Реализация междисциплинарных связей в

практической подготовке студентов профиля «Психология образования»

Могилевская Виктория Юрьевна,

преподаватель кафедры психологии

ГОУ ВПО «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко», г. Тирасполь, Приднестровье, Молдова

В последние годы интерес к реализации междисциплинарных связей в процессе профессиональной подготовки студентов существенно актуализировался. Это связано с переходом на новые стандарты высшего профессионального образования, предполагающие существенные изменения содержания и методов обучения студентов. То есть, дополнительные трудности создаются за счет введения стандартизации соответствующих видов образования [3, с. 5]. Кроме того, изменились стандарты профессиональной деятельности и потенциальные требования рынка труда к бакалаврам профиля «Психология образования». Так, Ю. И. Щербаков указывает: «Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях активных, творчески неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи» [4, с. 41]. Особое значение приобретает реализация междисциплинарных связей в процессе не только теоретической, но и практической подготовки. Это вызвано практической ориентацией бакалавриата, как ступени высшего профессионального образования. Фундаментальные знания, усвоенные студентами в процессе теоретического обучения, оттачиваются и дифференцируются по мере формирования тех или иных компетенций на материале различных видов практики, предусмотренных основной образовательной программой вуза и учебным планом. Таким образом, знания, полученные во время изучения дисциплин профессионального базового и вариативного циклов, получают конкретное воплощение, благодаря содержанию практики и погружению в реалии психологии образования.

В Приднестровской Государственном Университете, на факультете педагогики и психологии осуществляется подготовка по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования». Обучение студентов данного профиля предполагает формирование таких компетентностей как общекультурные, профессиональные и компетенции в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного, профессионального и специального образования.

Некоторые из вышеперечисленных компетенций формируются в процессе теоретического обучения. Однако, узко дисциплинарная ориентированность профессиональной подготовки не создает целостности этого процесса. Обособленные дисциплинарные знания студентов не управляют их действиями на практике – в учебе и профессиональной деятельности [1, с. 6]. А между тем, закрепление компетенций, их практическая ориентация осуществляется в процессе прохождения различных видов практик.

Практическая подготовка посредством реализации междисциплинарных связей сводит воедино содержание учебных профессионально ориентированных дисциплин бакалавров, и личный опыт студентов. То есть, наполнение содержания практики позволяет в методическом и педагогическом смысле «уйти» от формирования разрозненных дисциплинарных знаний, и развернуть профессиональную подготовку в направлении актуализации практического опыта и целостного знания, полученного студентами при изучении массива учебных дисциплин [2].

Идеи, связанные с междисциплинарными связями в педагогике были изложены в работах многих ученых (В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, К.Ю. Колесина, Г.Ф. Федоров, И.Д. Зверев, Ю.Н. Семин, Н.К. Чапаев и пр.).

Проблемы формирования междисциплинарных связей поднимаются в трудах П.Г. Кулагина, В.Н. Максимовой, К.И. Соломатова, М.И. Махмутова, А.З. Шакирзянова, Г.Ф. Федорца и т.д.

Научной основой реализации междисциплинарных связей при формировании компетенций у студентов являются работы В. И. Байденко, И. А. Гетманской, А. А. Дорофеева, Э. Зеера, Т. Зеленецкой, И. А. Зимней, О. Г. Ларионовой, А. В. Петрова, Ю. Г. Татура, А. В. Хуторского, Л. Я. Беляевой, В. А. Далингера, В. Евстигнеева, М. В. Носкова, Н. Г. Худолей, О. В. Шемет, В. А. Шершневой и др.

Анализ представленных в литературе теоретико-методологических подходов к реализации междисциплинарных связей, позволил предположить, что при разработке программы той или иной практики, целесообразно следовать логике движения от компетенций, формируемых теоретическими дисциплинами, к заданиям практики. Первоначально считаем необходимым проведение тщательного анализа компетенций, которые формируются во время освоения дисциплин базового и вариативного блока учебного плана. Затем, имеет смысл отобрать компетенции, задающие целевую установку практической подготовки и специфику содержания заданий практики. Важно подбирать их таким образом, чтобы выполнение программы практики, формирующее заданные компетенции, было возможным при актуализации знаний, умений, навыков и компетенций, получаемых в процессе теоретического обучения. Таким образом, реализуются множественные, прямые и системные междисциплинарные связи в процессе практической подготовки.

