Музыкальное воспитание детей в условиях образовательных учреждений и семьи 3 страница
На наш взгляд, игры с использованием музыки помогают педагогам в формировании у детей необходимых черт личности: чувства товарищества, ответственности. Часто приходится наблюдать, как дети играют в « концерт». Ребенок, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру». А это свидетельство того, что музыка помогает решать еще одну из важнейших задач педагогического процесса - нравственное воспитание дошкольников.
Литература
1. Девятого Т.Н. Звук - волшебник. Линка - Пресс. М., 2006.
2. Зацепина М.Б. Культурно - досуговая деятельность в детском саду. Мозаика - Синтез. М., 2006.
3. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Мозаика - Синтез. М., 2006.
3. Лоскутова Р.Р. Взаимодействия ДОУ и семьи в музыкальном воспитании детей. Йошкар-Ола., 2009.
4. Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. Феникс, Ростов-на-Дону, 2009.
4. Ельцова О. Организация педагогического процесса в ДОУ. // Дошкольное воспитание № 10, 2006.
Кугуелова Н.А.
МДОУ «Азановский детский сад «Колосок»
РМЭ с. Азаново
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В условиях современного общества особенно важное значение приобретает формирование человека не только интеллектуального, но и, прежде всего, творческого, что требует развития у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей.
Развитие творческих способностей современного дошкольника - это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.
Проблема творчества и творческих способностей была предметом исследования таких видных психологов, как Дж.Гилфорд, Е.П.Торранс, И.Фостер. В последующем большой вклад в изучение данной проблемы внесли такие отечественные психологи как Л.Б.Ермолаева-Томина, Е.Л.Григоренко, Д.Б.Богоявленская, В.Н.Козленко, Н.А.Ветлугина и др. В музыкальном воспитании (С.В.Акишев, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Г.И.Колесникова, Л.Н.Комиссарова, М.А.Медведева, Н.А.Метлов, О.П.Радынова, А.И.Ходькова и др.).
Однако многие вопросы исследования творческих способностей дошкольников остаются актуальными и в настоящее время. К сожалению, нет на сегодняшний день работ, посвященных проблеме развития творческих способностей дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, исключение составляют лишь отдельные публикации и статьи в журналах. В то время как наиболее сензитивным для развития творческих способностей считается именно дошкольный возраст, а самостоятельная музыкальная деятельность предоставляет огромные возможности для развития творческого мышления, воображения, творческой активности и творческих возможностей детей.
Кроме того, анализ теоретических исследований состояния изучаемой проблемы в практике позволил выявить ряд противоречий. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречия между:
- имеющимися научными данными об эффективности развития ребенка-дошкольника в различных видах художественной деятельности и недостаточной теоретической разработанностью проблемы развития творчества детей в музыкальной деятельности;
- наличием интереса педагогов-практиков к развитию детского творчества и отсутствием научно обоснованных методических рекомендаций по созданию педагогических условий для реализации творческого потенциала детей в самостоятельной музыкальной деятельности.
На основе актуальности проблемы и выделенных нами противоречий была сформулирована тема исследования «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности».
Целью исследования является изучение особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе самостоятельной музыкальной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие творческих способностей старших дошкольников будет более эффективным, если использовать возможности самостоятельной музыкальной деятельности в соответствии со специально разработанными мероприятиями по развитию песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества и импровизации на детских музыкальных инструментах.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий. Можно выделить пять основных условий успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста:
1. Раннее физическое развитие малыша, затем раннее чтение, счёт, знакомство с различными инструментами и материалами.
2. Создание обстановки, опережающей развитие детей.
3. Максимальное напряжение сил для решения задачи.
4. Предоставление ребёнку большой свободы в выборе деятельности, главное здесь, не превращать свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку.
5. Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.
Развитие творческих способностей будет эффективным, по мнению Д.Б.Богоявленской, только в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.
