Степень новаторства педагогов в коллективе.
К. Ангеловскивыделяет пять групп педагогов по оценке степени их новаторства. По результатам анкетирования, используя представленные характеристики, можно выявить, к каким группам относятся педагоги и каков процент педагогов по каждой группе.
Группа новаторов. Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают,
что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эти педагоги обладают способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.
Группа передовиков – это те, кто первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе.
Они первыми подхватывают появившиеся в округе, районе инновации.
Группа «Золотая середина» («умеренные»). Освоение новшеств осуществляют умеренно, не спешат, но в то же время не хотят быть среди
последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое
будет воспринято большинством коллег.
Группа «Предпоследние». Эта категория педагогов воспринимает новое
только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.
Группа «Последние». В нее входят педагоги, сильно связанные с традициями; со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности.
Люди, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, могут оказывать ему сопротивление в разной форме. В связи с этим задача руководителя – формировать в коллективе чувство неудовлетворенности достигнутым результатом, положительное общественное мнение о нововведениях, переводить таким образом людей из третьей и четвертой групп в зону повышенной инновационной мотивации.
Сопротивление инновациям: возможно ли его преодолеть?
Нововведения встречают сопротивления, обусловленное психологическими и социальными причинами, поэтому в развитии инновационной деятельности важнейшим фактором становится отношение к ней субъектов, включенных в инновационный процесс.
Жизнь требует от современного педагога и руководителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение – это максимальное
развитие своей индивидуальности. Чтобы быть инноватором, полезно
осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, комплексов, мешающих реализации инновационной деятельности.
Как было сказано выше, применение новшеств не всегда находит понимание у педагогов. В таких случаях инициатору инноваций приходится в интересах дела преодолевать их сопротивление. Для этого важно найти адекватную оценку реакции педагогов на новые цели и задачи, возникающие перед коллективом в инновационном процессе. Прежде всего, необходимо отметить, что реакции эти достаточно типичны и каждый человек, сталкиваясь со своего рода «навязыванием» новшеств, с отказом от привычного, годами наработанного ведет себя примерно также, проходит через одни и те же фазы, демонстрируя при этом различный уровень самооценки, фрустрации, депрессии, активности, желания сотрудничать.
В качестве аргументов против введения новшеств часто приводят суждения, построенные как набор вариаций на тему «Да, но…» (А. И. Пригожин):
«Это у нас уже есть». Как правило, приводится сходное нововведение.
В данном случае задачей оппонента является необходимость доказательства
обманчивости сходства и значимости различий.
«Это у нас не получится». В подтверждение данного тезиса обычно приводятся объективные, на взгляд говорящего, условия, делающие введение
конкретного новшества невозможным.
«Это не решает главных проблем». Такое утверждение делается как бы
с радикальных позиций. Новшество в этом случае получает образ полумеры, а инноватор – черты недостаточно смелого проводника подлинного прогресса. Поскольку разведение главного и второстепенного – дело интерпретации, возможность отвода почти гарантирована.
«Это требует доработки». Безусловно, каждое новшество, каждый проект нуждается в доработке. И, выдвигая этот тезис, действительно указываются слабые места нововведения. Новшество наделяется характеристикой «сырого» и поэтому проводить его в жизнь вроде бы не следует.
«Здесь не все равноценно». Если отсечь некоторые детали у новшества, то ощутимого запланированного эффекта уже не предвидится.
«Есть и другие предложения». В этом случае подразумевается альтернатива данному новшеству, но вовсе не с целью предложить лучшее решение, а лишь для того, чтобы вообще отвлечь внимание от применения новшеств.
Перечисленные стереотипы подходят для описания закономерностей почти любых педагогических нововведений. Любой педагог, как правило, встречался с некоторыми, или со всеми вышеприведенным аргументами.
Зная логику оппонентов, инноватору целесообразно заранее подбирать контраргументы на подобные суждения, а также делать упреждающие
шаги, чтобы нейтрализовать возможные действия на инновационный процесс со стороны его противников.
Однако не все так просто. В обществе существуют специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность.
Эти приемы можно охарактеризовать действиями типа: «инициатива наказуема», «не высовывайся», «тебе больше всех надо?», «вперед батьки не
лезь», «на наш век хватит», «это надо согласовать» и т. п. Для распознания таких приемов от инноватора требуется непрерывная рефлексивная работа, выяснение того, что именно скрывается за тем или иным действием, предложением, его руководителей, коллег, подчиненных.
Среди возможных моделей реакции человека на нововведения, можно выделить: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционализация (К. Ушаков).
Отрицание характеризуется состоянием оцепенения, шока, растерянности. Здесь еще происходит ориентация на прошлое. На этой фазе зачастую отрицательную роль играет недостаточная информированность педагогического коллектива и отдельных педагогов о характере нововведения, поэтому целесообразно, игнорируя проявление недовольства, ориентировать педагогов на будущее, давая им время для адаптации.
Сопротивление проявляется в раздражении, возникновении депрессии, связанной с ощущением неизбежности перемен. Для преодоления сопротивления необходимо наладить «обратную связь» в педагогическом коллективе, больше слушать, поддерживать колеблющихся. Но порой целесообразным может быть и резкое столкновение вплоть до категорического: «делайте или уходите».
На этапе исследования педагог, согласившись с неизбежностью перемен, начинает ориентироваться в новых формах деятельности. На этом этапе необходимо следить за инновационным процессом, поддерживать его динамику, из обилия идей выделить приоритеты.
Для этапа вовлеченности характерно возникновение творческих групп. Постановка целей становится более точной. Резко улучшается координация деятельности. На данном этапе педагогическому коллективу необходимо совместно разрабатывать долгосрочные цели, сосредоточившись на создании новых символов и ритуалов.
На фазе традиционализации изменения входят в повседневную жизнь