Обработка полученных данных
На основе трех характеристик заполните итоговую таблицу. Число совпадений показателей самооценки и оценки качеств другими людьми будет говорить о наличии тех или иных особенностей характера. Для того чтобы сделать окончательный вывод о выраженности тех или иных черт характера ученика, полученные данные соотнесите с данными наблюдений за деятельностью и поведением ученика в различных ситуациях.
Черты характера | Степень выраженности | ||
часто | иногда | никогда | |
1. Моральные: трудолюбие, чувство долга, коллективизм, доброта, честность. 2. Волевые: выдержка, самообладание, решительность, смелость, настойчивость, упорство, организованность, дисциплинированность. 3. Эмоциональные: вспыльчивость, тревожность, чувствительность (ранимость), уравновешенность, впечатлительность. 4. Интеллектуальные: сообразительность и находчивость, наблюдательность, вдумчивость, любознательность, эрудированность. 5. Черты, проявляющиеся в общении: общительность, тактичность, отзывчивость, непринужденность, доверчивость. |
Выводы: ______________________________________________________________
5. Наблюдение за особенностями темперамента учащихся.
На основании наблюдения Вы должны сделать вывод об особенностях темперамента учащегося и его типе. (Знание темперамента ученика необходимо учителю для выбора оптимального темпа деятельности и для осуществления индивидуального подхода к ученику.)
Метод: наблюдение по плану (подчеркните нужный ответ):
1) Как ведет себя учащийся в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
а) легко включается в работу;
б) действует с азартом;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2) Как реагирует учащийся на замечания учителя?
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается, что ему делают замечание;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3) Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют?
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4) Как ведет себя ученик в ситуациях, когда надо сдавать контрольную работу, а он еще не закончил, или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка?
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не подойдет к нему и не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговора, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5) Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу?
а) бросает, потом опять продолжает решать;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
в) ведет себя спокойно;
г) проявляет растерянность, неуверенность.
6) Как ведет себя ученик в ситуации, когда он спешит домой, а учитель или актив класса предлагает ему остаться в школе после уроков для выполнения определенного задания?
а) быстро соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не говоря ни слова;
г) проявляет растерянность.
7) Как ведет себя в незнакомой обстановке?
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-либо направлении, из-за этого необходимых сведений не получает, но решение принимает быстро;
в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решением не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Выводы:_________________________________________________________
Баллы за задание № 3
Максимальное количество баллов – 9. Оцениваются полнота описания по приведенной схеме, корректность использования предложенных методик, интерпретация результатов.
Методист по психологии ________________
количество баллов подпись
Задание № 4. Беседа с учителем по предмету Вашей специальности.
Планирование учебной работы по предмету
А)Вам необходимо побеседовать с учителем по Вашему предмету преподавания и получить нужную для себя информацию о программах, учебниках, по которым работает учитель, о применяемых им технологиях, методах. В беседе с учителем выясните:
1. По каким программам и учебным планам работает учитель данного класса, какие учебные комплексы он использует? ________________________________
2. Ознакомьтесь с календарно-тематическим планом работы учителя по предмету. Сколько часов в неделю в различных классах выделяется на изучение Вашего предмета? ___________________________________________________
3. Ознакомьтесь с программой по Вашему предмету. Выявите решаемые учителем задачи при изучении предмета. ___
4. На какие особенности содержания предмета учитель опирается при выборе методов обучения? __________________
5. На какие особенности класса и отдельных учеников учитель опирается при выборе форм и методов обучения? ____
6. Как учитель готовится к урокам? Составьте алгоритм действий учителя в процессе его подготовки к уроку. _______
7. Ознакомьтесь с планами уроков учителя. Какие цели ставит учитель? _______________________________________
8. Ознакомьтесь с системой контроля знаний и умений. Какие формы и методы контроля предпочитает учитель? Как осуществляется их оптимальный выбор? ________________________________________________________________
9. Ознакомьтесь с дидактическими материалами, используемыми учителем в процессе контроля (тестовые задания, тексты контрольных работ и т.п.). Приведите примеры. _________________________________________________
10. Проанализируйте полученные сведения. Что Вам необходимо учесть в своей работе в качестве практиканта? _____
Б)Вы ознакомились с календарно-тематическим планом работы учителя по предмету. На основе календарно-тематического плана работы и по согласованию с учителем, определите какие уроки (8 уроков) будете проводить Вы в период педагогической практики.
Заполняйте таблицу по мере проведения уроков.