Проиллюстрируем реализацию междисциплинарных связей на примере учебно-ознакомительной практики. Данный вид практики организовывается на первом году обучения студентов профиля «Психология образования» и представляет собой особый вид практической подготовки. Это первый опыт студентов, приобщающий их к реалиям практики, и, с нашей точки зрения, успешность прохождения ознакомительной практики, накладывает отпечаток на дальнейшую эффективность и содержательность практической подготовки.

Разработчики программы учебно-ознакомительной практики отталкивались от компетенций, формируемых во время изучения дисциплин, преподаваемых на I курсе; из них отобрали те, которые могли бы задавать цели и задачи учебной практики; разработали блок заданий к ознакомительной практике, формирующих заданные компетенции; организовали выполнение этих заданий, направленных на формирование необходимых компетенций. Таким образом, стало возможным достижение цели учебно-ознакомительной практики – формирования первичных представлений студентов о будущей профессии посредством реализации междисциплинарных связей.

В процессе первого года обучения, студенты профиля «Психология образования изучают большое количество дисциплин базового и вариативного циклов. В этой связи разработка программы учебно-ознакомительной практики находилась в прямой связи от компетенций, представленных в рабочих программах теоретических дисциплин и, реализовывалась в тесном сотрудничестве с преподавателями, читающими эти учебные курсы. Так, во время прохождения учебной практики студенты, формируя заданные программой компетенции, актуализируют и реализуют междисциплинарные связи таких дисциплин, как: «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» (ОПК – 8, ПКПП - 4); «Введение в психологию» (ПКПП – 4); «Введение в профессию» (ОПК – 8).

Охарактеризуем это подробнее: компетенция ОПК – 8 - предполагает способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики. Формируется в процессе изучения дисциплин «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Введение в профессию» и реализуется в таких заданиях учебной практики, как знакомство с основными задачами и направлениями работы психолога в них, рабочим местом, кабинетом психолога, спецификой и планированием его работы; составление циклограммы работы психолога на неделю с описанием всех ее элементов; составление хронометража одного дня работы психолога; участие в работе в качестве ассистента, проводимой психологом образовательного учреждения.

Компетенция ПКПП – 4 – характеризуется как способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий. Формируется в процессе изучение дисциплины «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Введение в психологию» и реализуется в таких заданиях учебной практики, как оформление дневника практики, написание отчета о результатах практики согласно плану, оформление итоговой папки с отчетной документацией, подготовка презентации мультимедиа или фотоотчета для итоговой конференции.

Таким образом, становятся заметными наиболее тесные междисциплинарные связи с некоторыми из учебных дисциплин. Это способствует более глубокому пониманию необходимости усвоения теоретических курсов и выработки профессиональной готовности к практической деятельности. При формировании компетенций у студентов в период прохождения практики, наиболее тесные связи обнаруживаются с такими учебными дисциплинами, как «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Введение в профессию» и «Введение в психологию». Именно эти базовые дисциплины задают цели, задачи и содержание учебно-ознакомительной практики и пр.

Кроме того, такая междисциплинарная сущность наполнения практики предполагает успешную подготовку к итоговому выпускному экзамену. Это связано с тем, что в процессе его сдачи, бакалавры должны показать не только хорошее владение теоретическими основами изученных в процессе обучения дисциплин, но и готовность применять сформированные компетенции на практике профессионального поля психологии образования [2].

Таким образом, реализация междисциплинарных связей в процессе практической подготовки психологов образования выступает в качестве инструмента непрерывного включения студента в его будущую профессию, в реалии практической психологии образования. Наш опыт показывает, что благодаря реализации междисциплинарных связей теоретического и практического обучения качество и эффективность профессиональной подготовки может становиться более эффективным.

Библиографический список:

1. Листунов О.Д. Междисциплинарная интеграция в подготовке будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. [Текст] - Бирск, 2003.

2. Могилевская В.Ю. К вопросу об организации практики студентов – бакалавров профиля «Психология образования» // Сборник IV Международной научно-практической конференции на основе интернет - форума «Психологическое сопровождение образования: теория и практика». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mosi.ru/ru/conf/iv-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-na-osnove-internet-foruma 25 - 27 декабря 2013 г.

3. Огнев А.С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология. [Текст] - Москва, 1999.

4. Щербаков Ю.И. Научное сотрудничество вуза и школьного образовательного комплекса. [Текст] - // Вестник Московского Государственного Университета им. А.М. Шолохова. Серия «Педагогика и психология» № 2, 2014 г. с. 39 - 41

Наши рекомендации