Формирование лексических и грамматических обобщений 2 страница

Специальной и общей педагогикой установлено, что

х запоминания и тем более усвоения слов зависит от

эсоба их преподнесения, от того, стоит ли за каждым

словом конкретный чувственный опыт. Накопление этого опыта осуществляется непосредственно в общении и на специальных занятиях. Глухой ребенок, не умеющий чи­тать, не может накапливать словарь самостоятельно. И поэтому в накоплении содержательного словаря он да­же, как это ни парадоксально, имеет некоторые преиму­щества перед слышащим ребенком, и опасность накопле­ния пустых слов грозит ему только от неправильной мето­дики обучения; по мере того как глухие овладевают чтением, у них возникает такая опасность при запомина­нии непонятных слов. Но, как правило, глухие дошколь­ники, уже научившиеся читать, самостоятельно накапли­вают очень небольшое количество слов. Успех формиро­вания обобщений стоит в прямой зависимости от содержания материала и от уровня подготовки детей, главным образом от понимания сурдопедагогом того, что мешает и что содействует формированию обобщения в каждом отдельном случае.

Чтобы закрепить представление о качестве и свойст­вах, даже самых обиходных, хорошо известных ребен­ку предметов, недостаточно только сообщить соот­ветствующее слово. Нужно дать ребенку возможность-' вновь осмотреть этот предмет, привлечь его внимание к типичным и второстепенным признакам. Разумеется, это должно быть не только созерцательное восприя­тие: ребенок должен действовать с предметом, используя при этом все органы чувств, помогающие уточнить пред­ставление.

Главная задача заключается в том, чтобы приблизить процесс познания к реальной действительности и на ос­нове полученных впечатлений сформировать у детей представление о предмете, его качествах и действиях. Одновременно детям даются соответствующие слова-названия. На завершающем этапе этой работы глухой ребенок пользуется в общении этими словами самостоя­тельно.

Усвоение нового слова отнюдь не завершается форми­рованием обобщений на занятиях. Эти занятия открыва­ют широкую возможность для включения слова в про­цесс общения, что и обеспечивает его дальнейшее уточ­нение и усвоение. Слова, которые дети узнают при непосредственном общении, уточняются на специальных занятиях. 163


подразделами программы по

Выше было показано, что в непосредст-Связь между венном общении педагогом используется отдельными минимум олов и выражений, необходи-

мых для организации и осуществления

11LJU1 Utimi'iL" »жч> ^ а

обучению речи детьми разнообразной деятельности. Отбор слов и грамматических форм при этом определяется только их актуальностью для непо­средственного общения. Количество предлагаемых детям слов зависит от их возраста и подготовки. Словарь и грамматические формы, усвоенные в непосредственном общении, становятся предметом специального изучения на занятиях, посвященных формированию лексических и грамматических обобщений. В свою очередь слова, усво­енные детьми на этих занятиях, обязательно включаются в практику повседневного общения и используются во время проведения специально организованных игр.

Наряду с этим словарь, накопленный на занятиях по формированию обобщений, как и разговорная речь, усвоенная непосредственно в общении, создают основу для работы над связной речью. В программе эти заня­тия представлены в специальном подразделе «Описа­тельно-повествовательная речь».

Если в процессе подготовки к работе над текстом об­наруживается необходимость в каком-либо слове или грамматической форме, педагог делает их содержанием занятий, посвященных формированию обобщений. Новые слова и грамматические формы, с которыми дети знако­мятся на занятиях, во время которых происходит обуче­ние чтению, также становятся предметом уточнения и на занятиях по формированию обобщений. Обучение устной речи осуществляется только на материале усвоенного детьми словаря в связи с изучением других разделов программы.

Обучение чтению с губ происходит главным образом на материале разговорной речи. Таким образом осущест­вляется связь между отдельными подразделами програм­мы по обучению речи. Во всех случаях, проверяя, как ети усвоили предусмотренную программой лексику, пе-эгог должен прежде всего выяснить, умеют ли они звать одним и тем же словом разные по внешнему Щу, но одинаковые по содержанию и функциям предме-ы; назвать одним и тем же словом действие независимо Т того, кто его выполняет.

Можно говорить о том, что дети сделали предусмот­ренное программой грамматическое обобщение, если они умеют различать не менее двух соотносительных форм слова; далее дети должны знать, что существительные меняют форму в зависимости от слов, с которыми они сочетаются: чашка, но дай чашку; нет — чашки, три чаш­ки; они должны знать, что названное действие зависит от времени его совершения, а также и от того, кто выполня­ет это действие.

Свидетельством усвоения слова является самостоя­тельное употребление его ребенком в соответствующей форме. Такое требование касается всех обиходных гла­голов в сочетании с наиболее употребительными сущест­вительными, входящими в словарь минимум.

Усвоение нового слова отнюдь не завершается форми­рованием обобщений на занятиях. Эти занятия открыва­ют широкую возможность для включения слова в процесс общения, что и обеспечивает его дальнейшее уточнение и усвоение. Слова, которые дети узнают в общении, уточ­няются на специальных занятиях.

