Понятие метода ПО. Классификация методов
Методами ПО называют способы и приемы, при помощи которых мастер сообщает учащимся учебный материал, формирует у них знания, умения и навыки, а учащиеся сознательно усваивают знания, вырабатывают умения и навыки, овладевают профессиональным мастерством.
Процесс ПО сложный и многогранный. Он зависит от разнообразных факторов, связанных с поступательным движением по восходящей линии, как переход от низшего состояния к высшему. Процесс ПО зависит от индивидуальных особенностей учащихся и профессионального мастерства мастера. Поэтому, чтобы мастер успешно справился со своей задачей, он должен эффективно пользоваться методами обучения, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство. Он должен помнить, что является центральной фигурой. Его живое слово будет всегда в учебном процессе. Слово и практическая деятельность являются основными источниками информации в обучении.
Методы ПО классифицируются на три группы:
1) Словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с технической документацией, письменное инструктирование).
2) Наглядные (личный показ мастером трудовых действий, демонстрация наглядных пособий, использование ТСО, наблюдение учащихся).
3) Практические (упражнения, самостоятельная работа учащихся, лабораторно-практические работы; активные методы: деловые игры, производственно-технические задачи, задания творческого характера).
Словесные методы ПО
Рассказ — это изложение фактического материала, т.е. описание предметов или явлений, процессов, их особенностей. Мастер, применяя метод рассказа, должен заранее подготовить план изложения материала, причем подготовить подробно во всех деталях, чтобы не допустить неточностей при изложении материала. В ходе рассказа мастер демонстрирует плакаты, диаграммы, схемы, образцы, инструменты, приспособления, материалы и т.д.
Объяснение — метод, близкий рассказу. При объяснении учебного материала используются рассуждения, учащимся задаются вопросы, выслушиваются их ответы. В ПО объяснение применяется тогда, когда необходимо обосновать изменения предметов, процессов, раскрыть и показать зависимость, закономерности, разъяснить соответствующие правила. При изложении учебного материала целесообразно время от времени прерывать рассказ-объяснение вопросами к учащими, чтобы проверить их внимание, выявить отношение к излагаемому, поддерживать интерес, следить за речью (ясность, четкость, громкость), за подбором слов, терминов, интонацией, мимикой, жестикуляцией.
Беседа применяется в тех случаях, когда учебный материал учащимся известен. Беседа позволяет выявить знания и опыт учащихся в результате ответов на вопросы. Для проведения беседы мастер составляет подробный план и соблюдает следующие требования:
а) вопросы задавать всей группе и после паузы предложить ответить учащимся;
б) правильно формулировать вопросы;
в) не задавать подсказывающие вопросы, каверзные вопросы (содержащие неверные положения);
г) втягивать в беседу слабых учащихся;
д) соблюдать в ходе беседы педагогический такт и доброжелательность;
е) если учащийся не ответил на вопрос, надо понять причину. Если не ответили 2—3 учащихся на вопрос, ответ дает мастер;
ж) в ходе беседы ни в коем случае не следует прибегать к сравнению успехов разных учащихся. Это элемент бестактности. Не следует захваливать хороших учащихся. Зато надо поощрять слабоуспевающих за малейшее продвижение в учении;
з) твердо держать нить беседы в своих руках.
Работа с технической документацией и литературой заключается в следующем:
а) учить учащихся пользоваться справочниками, таблицами, формулами, расчетами, схемами, инструкциями, правилами, технологическими картами, чертежами, техническими требованиями и т.п.;
б) проводить специальные упражнения по пользованию ГОСТами, стандартами;
в) давать учащимся домашние задания по чтению брошюр, журнальных статей, правил по технике безопасности и т.п.;
г) в необходимых случаях учащиеся сдают зачеты по знанию инструкций, ПТБ, требований на допуск к обслуживанию оборудования, аппаратов и т.п.
Письменное инструктирование — этот метод ПО применяется для инструктирования учащихся во вводном и текущем инструктаже. Письменными инструкциями являются карты: операционные, инструкционные, технологические. Сюда же могут быть отнесены справочные материалы типа таблиц, паспорт оборудования, производственно-техническая документация (чертежи, схемы и т.п.). Письменные задания-инструкции даются учащимся при лабораторно-практических работах, самостоятельных наблюдениях, настройке и наладке механизмов, приборов и т.д.