Традиционно в детском саду принято выделять такие формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Самостоятельная музыкальная деятельность старших дошкольников - это различные способы самостоятельных действий, которые они используют в разных условиях и в разных видах музыкальной деятельности. Успешность формирования самостоятельной музыкальной деятельности зависит от умелого руководства педагога и родителей (Н.А.Ветлугина).
Для экспериментального изучения творческих способностей старших дошкольников было проведено экспериментальное исследование детей на базе МДОУ «Азановский детский сад «Колосок», в котором приняли участие две группы испытуемых - экспериментальная (16 человек) и контрольная (16 человек) в количестве 32 старших дошкольников в возрасте 5-6 лет. В качестве методик на констатирующем этапе эксперимента были самостоятельно разработаны: методика определения песенного творчества дошкольников (опирались на рекомендации Т.М.Орловой, С.И.Бекиной); методика выявления уровня музыкально-игрового и танцевального творчества (опирались на рекомендации Н.А.Ветлугиной, и О.П.Радыновой) и методика определения возможностей импровизации на детских музыкальных инструментах (опирались на рекомендации Н.А.Ветлугиной, и О.П.Радыновой). Результаты констатирующего этапа эксперимента выявили примерно одинаковые уровни развития творческих способностей (песенное творчество, музыкально-игровое и танцевальное творчество, импровизация на детских музыкальных инструментах) старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Это позволило нам наметить специально организованную работу для развития творческих способностей детей экспериментальной группы в процессе самостоятельной музыкальной деятельности.
Для развития песенного творчества старших дошкольников мы предлагали творческие задания. Они приучали дошкольников к более свободному владению музыкальными навыками. Дети в повседневной жизни начинали самостоятельно подбирать мелодии знакомых песен и придумывать свои. Были организованы и специальные творческие занятия, направленные на развитие песенного творчества.
Много внимания в работе с дошкольниками уделяли развитию музыкально-игрового и танцевального творчества. В процессе упражнений, игр, танцев детям предлагали самостоятельно подбирать движения для свободной русской пляски (не подражая друг другу), их учили самостоятельно выбирать средства выразительности для передачи игрового образа (походка, жест, мимика, танцевальное движение).
Для развития способностей к импровизации на детских музыкальных инструментах дошкольникам предлагали разнообразные задания. Эти задания не только предоставляли дошкольникам необходимую для них возможность творческого самовыражения, фантазии, но и развивали у детей чувство ритма и творческие способности.
В повседневной жизни старших дошкольников важное место занимали праздники и развлечения. Именно они являлись источником, питающим самостоятельную музыкальную деятельность детей. В развитии творческих способностей дошкольников большое значение имело проведение цикла комбинированных занятий на тему «Рисуем музыку», где дети сначала внимательно слушали музыку, а затем пытались ее воспроизвести на рисунке вместе с родителями.
На формирующем этапе эксперимента был проведен конкурс «Лучший музыкальный уголок детского сада». Следует отметить, что уголки в экспериментальной и контрольной группах обогатились музыкальными инструментами, игрушками. Однако в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, дети и их родители с желанием принимали самое активное участие в оформлении музыкального уголка, предлагая свои варианты и экспериментируя при этом. Занимаясь в музыкальном уголке, дети могли проявить инициативу, творчество, индивидуальность.
Понимая, что успех развития творческих способностей старших дошкольников во многом зависит от воспитания детей в семье, мы стремились вести работу с семьей. Нами использовались разнообразные формы работы с родителями по стимулированию развития музыкального творчества детей в условиях семьи. Это проведение бесед и консультаций («Организация музыкальных игр в семье»; «Музыка в жизни дошкольника»; «Сотрудничество ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей средствами музыкального искусства»), (Памятка для родителей «От природы музыкален каждый»), специальных лекций, докладов на родительских собраниях и конференциях, а также оформление папок и стендов-передвижек. Были проведены конкурсы среди родителей на лучшую музыкальную игрушку-самоделку и на лучший детский музыкальный инструмент - самоделку.
