Особенности песенного репертуара
Песенный репертуар включает разнообразные по содержанию, тематике, средствам музыкальной выразительности произведения: 1) песни, попевки, для усвоения всех программных певческих навыков;
2) небольшие песенки, упражнения, подготавливающие детей к обучению пению по нотам;
3) песни-образцы, развивающие песенное творчество детей.
Песни, обучающие певческим навыкам, отбираются с учетом педагогических задач. Такие песни, различные по характеру звучания (плавные, напевные: «Падают листья» М. Красева, «Во поле береза стояла», русская народная песня; легкие, подвижные: «Праздник веселый» Д. Кабалевского, «Встречаем май» В. Герчик), строятся на развивающих дыхание музыкальных фразах, имеют удобный для голоса ребенка диапазон, тесситуру. Мелодическая линия нередко включает трудные интонационные ходы; усложнения встречаются и в динамических, и в темповых оттенках («Мамин праздник» Е. Тиличеевой).
Упражнения, подготавливающие к обучению по нотам, используются из разучиваемого репертуара. Чтобы обучение в этом направлении вести успешнее, можно использовать специальные упражнения из «Музыкального букваря».
Образцы песен[24], созданные советскими композиторами к творческим заданиям, служат не для копирования, а помогают выявить способности ребенка, обогащая его музыкальными впечатлениями. Это своеобразная модель, по образцу которой ребенок может сочинить, придумать свою мелодию, передающую содержание, настроение того или иного поэтического текста.
Стр. 109
Методические приемы
Методические приемы также отвечают задачам усвоения программных навыков и репертуара. Рассмотрим методические приемы, направленные на развитие певческих навыков.
Работая над звукообразованием (высоким, легким, звонким, напевным, подвижным), педагог использует показ на своем примере или на примере хорошо поющего ребенка. Прислушиваясь, остальные дети стараются делать так же. Подражание должно быть осмысленным: надо слышать, сравнивать, оценивать.
Напевности звучания помогает правильное протяжное формирование гласных: а, о, у, э, и. При этом педагог упражняет ребят в пении на гласные и слоги («ля-лё»), с полузакрытым ртом. Очень важно точно, ясно выговаривать согласные, особенно в конце слов. В этом случае помогают распевания на слоги «динь-динь».
Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. Необходимы систематические упражнения и напоминания.
Приемы развития дикции (правильного, ясного произношения) диктуются особенностями литературного текста и сводятся к разъяснению смыслового значения слов. Каждый ребенок должен осмысленно произносить все слова, хорошо артикулируя. Здесь полезны приемы произнесения текста шепотом, в ритме песни и с фортепианным сопровождением, а также выразительное прочтение текста без музыки. Можно использовать прием подчеркивания отдельных обращений («Эй, с дороги сторонись» в песне «Зимняя песенка» М. Красева) или характерных признаков образа, эпитетов, ясно выраженного отношения к персонажам песни (ласки, укоризны, одобрения и т. д.).
Важнейший навык — правильность и чистота интонирования мелодии в хоровом пении (строй). Все приемы развития этого навыка тесно связаны с формированием музыкально-слуховых представлений, слухового самоконтроля: вслушиваться и повторять так, как спел взрослый, сыграл инструмент.
Можно использовать следующие приемы:
«настроиться» перед началом пения; педагог поет (тянет) первый звук, и дети его повторяют;
«задерживаться» на отдельном (чаще последнем звуке песни) звуке мелодии по указанию педагога и прислушаться, как он звучит;
перед разучиванием песен полезно исполнять музыкальные попевки в различных тональностях; исполнить несколько раз трудный интервал песни, добиваясь точности звучания от каждого ребенка;
с некоторыми детьми, обладающими более широким диапазоном, можно исполнить песню в более высоких тональностях;
напоминать детям о направлении движения мелодии, о более высоких и низких звуках, формируя музыкально-слуховые представления;
углублять слуховые представления, используя показ, изображение условных знаков (птичка сидит высоко — поет выше, сидит низко — поет ниже);
Стр.110
использовать движение руки (элементы дирижирования), показывающие, как петь выше или ниже.
Огромное значение имеет пение без инструментального сопровождения (а капелла). Оно помогает развить точную вокальную интонацию, позволяет петь по желанию, самостоятельно. Если дети затрудняются, можно использовать следующие приемы, помогающие в дальнейшем слаженному звучанию песни:
привлекать хорошо поющих детей к индивидуальному исполнению небольших, несложных песен без инструмента;
разучивать некоторые песни без инструмента (с голоса педагога);
спеть знакомую песню с сопровождением инструмента, затем без него, в наиболее трудных местах подпевая ребенку или играя мелодию на инструменте;
исполняя песни, особенно народные, можно распределить детей на две подгруппы: поющие лучше исполняют запев или припев (более сложный).
Чтобы при исполнении песни без инструмента дети не понижали тональности, полезно перед этим «настроить» их, проиграть музыкальное вступление, а по окончании песни — заключение. Очень полезно также неоднократно повторять ранее выученные песни, накапливая детский репертуар.
Навык слаженного пения (ансамбль) формируется путем постоянных упражнений в коллективном пении. При этом важно подчеркивать значение всех музыкальных оттенков. Если дети понимают смысл, чувствуют настроение, они знают, почему праздничную песню нужно спеть торжественно, радостно, а колыбельную — спокойно, ласково. Главное, чтобы действия ребят были объединены, чтобы каждый чувствовал себя участником поющего коллектива и «подравнивал» свой голос по силе, темпу, тембру к общему звучанию.
Таким образом, в методике обучения пению показ выразительного исполнения и указания занимает важное место. Следует отметить также определенную роль зрительной и моторной наглядности: выражение лица педагога, веселая улыбка или серьезное выражение во время исполнения песен соответствующего характера, а также дирижерские жесты (показ рукой подвижного или плавного звучания, начало и окончание пения, направление движения мелодии и т. д.).