Наглядные методы ПО
Показ приемов трудового действия помогает сформировать в сознании учащихся точный, живой и конкретный образ трудовых действий. Показанный мастером образ является для учащихся образцом, с которым они сравнивают свои действия.
Начинать показ трудового действия надо в нормальном рабочем темпе. Затем показать в замедленном темпе с остановками в нужные моменты. Завершить показ трудового действия в нормальном рабочем темпе.
Показывая приемы и способы труда, мастер должен мысленно поставить себя на место учащегося и посмотреть на себя его глазами, чтобы четко, образно, доходчиво их демонстрировать. При показе использовать плакаты, схемы. Объяснения должны быть краткими. Многоречивость вредна. Группу расставить так, чтобы всем было хорошо видно. К приемов труда мастер должен готовиться тщательно.
Демонстрация наглядных пособий. Все наглядные пособия, которые применяются в ПО, разделяются на натуральные (приборы, инструменты, детали, узлы оборудования, образцы изделий, металлов, материалов и т.п.) и изобразительные (плакаты, макеты, модели, схемы, диаграммы и т.п.).
При показе наглядных пособий необходимо соблюдать следующие требования:
а) обеспечить хорошую видимость пособий, обращать внимание учащихся на то, что им предстоит наблюдать (не рассеивать внимание, последовательно переключать его с одного объекта на другой, на отдельные части, стороны);
б) в процессе демонстрации включать большое число анализаторов (слух, зрение, осязание) и выдать учащимся «раздаточные пособия»;
в) предупредить учащихся, что им предстоит воспроизвести показанное (это повышает интерес),
г) до показа пособия необходимо хранить в закрытом виде, т.к. многократное обозрение до их использования приводит к отрицательному результату (снижается интерес, притупляется острота неприятия, снижается ответственность учащихся);
д) закончить показ путем предложения учащимся тут же повторить показываемый предмет (измерить, разобрать или собрать деталь и т.п.).
Самостоятельные наблюдения. Этот метод применяется в условиях производств, оснащенных приборами я аппаратами. Учащиеся ведут наблюдение показаний аппаратов (температура, давление, нарушение режима и т.п.). Самостоятельные наблюдения учащиеся выполняют без непосредственного руководства мастера, но под его контролем, присмотром и по его заданиям.
Однако наблюдениями учащихся надо определенным образом руководить, т.к. нередко они обращают внимание не столько на существенное, сколько на яркое, бросающееся в глаза. Пропускают важное.
Применение ТСО для ПО менее характерно, чем для теоретического, т. к кинофильмы, кинофрагменты, комплекты диафильмов, диапозитивов, кодотранспарантов т.п. централизованно выпускаются только для изучения технических и специальных предметов. Однако в ПО ТСО применяются для показа и раскрытия соответствующей техники, технологии, основных приемов. При демонстрации учебного кино мастер использует «стоп-кадр», путем попутных пояснений концентрирует внимание учащихся на главном, наиболее существенном, руководит вниманием учащихся. После демонстрации кинофильма мастер проверяет, как учащиеся восприняли материал, предлагает ответить на ряд вопросов. Диафильмы и диапозитивы, где показаны схемы, диаграммы, узлы машин, положение рук, корпуса, пальцев и т.п., мастер использует как средства наглядности.
При использовании звукозаписи, которая обычно воспроизводится через магнитофон, мастер иллюстрирует различные виды неисправностей машин, механизмов, регулировок в процессе работы. Обращает внимание учащихся на записи шумов, звуков неисправностей машин, станков, двигателей, механизмов (звукозапись зависит от подготавливаемой профессии). Звукозапись развивает профессиональный слух у учащихся.
Учебное телевидение не должно носить развлекательный характер, должно быть строго подчинено учебным целям и методическим правилам, применяться по заранее разработанному плану.
Практические методы ПО
Упражнения — это преднамеренные многократные повторения определенных действий с целью формирования умений и навыков. Вместе с тем, можно часто повторять одни и те же действия, но улучшение может и Не наступить. Поэтому упражнения, как метод ПО, должны удовлетворять следующим требованиям:
1) Каждое упражнение должно иметь цель: чему научиться, что освоить, развить, что достигнуть, что отработать, что усовершенствовать и др.
2) В процессе упражнений учащийся должен четко представлять себе, каких результатов он добился на каждом этапе, насколько успешно выполняет их цель.