Таким образом, специальная работа по развитию творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности в условиях дошкольного учреждения и семьи на формирующем этапе эксперимента проводилась только с детьми и родителями экспериментальной группы по трем направлениям: развитие песенного творчества дошкольников, музыкально-игрового и танцевального творчества и импровизации на детских музыкальных инструментах. Она строилась с учетом программных требований, возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников.
Реализованная в процессе формирующего этапа эксперимента специальная работа по развитию творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности с детьми экспериментальной группы позволила сравнить на контрольном этапе результаты детей экспериментальной и контрольной групп с целью наблюдения за динамикой развития творческих способностей дошкольников.
Для диагностирования творческих способностей старших дошкольников на контрольном этапе экспериментального исследования были применены методики, использованные на констатирующем этапе эксперимента.
Как показали полученные на контрольном этапе исследования результаты старших дошкольников, у детей экспериментальной группы мы обнаружили достаточно высокие показатели по всем трем факторам: песенное творчество, музыкально-игровое и танцевальное творчество, способность к импровизации на детских музыкальных инструментах, в то время, как результаты детей контрольной группы претерпели незначительные изменения по сравнению с констатирующим этапом.
У большей части дошкольников экспериментальной группы отмечается положительный интерес к музыке. Они не только с интересом слушают музыку, проявляя эмоциональное отношение к ней, но и активно поют, правильно интонируя, и стараются двигаться согласованно с музыкой.
Характеризуя динамику музыкально-игрового и танцевального творчества дошкольников экспериментальной группы, следует отметить, что на контрольном этапе эксперимента количество детей, достигших высокого уровня музыкально-игрового и танцевального творческого развития, увеличилось почти на 20 %, с 31,25 % дошкольников на констатирующем этапе до 50 % - на контрольном. Соответственно уменьшилось количество детей с низким уровнем с 31,25 % до 12,5 %.
Большая часть детей экспериментальной группы (87,5 %) стали достаточно выразительно и ритмично двигаться под музыку и оригинально отражать язык музыки в движении, многие из них (50 %) владеют достаточным (для своего возраста) объемом танцевальных движений, не боятся экспериментировать при этом и эмоционально откликаются на определенный вид музыкальной деятельности.
В контрольной группе была обнаружена менее позитивная динамика развития музыкально-игрового и танцевального творческого развития детей. Лишь несколько изменилось количество детей с низким уровнем развития (с 37,5 % на констатирующем этапе до 25 % - на контрольном), незначительно увеличилось количество детей со средним уровнем развития (с 37,5 % до 43,75 %) и высоким уровнем развития музыкально-игрового и танцевального творческого развития (с 25 % на констатирующем этапе эксперимента до 31,25 % на контрольном этапе).
Таким образом, благодаря правильно организованной самостоятельной музыкальной деятельности в условиях детского сада и семьи у старших дошкольников экспериментальной группы на формирующем этапе эксперимента значительно и достоверно повысился уровень развития способностей песенного творчества, музыкально-игрового и танцевального творчества, способностей к импровизации на детских музыкальных инструментах.
Дети экспериментальной группы выгодно отличались от детей контрольной группы. Они обладали дифференцированным восприятием, хорошо справлялись с любыми видами продуктивной творческой деятельности. Им было свойственно более развитое воображение, фантазия, уверенность в себе и в своих силах.
Исследования, проведенные среди старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы, а затем качественный и статистический анализ полученных результатов позволяют говорить о подтверждении первоначально выдвинутой нами гипотезы.
Овсянникова Е. В.
ГОУ ВПО МарГУ, ФПП
г. Йошкар-Ола
Научный руководитель: Лоскутова Р. Р.
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ
Серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в ДОУ. Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия ДОУ специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Перестройка имеющихся динамических стереотипов приводит к определенному нервному напряжению, в результате которого происходят изменения не только в вегетативной регуляции, но и нарушается эмоциональное состояние детей, а также их поведение, причем, чем внезапнее изменяется окружающая среда, тем серьезнее сдвиги в эмоциональном состоянии малыша [1].
Сгладить негативное влияние такого перехода, помочь быстрее адаптироваться к новым создавшимся условиям, нормализовать и повысить эмоционально-положительный фон, на наш взгляд, призвана музыка. Ведь именно она издавна признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира [2].
Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей современные исследователи отмечают его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы [3]. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.
Мы считаем, что ценность музыки для детей раннего возраста обусловлена, прежде всего, ее непосредственным влиянием на формирование личностных качеств человека, его духовного мира. Музыка может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, почувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.
Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а быть может, уже и формирует его вкусы и предпочтения.
В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество, музыкально-образовательная деятельность), необходимо развить в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развить общие и специальные музыкальные способности, склонности к определенным видам музыкальной деятельности [2].
Вопросами воспитания ребенка с помощью искусства уделялось достаточно большое внимание со стороны психологов и педагогов (А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, И.Л.Джержинская, О.П.Радынова, Т.С.Комарова). Но проблеме влияния музыки и всех ее составляющих на эмоциональное состояние детей в процессе адаптации в ДОУ посвящено лишь небольшое количество работ И.Новиковой, А.Павловой, Л.Чичериной.
Цель нашего исследования - изучить проблему влияния музыки на процесс социальной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
В современных условиях родители нередко задаются вопросом, отдавать ли детей в дошкольное учреждение, и если отдавать, то, как снизить травмирующие воздействия окружающего мира. Воспитание в семье, общение со сверстниками, интимно-личностное взаимодействие с родителями – все это определяет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее приспособление и развитие детского организма. Именно поэтому, проблемы, затронутые в данном исследовании так важны.
Во-первых, мы проанализировали понятие адаптации, основные подходы, определяющие то или иное его содержание. Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причем адаптация - это и процесс, и результат, то есть определенная организация. «При изменении обычного образа жизни, - отмечал И.П.Павлов, - при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового».
На процесс адаптации в дошкольные годы оказывает влияние множество факторов: особенность нервной системы, состояние здоровья, характер семейных отношений и воспитания, условия пребывания в дошкольном учреждении [4].
В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и помимо иммунной и физической ломки, происходит преодолении психологических преград. Стресс может вызвать у ребенка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.
Было выделено 3 стадии адаптационного периода: острая фаза, которая в свою очередь делится на легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую адаптацию; подострая фаза и фаза компенсации [5].
Музыка является неотъемлемой частью во всех режимных моментах во время адаптации. Она помогает ребенку не только лучше и быстрее адаптироваться, но и всесторонне развивает его. Музыка, включенная в повседневную жизнь малышей, также развивает их музыкальные способности и слух.
Показателями окончания периода адаптации является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка.
Дальнейшая наша работа велась в двух направлениях. И первыми участниками нашего эксперимента стали родители. Во-первых, они были ознакомлены с содержанием предложенного нами репертуара музыкальных мероприятий, и пытались разнообразить свое общение с ребенком при помощи данного материала, помогая, тем самым, ускорить период привыкания своего ребенка к ДОУ. Для создания положительного эмоционального состояния малышей мы продумали повседневное общение их с музыкой через все основные режимные моменты. А для этого мы заранее выяснили домашний распорядок дня ребенка.
Родители с помощью предложенного нами раздаточного материала (потешки, прибаутки, пальчиковые игры, детские песни) включали музыку в жизнь малыша в семье. Затем этот же уже знакомый детям материал использовался в ДОУ. То есть дети попадали в обстановку хотя и не домашнюю но некоторым образом приближенной к ней.
Таким образом, музыка приобретает особую значимость в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранный музыкальный репертуар, с выразительностью рассказанное стихотворение или потешка порой помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку- воспитателю. Поэтому мы и постарались создать условия для формирования положительного эмоционального состояния детей как в ДОУ, так и в семье, для чего в эксперименте были задействованы и дети, и родители.
В результате нашей экспериментальной работы мы пришли к выводу, что:
1. Необходимо осуществлять взаимодействие между семьей и ДОУ по вопросам адаптации ребенка в ДОУ; систематически проводить работу с родителями.
2. Педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, помогающие ему совершенствовать свой опыт общения, как с детьми, так и с родителями, то есть осуществлять педагогические функции; а также быть в курсе последних разработок.
3. Повышение эмоционального состояния детей и снижение их групп адаптаций позволяют вызвать интерес семьи к успешному развитию ребенка в создаваемых для этого условиях.
4. Организация системы музыкальных мероприятий в различных режимных процессах пребывания ребенка в ДОУ, во взаимодействии с родителями, облегчает период социальной адаптации и повышает уровень эмоционального состояния детей раннего возраста, поступающих в ДОУ.
Литература
1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав.- М.: Просвещение, 1990.
2. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Канеман. - М.: Просвещение, 1983.
3. Карпухин, И.Е. Русское устное народное творчество / И.Е. Карпухин. - М.: Высшая школа, 2005.
4. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н.В. Кирюхина. - М.: Айрис - пресс, 2006.
5. Мельникова, Н. Адаптация малышей в детском саду / Н. Мельникова // Дошкольное образование. - 2002. - 1-15 марта, № 5.
Сазанова О. А.
МДОУ «Детский сад № 58 «Золотой ключик»
г. Йошкар-Ола
Научный руководитель: Лоскутова Р. Р.
РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ СРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К.С.Аксаков писал: "Слово - есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни.
Дошкольное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сензитивно к усвоению речи. Поэтому проблема речевого развития - одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста. Развивать речь - это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться им. Развивать словарь ребёнка, не включая её ни в какую деятельность невозможно. Среди всех вспомогательных видов деятельности мы можем отметить и музыкальную.
Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б.Эльконина, А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготского и др., а над проблемой музыкальной деятельности детей работали такие учёные, как Н.А.Ветлугина, М.Л.Палавандишвили, Ю.Б.Алиёв, Л.Г. Нисканен.
В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении дошкольников с музыкальными произведениями нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимания на жанровые и языковые особенности музыки. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию музыкальных произведений. Педагоги редко знакомят детей с композиторами, исполнителями, жанрами, малыми музыкальными формами фольклора. А использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи и других режимных моментах большая редкость. Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
Итак, возникает противоречие между потенциальными возможностями музыкальной деятельности в развитии активного словаря старших дошкольников и недостаточной методической обеспеченностью педагогов дошкольного образования по данной проблеме.
Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования: выявить оптимальные условия для успешного развития активного словаря старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности, как на музыкальных занятиях, так и в повседневной жизни детского сада.
Цель, объект, предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития активного словаря старших дошкольников в музыкальной деятельности.
2. Разработать и апробировать работу экспериментального исследования по изучению особенностей словарного развития в процессе музыкальной деятельности.
3. Обобщить полученные данные, подготовить методические рекомендации по взаимодействию педагога-музыканта и воспитателя в активизации словаря старших дошкольников средствами музыкальной деятельности.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что успешное развитие активного словаря старших дошкольников будет достигнуто при условии, совместной деятельности педагога-музыканта и воспитателя в разнообразных формах и видах музыкальной деятельности детей.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опытно-экспериментальная работа, диагностика развития словаря детей, педагогическое наблюдение за словарным развитием детей, анкетирование, математическая и статистическая обработка результатов.
Новизна исследования:
Многие исследователи подчёркивали положительное влияние музыки на умственное развитие ребёнка, в том числе и речевое (Н.А.Ветлугина, К.Б.Тарасова, О.П.Радынова), но следует отметить недостаточное освещение проблемы влияния музыкальной деятельности на такой важный аспект речи как словарь. Нами сделана попытка выявить, каким образом музыкальная деятельность влияет на развитие активного словаря старших дошкольников. Полученные в исследовании результаты в своей совокупности содержат решения важной научной проблемы.
Теоретическая значимость выражается в том, что в исследовании определены и экспериментально подтверждены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования музыкальной деятельности в словарном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что подготовленные методические рекомендации, материалы и выводы исследования могут быть полезны педагогам дошкольных образовательных учреждений, музыкальным руководителям, воспитателям, родителям детей дошкольного возраста.
Черепанова Е. Ю.