Таково субординационистское заблуждение Оригена, в чем-то открывающее путь к грядущему арианству
И еще одно, христологическое заблуждение, александрийского мыслителя здесь уместно упомянуть. Христианский платоник Ориген учил о предсуществовании разумных тварных душ, которые по своей свободной воле согрешили и, утратив свою духовную природу, ниспали в материальные тела. Так возник тварный видимый мир, и это “творение” происходит – в отличие от основного вневременного вечного творения – во времени. Но отсюда следует логический вывод о том, что предсуществует тварная душа Иисуса Христа – единая безгрешная душа, которой не наскучило созерцание Бога. Эта душа пребывает в вечном неразрывном соединении с божественным Логосом, будучи Его тварной носительницей. Соединенный с человеческой душой Христа, Сын Божий в назначенное время воплощается на земле (непосредственное воплощение и вочеловечение Божества в системе Оригена немыслимо). Отсюда роль Христа в спасении не искупительная, а педагогическая. Он, не нарушая свободы твари, должен путем увещания и внушения привести падший мир ко всеобщему восстановлению (апокатастасис) первозданного единства с абсолютным Благом, к возврату к изначальному созерцанию божественной сущности. Такое учение о Христе следует признать в корне ошибочным, элементы его также явились семенами христологических ересей будущих столетий .
Список сочинений Оригена
Гексапла
Против Цельса
Две беседы на Песнь песней
О началах (в 4-х кн. или ч.)
Комментарии к Евангелию от Иоанна
Комментарии к Евангелию от Матфея
О молитве
Письмо к св. Григорию Чудотворцу (еп. Неокесарийскому)
Письмо к Юлию Африкану
Трактат о демонах
Увещание к мученичеству
Гомилии
Схолии
Диалог с Гераклитом
О воскресении
На 5-ом Вселенском Соборе, Отцы Собора подтвердили осуждение Оригена произошедшее в 543 году на Поместном Константинопольском Соборе. Этот Собор принял предложенные святым императором Юстинианом 10 анафематствований против этого еретика.
Приведем их:
"1.Кто говорит или думает, что души человеческие предсуществовали, что они были прежде умами и святыми силами, а затем обратились к худшему и чрез это охладели в любви к Богу, отчего и называются духами и в наказание посланы в тела, тот да будет анафема.
2.Кто говорит или думает, что душа Господа прежде существовала и соединилась с Богом Словом прежде воплощения и рождения его от Девы,- да будет анафема.
3.Кто говорит или думает, что сначала во чреве святой Девы образовалось тело Господа нашего Иисуса Христа и за тем с ним соединился Бог Слово и душа существовавшая уже прежде, - да будет анафема.
4.Кто говорит или думает, что Слово Божие уподоблялось всем небесным чинам, было для херувимов херувимом, для серафимов серафимом, и уподоблялось всем вообще высшим силам, - да будет анафема.
5.Кто говорит или думает,что тела человеческие в воскресении восстанут шарообразными, а не исповедуют, что мы восстанем в правильном виде, - да будет анафема.
6.Кто говорит, что небо, солнце, луна, звезды, воды, которые выше небес, суть существа одушевленные и некоторые разумно-вещественные силы, - да будет анафема.
7.Кто говорит или думает, что Господь Иисус распнется в будущем веке за демонов, как и за людей, - да будет анафема.
8.Кто говорит или думает, что могущество Бога ограниченно, или что Он создал столько, сколько мог обнять, - да будет анафема.
9.Кто говорит или думает, что НАКАЗАНИЕ ДЕМОНОВ И НЕЧЕСТИВЫХ ЛЮДЕЙ ВРЕМЕННО И ЧТО ПОСЛЕ НЕКОТОРОГО ВРЕМЕНИ ОНО БУДЕТ ИМЕТЬ КОНЕЦ,ИЛИ ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОНОВ И НЕ ЧЕСТИВЫХ ЛЮДЕЙ,-ДА БУДЕТ АНАФЕМА.
10.Анафема и Оригену, прозванному адамантовым, изложившему это, вместе с его нечестивым ,непотребным и преступным учением, и ВСЯКОМ, КТО ДЕРЖИТСЯ ЭТИХ МЫСЛЕЙ, ИЛИ ЗАЩИЩАЕТ ИХ,ИЛИ КАКИМ-ЛИБО ОБРАЗОМ КОГДА-ЛИБО ОСМЕЛИТСЯ ПОВТОРЯТЬ ИХ."(1.стр.536-537).
Литература.