Производственная практика (педагогическая практика).
Педагогическая практика магистрантов – вид научно-педагогической работы магистранта, являющийся обязательной составляющей основной образовательной программы по подготовке магистра.
Основная идея практики, которую должно обеспечить ее содержание, заключается в формировании технологических умений, связанных с педагогической деятельностью, в том числе функций проектирования, конструирования и организации учебного процесса. Виды деятельности магистранта в процессе прохождения практики предполагают формирование и развитие стратегического мышления, видения ситуации, умения руководить группой людей.
Цель педагогической практики магистрантов: ознакомление с современным состоянием преподавания дисциплин в высшей школе, новыми технологиями обучения, педагогическим опытом преподавателей в вузе и учителей в профильных классах.
Педагогическая практика направлена на формирование следующих компетенций:
способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);
способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3);
готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);
способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7);
готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8);
способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);
готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10).
В результате прохождения педагогической практики студент должен
знать:
- сущность, содержание и структуру процесса обучения в профильной школе и вузе;
- тенденции развития теоретической и практической методики преподавания;
- формы и методы обучения в вузе;
- закономерности планирования, организации, контроля и коррекции процесса обучения на уроках и в процессе внеклассной работы по предмету.
уметь:
- планировать учебно-воспитательную работу учителя в соответствии с требованиями программы и основными педагогическими принципами и закономерностями;
- применять на практике основные формы организации учебной деятельности школьников в профильной школе и студентов в вузе;
- применять на практике методы и приемы обучения, выбирать оптимальное их сочетание для конкретных ситуаций;
- эффективно управлять деятельностью и общением обучающихся на занятиях в школе и в вузе;
- анализировать педагогические ситуации, результаты обучения и воспитания, планировать мероприятия по улучшению процесса обучения;
- проводить доступные педагогические исследования по проблемам теории и методики обучения;
- использовать инновационные педагогические технологии в преподавании в профильной школе и в вузе.
владеть:
- основными понятиями в области методики преподавания в средней и высшей школе;
- умением строить уроки разных типов с использованием современных инновационных технологий;
- методикой подготовки и проведения лекционных, семинарских и лабораторных занятий;
- основами применения развивающих рефлексивных технологий преподавания в средней и высшей школе;
- умением использовать тестовые технологии в обучении в средней и высшей школе;
- способностью применять современные средства оценивания учебных достижений учащихся и студентов.
В ходе практики магистранты выполняют следующие виды педагогической деятельности:
- учебно-методическую,
- учебную,
- организационно-воспитательную.
Конкретное содержание всех видов педагогической деятельности отражается в индивидуальном плане педагогической практики магистранта, составленным магистрантом в соответствии с заданием руководителя практики. При подготовке индивидуального плана прохождения практики целесообразно ознакомиться со структурой индивидуального плана работы преподавателя. В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант должен участвовать во всех видах педагогической и организационной работы кафедры и (или) подразделений вуза.
Результаты проведенной работы заносятся в дневник прохождения педагогической практики.
Содержание учебно-методической работы.
За время практики магистрант должен:
- изучить структуру образовательного процесса в высшем образовательном учреждении и правилами ведения преподавателем отчетной документации;
- изучить документы нормативного обеспечения образовательной деятельности. В процессе работы с нормативными документами магистрант должен изучить структуру и содержание ФГОС ВО по направлению и выделить требования к профессиональной подготовленности бакалавра и/или магистра; проанализировать учебный план подготовки бакалавра (специалиста) и рабочую программу обеспечиваемого курса;
- ознакомиться с методиками подготовки и проведения всех форм учебных занятий - лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирования;
- освоить инновационные образовательные технологии;
- ознакомиться с существующими компьютерными обучающими программами, возможностями технических средств обучения и т. д.;
- определить дисциплины и её модуль, по которым будут проведены учебные занятия, подготовить дидактические материалы;
- ознакомиться с программой и содержанием выбранного курса;
- познакомиться со студенческой группой.
Результатом этого этапа являются конспекты, схемы, наглядные пособия и другие дидактические материалы.
Магистрант согласно своему индивидуальному плану работы должен выполнить основные задания практики - посетить занятия ведущих преподавателей по различным учебным дисциплинам (не менее трех посещений), а также лекции и семинарские занятия, проводимые его руководителем по преподаваемой дисциплине.
Магистрант должен самостоятельно проанализировать занятия, как лекционные, так и практические, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и студентов, формы проведения занятия и т. д. Результаты анализа оформляются в письменном виде в свободной или по прилагаемой форме.
Учебная работа предусматривает непосредственное участие магистранта в различных формах организации педагогического процесса:
- подготовка лекции по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
- подготовка и проведение практических занятий (семинаров) по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
- подготовка и проведение лабораторных работ;
- подготовка кейсов, материалов для практических работ, составление задач и т. д. по заданию научного руководителя;
- разработка тестовых заданий по учебной теме для оценивания процесса обучения;
- разработка и проведение нового спец. курса для 1-4 курсов;
- составление тематических докладов и контрольных работ по различным дисциплинам;
- участие в проведении деловой игры для студентов;
- организация проведения сессионных зачетов и экзаменов;
- осуществление промежуточной аттестации студентов потока (проведение коллоквиумов и контрольных работ; проверка контрольных работ);
- проверка курсовых работ и отчетов по практикам;
- проведение консультации по преподаваемой учебной дисциплине для студентов потока;
- организация различных форм внеаудиторной работы;
- организация анкетирования, социологических опросов и т. п., предусмотренных программой преподаваемой учебной дисциплины;
- проведение различных исследовательских проектов - опросы студентов и выпускников, мониторинг рынка труда и выявление изменившихся образовательных потребностей целевой аудитории;
- другие формы работ, определенные научным руководителем.
Магистрант может проводить учебные занятия только совместно с преподавателем (как стажер). Присутствие руководителя практики в аудитории при проведении магистрантом учебных занятий является обязательным.
Магистрант самостоятельно анализирует результаты занятия, в котором он принимал участие, оформляя их в письменном виде. Руководитель практики дает первичную оценку самостоятельной работы магистранта по прохождению научно-педагогической практики. При наличии замечаний магистрант немедленно принимает меры к их устранению.
Следует посетить занятия, подготовленные другими магистрантами, и оценить их по предлагаемой схеме.
Организационно-воспитательная работа предусматривает участие магистранта в работе научно-методических семинаров.
Отчет по результатам прохождения педагогической практики включает в себя описание проделанной работы. В качестве приложения к отчёту должны быть представлены тексты лекций и планы семинарских занятий, составленные задачи, кейсы и т. д.