Правил искусства обучения наукам
Великая дидактика
Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика.
Глава 16. Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться.
Основоположение 1
- Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.
- Утренние часы для занятий наиболее удобны.
- Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.
Основоположение 2
- Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее.
- Развивать ум ранее языка.
- Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
- Примеры предпосылать правилам.
Основоположение 4
- В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.
Основоположение 6
- С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
- Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.
Основоположение 7
- Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
- Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.
Глава 17. Основы лёгкости обучения и учения
Основоположение 1
- Образование юношества должно начинаться рано.
- У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
- По воле воспитателя, прежде всего, должны быть приведены в гармонию нравы.
Основоположение 2
- Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
- Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.
Основоположение 3
- Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
- Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
- Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.
Глава 18 Основы прочности обучения и учения
- Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
- Всё последующее должно опираться на предыдущее.
- Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
- Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём то одном.
- На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
Глава 26 О школьной дисциплине
- «Школа без дисциплины есть мельница без воды»
- Для поддерживания дисциплины руководствоваться:
- Постоянными примерами, воспитатель, сам должен показывать пример.
- Наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорам.
правил искусства обучения наукам