Обработка полученных данных

Для определения типа темперамента необходимо определить величины показателей экстраверсии-интроверсии и уровня нейротизма. А для оценки надежности этих показателей подсчитывают величину показателя искренности. Величина показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество совпадений ответов с вопросами шкал.

Показатель искренности («И») представляет собой сумму совпадений ответов с ответами по следующим вопросам: Ответ «ДА» по вопросам № 6,24, 36; Ответ «НЕТ» на вопросы № 12, 18,30,42,48,54.

«И» =______

Далее полученные результаты имеет смысл анализировать, если величина индекса «И» не превышает 4 баллов.

Показатель экстраверсии-интроверсии («Э») равен величине совпадений ответов испытуемых: ответ «ДА» по вопросам 1,3,8,10,13,17,22,25,27,39,44,46,49,53,56; ответ «НЕТ» на вопросы 5,15,20,29,32,34,37,41,51.

«Э» =_____

Результаты от 0-6 свидетельствуют о глубокой интроверсии; 7-12 – о средней интроверсивности; 13-18 – о средней экстраверсии; 19-24 – о высокой экстраверсивности.

Показатель нейротизма – это величина совпадений ответов «ДА» с вопросами 2,4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43,45,47,50,52,55,57.

«Н»=_____

Результаты от 0-6 свидетельствуют о высоком уровне эмоциональоной стабильности, 7-12 – о среднем, 13-18 – об умеренной подвижности, 19-24 – об эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности.

Вторым шагом в ходе обработки результатов является построение схемы типов темперамента (см. рис. 1). Отложите полученные значения на осях экстраверсии-интроверсии и уровня нейротизма (стабильности-нестабильности нервной системы) соответственно. Найдите проекцию этих значений в точке пересечения перпендикуляров, идущих от осей. В зависимости от того, в каком квадранте оказалась «точка», определяется тип темперамента. Причем, чем дальше «точка» расположена от значения 12, тем ярче выражены особенности темперамента. И, наконец, если «точка» попадает в область, близкую к какой-либо оси (например, Э=13; Н=3 ), мы имеем смешанный тип темперамента.

Обработка полученных данных - student2.ru

рис. 1

Анализ результатов

По мнению Г.Айзенка сочетание таких свойств личности, как экстраверсия-интроверсии и уровень нейротизма, дает возможность определить тип темперамента.

В самом общем смысле экстраверсия – это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия – направленность личности на ее внутренний мир. Понятие нейротизма характеризует уровень эмоциональной возбудимости, подвижности.

В основе этих свойств лежат особенности нервной системы, связанные, в частности, со скоростью протекания нервных процессов и балансом процессов возбуждения-торможения.

Так, экстраверт по сравнению с интровертом быстрее приспособляется к внешней среде, более открыт в чувствах, имеет много друзей, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к отсутствию впечатлений. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются импульсивность, недостаточный самоконтроль, стремление к лидерству, к риску.

Интроверту также свойственен ряд особенностей. Он часто погружен в себя. Испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В то же время в большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны.

Люди с высоким уровнем нейротизма отличаются лабильностью (подвижностью) нервной системы, эмоциональной неустойчивостью. Отсюда им свойственна возбудимость, чувствительность, тревожность, изменчивость настроения. Другой полюс нейротизма (низкий уровень) характеризуется эмоциональной стабильностью, спокойствием, уравновешенностью, медлительностью.

На основании сочетаний вышеприведенных свойств выделяют следующие типы темперамента:

Сангвинический. Низкий уровень невротизма + высокая экстраверсивность. Умеренный, подвижный тип.

Холерический. Высокий уровень невротизма + высокая экстраверсивность. Чрезмерно подвижный, неспокойный тип.

Флегматический. Низкий уровень невротизма + глубокая интроверсивность. Медлительный, размеренный, спокойный тип.

Меланхолический. Высокий уровень невротизма + глубокая интроверсивность. Чрезмерная чувствительность, тревожность.

В «чистом виде» темперамент встречается крайне редко, скорее можно говорить о некоей доминанте, преобладающих чертах. Свойства темперамента не являются абсолютно неизменными. В известных пределах они подлежат корректировке, изменению. Кроме того, свойства темперамента проявляются не с момента рождения и не все сразу, а развиваются в определенной последовательности.

Темперамент нельзя отождествлять с характером, хотя он во многом определяет его особенности, придавая ему своеобразие. Характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности и воле.

Так, сангвиники обычно бывают общительными, открытыми, разговорчивыми, живыми, инициативными, но часто беззаботными и не всегда склонны доводить начатое дело до конца. В сангвиниках важно поощрять трудолюбие, склонность к новизне, но при этом нужно контролировать нагрузки, чтобы они были в разумных пределах. Им следует тренировать дисциплинированность и четкость в выполнении обязательств.

У холериков часты смены настроения, они активны, но в то же время импульсивны, бывают обидчивыми и агрессивными. Холерикам, с их часто выраженными лидерскими качествами, желательно обращать внимание на тренировку выдержки, стараться бурно не «выяснять отношения» в моменты конфликтов, а обсуждать возникшие проблемы позже, в спокойной обстановке.

В темпераменте флегматика особенно заметны размеренность, спокойствие, надежность. Они миролюбивы, хотя при этом отличаются пассивностью. Трудолюбивым флегматикам стоит порекомендовать тренировать свой социальный интеллект (понимание людей, способность к наблюдению переживаний других, налаживанию контактов и т.п.). В ряде случаев из-за скромности у них не всегда адекватная самооценка, которую в этих случаях важно повышать.

Меланхолики – очень чувствительные, переживающие люди. Наблюдательность у них сочетается с малообщительностью, раздражимостью и тревожностью. Меланхоликам стоит настраивать себя на успех в работе, быть увереннее, а также стараться контролировать свое отношение к другим людям, особенно избегать сильной веры в чей-то авторитет.

Контрольное задание

Словесно опишите полученный результат. Приведите примеры проявления индивидуальных особенностей Вашего темперамента. Помните, наиболее ярко они проявляются в нестандартных ситуациях.

Задания для самопроверки

Задание 1. Вставьте пропущенное слово.

Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, которое обусловливает т_ _ _ _ _ ый для данной личности способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с т _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ м, который через общую психологическую активность, моторику и эмоциональность накладывает отпечаток на все проявления характера.

Задание 2. Стрелками укажите соответствия между понятием и его определением.

Тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности сангвинический
Тип темперамента, характеризующийся умеренной подвижностью, уравновешенностью и общительностью меланхолический
Тип темперамента, проявляющийся в устойчивости психики, медлительности, слабой эмоциональности холерический
Тип темперамента, проявляющийся в слабости психической активности, склонности глубоко переживать даже незначительные события флегматический

Задание 3. Отвечайте «да» или «нет».

А). Характер человека закладывается генетически и не изменяется в течение жизни

_____

Б). В трудные, критические моменты жизни характер человека раскрывается наиболее полно

_____

В). Сходные обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют некоторые общие черты характера _____

Задание 4. Продолжите фразу.

1. Характер человека проявляется в его отношении к другим людям, к труду, к вещам и отношении к ________________________________________________________________

2.Акцентуацией характера называетсячрезмерное усиление некоторых черт характера, что обусловливает ________________________________________________________________

_____________

Задание 5.Дополните пары слов, обозначающих черты характера.

Пример: Общительность – замкнутость.

Лидерство – _____________; оптимизм – _____________; смелость – _____________; агрессивность – _____________; самоконтроль – _____________; гордость – _____________

Наши рекомендации