3) В процессе упражнений иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода и результатов своих действий (чертеж, технические требования, эталон и т.п.).
4) Мастер должен своевременно устранять недостатки, не давать им укорениться, предупреждать и исправлять ошибки.
5) В системе упражнений важно установить их количество, распределить во времени. Малое количество упражнений приведет к тому, что учащийся остановится на полпути, его усилия окажутся затраченными напрасно, а чрезмерное количество тренировочных упражнений приведет к потере интереса i лишним затратам времени.
Упражнения классифицируются на различные типы (виды) их содержания и методики проведения, а именно: упражнения в выполнении трудовых приемов; упражнения в выполнении трудовых операций; упражнения в выполнении трудовых процессов; упражнения в управлении технологическими процессами.
Упражнения на тренажерах применяются в тех случаях, когда производственные условия не позволяют организовать проведение упражнений в реальной производственной обстановке. Упражнения на тренажерах характерны для профессий: аппаратчики, операторы химических производств, наладчики автоматических линий станков, машинисты энергетических установок и т.п. (повышенной опасности). Каждая ситуация на тренажере задается мастером. Учащийся, получив задание, определяет показания приборов, делает необходимые переключения, отключения и т.п. Упражнения проводятся до тех пор, пока действия учащихся не станут достаточными, обоснованными, точными, уверенными.
Самостоятельная работа учащихся является составной частью системы упражнений, т.е. когда деятельность учащихся носит в значительной степени самостоятельный характер , независимый от мастера. Таким образом, «упражнения» и «самостоятельная работа» учащихся есть одно целое в выполнении производственных заданий. Учащиеся формируют инициативу, смелость, творческий подход к работе. Термин «самостоятельная работа» — это последовательная цепь упражнений и как отдельный метод ПО неправомерен.
Лабораторно-практические работы являются важным средством связи теории и практики. Виды лабораторно-практических работ могут подразделяться: по наблюдению и описанию устройства и работы машин; изучению способа использования аппаратов, приборов; диагностике неисправностей машин, станков и т.п. Руководство лабораторно-практической работой мастер осуществляет также, как : на уроках ПО в форме инструктирования: вводного, текущего и заключительного. После выполнения работ учащиеся представляют мастеру сделанные записи и расчеты. Подведение итогов работы проводится путем развернутой беседы с учащимися.
Активные методы ПО
К ним относятся производственные деловые игры, решение производственно-технических задач, выполнение заданий творческого характера.
Деловые игры обеспечивают эффективную организацию взаимодействия мастера и учащихся. Деловая игра развивается по такому сценарию: постановка задачи и введение учащихся в игру: распределение заданий между учащимися; процесс игры; подведение итогов игры и оценка деятельность учащихся. Тему (ситуацию) игры мастер сообщает учащимся предварительно, чтобы они могли приготовиться. Мастер в процессе игры является консультантом, инструктором, главным судьей и руководителем дискуссии. Для игры могут быть такие нестандартные условия, как определение дефектов сборки, работы машин, наладки, регулировки и т.п.
Решение производственно-технических задач — это расчеты режимов обработки, наладки, регулировки; нахождение данных в таблицах, справочниках, диаграммах; управление станками с ЧПУ.
Выполнение заданий творческого характера — это конструирование приспособлений, оснастки, повышающих производительность труда; самостоятельная разработка технологических процессов обработки, сборки, наладки; разработка предложений по экономии материалов, электроэнергии т.п.
6. Сущность положений «педагогики сотрудничества»
В условиях перестройки народного образования и становления нового педагогического мышления учитель и ученики в воспитании и обучении равноправны. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков осуществляется путем взаимодействия мастера, учащегося и ученического коллектива. При этом отсутствует навязчивость в педагогическом направлении. Жизненная позиция учащихся формируется не только под влиянием личности мастера, но и под влиянием коллектива при наличии доверия и отношений взаимного доверия и сотрудничества между мастером и учащимися.
Педагогика сотрудничества обеспечивает условия для свободного развития творческой индивидуальности учащихся и воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи. Педагогика сотрудничества не исключает требовательности мастера и высокую ответственность учащихся в их учебной работе. Руководящая роль мастера не ослабляется, а развивающие и воспитательные функции усиливаются. Педагогика сотрудничества позволяет создать комфортные условия для ПО, обстановку радости успеха, снимет боязнь провала, возбуждение.
Тема 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО