая лиса», «Бабка Ёжка» и другие, требующие активных движений, а также на выбор самих детей. В такие игровые уроки можно привлекать родителей и тогда это становиться более ярким зрелищем, очень важным для ребёнка; такое совместное взаимодействие с взрослыми, которое сближает их в общности интересов. А зимой, при благоприятной погоде, можно так же выйти на улицу и полепить снежки и понаблюдать за природой, найти характерные признаки времени года в окружающей природе.
Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. Формы проведения праздника разнообразны: постановка музыкальной сказки «Теремок», «Приход колядовщиков» на праздник Рождество либо тематический концерт, связанный с изучаемой текущей темой. Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру.
Цели праздника:
· Создать зону психологического комфорта.
· Развить творческие способности детей.
· Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.
· Приобщить к народным традициям.
Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.
Фольклорный праздник – это большая игра, в которой могут принять участие все. Его можно провести в любой просторной комнате, в спортзале, а также на поляне или лужайке. Но всё-таки удобнее проводить фольклорный праздник целиком в зале, без использования сцены. Тогда не потребуется сложных переходов со сцены в зал для игры и обратно. На праздник все участники могут прийти в костюмах - «ряжеными», тогда не понадобятся одевания и переодевания. Костюмы не обязательно делать сложными, например, у медведя на голове может быть старая меховая шапка, маска, у хозяйки – фартук.
Детской импровизации в разыгрывании театрализованного представления надо дать как можно больше свободы. Следует помочь хорошо разобраться в сюжете, чтобы дети поняли его смысл, задачи и цели своих персонажей, их характеры. Главное – разбудить детскую фантазию, проявить желание быть хозяевами праздника, чтобы этот праздник был искренний и увлекательный.
Участники представления должны знать текст своей роли наизусть и не изменять его своими словами. Знакомство с красочным, живым народным языком и бережное отношение к нему обогатит повседневную речь. Готовясь к празднику, следует разучить песни, исполнять их надо легко и свободно.
На занятиях по фольклору наряду с изучением тем и праздников проводится вокально-хоровая работа.
Знакомство с певческой установкой пения стоя, выработка навыков вдоха, выдоха без звука, на отдельной гласной, на слове, на фразе, с использованием скороговорок, небольших попевок на 3-х звуках, выработка мягкой атаки звука.
Для развития народной манеры пения
1) использование скороговорок на звуках примарной зоны с движениями притопами и прихлопами. «Веники-веники», «Андрей-воробей»;
2) постепенное движение в диапазоне ч.4. по полутонам на простых слогах «да-да-да», «да- ага-ага».
Проводится артикуляционная гимнастика
1. Для подвижного языка, губ, щек, нёба.
2. Дикционные упражнения
3. Упражнения-попевки «Скок-скок-поскок» в разных регистрах.
Благодаря этим упражнениям у дошкольников наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается на качестве пения. На первом году обучения происходит овладение элементарными действиями техники пения. На втором году – развития действий, стабилизация.
Процесс формирования певческих навыков зависит от индивидуальных особенностей детей, от певческой подготовки.
На уроках используется комплекс упражнений для постановки дыхания.
1. «Нюхаем цветочки» - вдох через нос и выдох со словами «Ах! Как пахнет», медленно расходуя воздух на слова.
2. «Греем ладошку»- медленно дуем тёплым воздухом на ладошки, стараясь согреть их.
3. «Котёнок фыркает на собаку». Произносить «Ф» или «Х» отрывисто.
4. «Паровоз» - вдох и выдох носом, изображая паровоз. Ускоряем темп – поезд набирает скорость.
5. Надуваем шарик в животе и сдуваем на звук «С».
Эти упражнения основные. Они способствуют умению управлять своим дыханием.
Процесс формирования певческого голоса труден, т.к. маленькие дети еще не умеют анализировать поставленную задачу в целом. Но при правильном воспитании их певческая деятельность принимает особый характер управляемый, целенаправленный. Наиболее рациональным способом развития памяти является запоминание и частое повторение небольших заданий, и постепенное их усложнение. Формирование певческих навыков строится на развитии образного мышления, способности общения.
С целью ознакомления родителей с образовательным процессом, в который вовлечены их дети, в начале, середине и в конце учебного года проводятся открытые занятия. На этих занятиях педагог раскрывает взаимосвязи всех элементов изучаемого материала в системе, демонстрирует успешность освоения программы, показывает групповые и индивидуальные упражнения, готовые и репетиционные работы детей, подводит итоги и беседует с родителями.
Формы работы с родителями (в течение года):
1. Дни открытых дверей.
2. Родительские собрания.
3. Индивидуальные собеседования педагога с родителями.
4. Открытые занятия для родителей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
месяц | Тема | Часы |
сентябрь | Осень.Поход в лес, знакомство с некоторыми обитателями леса. Осенние календарные песни. Работа над шипящими согласными. Тематические загадки. Пальчиковая гимнастика. Знакомство с народными инструментами. | |
октябрь | Продолжение темы осени. Урожай. Распевания. Упражнения для развития дыхания. Работа над дикцией. Считалки. Заклички. | |
ноябрь | Подготовка к итоговому занятию по теме осени. Можно провести родительское собрание или открытый урок. Повтор уже знакомых жанров. | |
декабрь | Зима. Признаки зимы в окружающей природе, приметы зимы. Главный праздник зимы - Рождество. Знакомство с колядками. Распевания, работа над дыханием, дикцией, упражнения на расслабление тела. Разучивание зимних песен. | |
январь | Подготовка сценария « Приход колядовщиков». Проведение итогового полугодового занятия в виде родительского собрания либо концерта для детей. | |
март | Весна. Признаки весны в окружающей природе. Знакомство с весенними закличками. Праздник «Масленица». Продолжается работа над голосом, дыханием, дикцией. Разучивание простейших движений ногами в ритме четвертных и восьмых. | |
апрель | Весна, весна красна! Заклички птицам, солнцу, дождю. Приговорки. Виды хороводов. | |
май | Повторение пройденного материала. Возможно проведение игровой программы на свежем воздухе состоящей из игр и игровых песен. Заключительное итоговое занятие. |
Итого: 32 часа.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Месяц | Тема | Часы |
сентябрь | Осень. Признаки осени в окружающей природе. Тема: В гостях у бабушки, Быт, уклад жизни, домашний труд. Скороговорки. Считалки. | |
октябрь | Продолжение темы: В гостях у бабушки. Знакомство с домашними животными: лошадь, кот, корова, петушок. Ребята изображают домашних животных. Колыбельные песни. | |
ноябрь | Подготовка итогового занятия по теме: В гостях у бабушки. Можно провести открытое занятие либо родительское собрание, либо провести в форме концерта для детей. | |
декабрь | Тема: Зима. Зимние игры в доме и на улице. Инсценировка сказки «Курочка Ряба». Праздник Рождества и рождение мира. Разучивание соответствующего музыкального материала. | |
январь | Подготовка к празднику «Сказки Рождества Христова», включение сказки «Курочка Ряба» в сценарий. Научиться разыгрывать роли, выразительно рассказывать текст. | |
февраль | Февраль зиму замыкает, а март масленицу встречает. Масленичная неделя. Масленичные песни. | |
март | Весна. Признаки весны в окружающей природе. Весна-красна, ты на чём пришла? Возращаются домой птицы: кулики, жаворонки, грачи. Закликание весны. Обращение к птицам. | |
апрель | Весенние хороводы, виды движений ( «по кругу», «змейка», «стенка на стенку», «ручеёк»). Хороводные песни. Игровые песни. Дети учатся ходить в хороводе, выполнять несложные движения. | |
май | Занятия на улице: весенние хороводы, игры, песни. Подготовка к итоговому занятию в форме открытого урока-коцерта. |
Итого: 32 часа.
Содержание
За основу программы взят народный календарь. Именно поэтому тема «Времена года» и является сквозной сюжетной линией всей программы.
Тема «Времена года»включает в себя:
· воспитание у детей любви к природе, животным;
· знакомство детей с окружающим миром, расширение круга их представлений о народной культуре, развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать и правильно отражать в речи воспринятое;
· подготовку и проведение фольклорных праздников и концертных программ.
· изучаются различные жанры детского фольклора: сказки, игры, песни, скороговорки, прибаутки, считалки, потешки, пословицы, загадки и др.
Использование на занятиях произведений детского фольклора способствует установлению контакта и доверительных отношений с учащимися, исключает монотонность и скуку на занятиях, помогает заложить интерес к миру традиционной культуры. Музыкально-фольклорные игры развивают чувство ритма, пластику, творческую инициативу, импровизацию, коммуникабельность.
Главное место в фольклорной традиции, безусловно, принадлежит песне. Она отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песенном творчестве отразилось извечное стремление русского человека к добру и правде, к счастью и справедливости. Эстетические идеалы, заложенные в народной песне, оказали благотворное влияние на многие поколения людей, поэтому ей отводится важная роль в развитии музыкальной культуры детей, в становлении их музыкального вкуса.