III. Требования к содержанию и структуре учебно-исследовательской работы (проекта)
3.1. Содержание УИР (проект) может носить реферативный или практический характер. По объему УИР (проект) должна быть не менее 10 и не более 15 страниц печатного текста. Все приложения к работе не входят в её объем.
3.2. Структура УИР (проект) реферативного характера состоит из:
- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель, задачи, объект, предмет исследования, дается характеристика используемой литературы;
- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы;
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
- списка использованных источников информации;
- приложения.
3.3. Структура УИР (проект) практического характера состоит из:
- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы, объект и предмет, дается характеристика используемой литературы;
- основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;
вторым разделом является практическая часть, которая носит аналитический характер. В практической части могут быть представлены расчеты, графики, таблицы, схемы.
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
- списка использованных источников информации;
- приложения.
3.4. Учебно-исследовательская работа (проект) имеет следующую структуру:
Титульный лист
Содержание
Введение (объем 1-2 страницы)
Введение:отражает актуальность, цель, задачи, объект, предмет работы, глоссарий;
Актуальность исследования определяется несколькими факторами:
- потребностью в новых данных;
- потребностью в новых методиках;
- потребностью практики;
Обосновать актуальность, значит проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию или необходимость разработки проекта.
Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта, определенные свойства объекта их соотношения, зависимость объекта от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области исследуемого объекта, в которой выявлена проблема, требующая решения).
Цель исследования — практикоориентированный результат деятельности учащегося (при практическом характере работы).
Цель исследования — выполнение анализа уровня исследования вопроса в деятельности учащегося (при реферативном характере работы).
Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели исследования. В работе может быть поставлено несколько задач.
Основная часть (8-10 страниц) должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения УИР (проекта). Она включает 1- 2 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на параграфы. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы УИР (проекта) должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач УИР (проекта). Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании УИР (проекта) быть не должно.
Главы основной части УИР (проекта) могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для УИР (проекта) является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части УИР (проекта) ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
Заключение(1-2 страниц)
В заключении формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенной работы, и предлагаются конкретные рекомендации по теме исследования.
Список использованных источников информации(1-2 страница)
Отражает список литературы, проработанный автором, независимо от того имеются ли в тексте ссылки на нее или нет. Учебно-исследовательская работа (проект) должна иметь не менее 8-10 источников, из них 75% - последних 5 лет издания.
Приложения.Представляются протоколы исследования, конспекты занятий, методические рекомендации и дидактические материалы, и т.д. Приложение оформляется отдельно шрифтом 12, интервалом 1.
IV. Организация выполнения учебно-исследовательской работы (проекта)
4.1. Общее руководство и контроль за ходом выполнения учебно-исследовательской работы (проекта) осуществляет преподаватель соответствующей УД.
4.2. Основными функциями руководителя УИР (проекта) являются:
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения УИР (проекта);
- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы, справочников и других источников по теме;
- контроль хода выполнения УИР (проекта);
- подготовка письменного отзыва на УИР (проект).
4.3. В соответствии с рабочей программой УД определяется следующий алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы (проекта):
- определение задания на выполнение УИР (проекта), его обсуждение с руководителем;
- изучение необходимой литературы и других источников по теме, фиксация на их основе нужной информации;
- обоснование актуальности темы УИР (проекта);
- определение структуры УИР (проекта);
- анализ литературы по теме исследования и грамотное изложение состояния изученного вопроса, проблемы, выполнения проектного задания;
- поиск, анализ и обобщение опыта разработки проблемы, задания;
- написание введения, теоретической части УИР (проекта);
- предзащита учебно-исследовательской работы (проекта);
- составление списка использованной литературы;
- подготовка и оформление приложений, титульного листа, подготовка к публичной защите УИР (проекта);
- защита учебно-исследовательской работы (проекта).
4.4. Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане на консультации. В ходе консультаций преподавателем разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей УИР (проекта), даются ответы на вопросы студентов.
4.5. По завершении студентом УИР (проекта) руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления.
4.6. Письменный отзыв должен включать:
- заключение о соответствии УИР (проекта) заявленной теме;
- оценку сформированных общих компетенций;
- оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости УИР (проекта);
- оценку УИР (проекта).
4.7. Учебно-исследовательская работа (проект) оценивается по пятибалльной системе.
Положительная оценка выставляется при условии успешной защиты УИР (проекта). Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по УИР (проекту), предоставляется возможность доработки прежней темы и определяется новый срок для ее выполнения.