Переходим к описанию конкретных занятий по фор­мированию лексических и грамматических обобщений,,, в процессе которых реализуются изложенные теоретиче-' ские положения.

Все занятия, специальной целью которых является формирование обобщений, могут быть разбиты на две группы. Это занятия, на которых формируются обобще­ния, связанные с усвоением имен существительных, глаголов, прилагательных, наречий, предлогов (лексиче­ские обобщения), и обобщений, связанных с усвоением грамматических закономерностей языка.

Для описания взяты различные моменты: иногда это описание типичных занятий, проводимых на разных го­дах обучения; порой дело ограничивается кратким ука­занием наиболее существенных 'моментов проведения той или иной системы занятий; в других случаях — это пере­числение положений, которые должны помочь педагогу при самостоятельной разработке системы занятий.

Все темы даются в системе. Разумеется, что не обя­зательно придерживаться указанной последовательности при проведении всех без исключения занятий и точно соб­людать отведенное на них время. В каждом отдельном случае педагогу необходимо ориентироваться на уровень

подготовленности детей и конкретные условия детского сада. Выбор видов занятий для проведения работы по формированию обобщений'также дело творчества педа­гога.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (для детей четвертого года жизни)

Лексические обобщения

Первое занятие. Программная тема «Люди, окружающие ребенка» состоит из ряда подтем: «Товарищи по группе», «Сотрудники детского сада», «Родные».

Для работы по каждой из подтем должны быть заго­товлены в двух экземплярах фотографии родителей, то­варищей по группе, сотрудников детского сада. При изу­чении каждой из подтем последовательно осуществляют­ся: 1) сопоставление (сличение фотографий с тем, кто на них изображается); 2) различение слов мама, папа и имен путем подкладывания табличек к фотографиям; 3) запоминание слов и их воспроизведение в ходе игро­вой деятельности.

Приведем краткое описание системы занятий в связи с изучением подтемы «Товарищи по группе».

На столе педагога лежит нарядный конверт с фото­графиями детей. Чтобы вызвать у детей интерес к заня­тиям, педагог два-три раза заглядывает в конверт, но при этом ничего не достает из него. Наконец, педагог на­чинает вынимать из конверта и показывать детям по од­ной фотографии. После того как дети узнают себя и то­варищей, преподаватель кладет на стол перед каждым ребенком его фотографию. Некоторое время дети рас­сматривают их. Затем педагог собирает фотографии и раскладывает у себя на столе. Каждый из детей берет собственную фотографию и вставляет ее с помощью пе­дагога в наборное полотно, где написано его имя. Имя написано тем же шрифтом, что на стуле, столе, вешалке и кроватке ребенка. Занятие окончено. Дети встают, задвигают стульчики.

Второе занятие. Предварительно организовав

детей, педагог одновременно показывает каждому из них

Две таблички. На одной табличке слово сядь!, на дру-

- имя ребенка. Таким образом усаживается каждый

из детей; после этого опять-таки дается табличка с его

именем. Затем педагог вывешивает перед детьми стенд с фотографиями и именами детей. Сосредоточив внима­ние детей на подписях (табличках) к фотографиям, он сопоставляет их с имеющимися у детей на руках таблич­ками. Затем педагог вынимает из стенда фотографии детей и каждому дает его снимок. Дети некоторое время рассматривают их, после чего педагог учит детей сопо­ставлять подпись на стенде с подписью на табличке; та­ким образом учит их отыскивать место, для того чтобы подложить свою фотографию.

Третье занятие. У каждого ребенка имеется его фотография с именем, записанным на табличке. Напро­тив стоят стульчики, на которых разложены такие же таблички с именами детей.

По сигналу педагога дети бегут к стульчикам, чтобы найти таблички со своими именами. Педагог обращает внимание детей на таблички и показывает, что на обоих написано одинаково. Игра проводится два-три раза.

Тема «Часть лица». Педагог показывает детям табличку со словом лоб и показывает на свой лоб; при этом он просит детей подражать его действиям. Дети вместе с педагогом дактильно читают слово по табличке. Таким же образом педагог знакомит детей с названиями» других частей лица. Затем в аналогичных целях исполь­зуются куклы и мишки. Упражнение повторяется два-три раза. После этого ежедневно во время речевой зарядки проводится игра «Покажи». Читая с губ (см. стр. 41), дети показывают часть лица у себя, друг у друга и у раз­личных кукол.

Аналогично проводится занятие по теме «Части тел а».

Тема «П о м е щ е н и е». Согласно программе надо по­знакомить детей с помещениями детского сада, с назна­чением комнат и их названиями: групповая, спальня, умывальня, раздевальня, зал и т. д. Вместе с тем детей надо приучить соответственно вести себя в этих помеще­ниях. Приступить к изучению темы следует с экскурсии в помещения детского сада. На каждом из помещений прикрепляется таблччка с его названием. Парные таблич­ки-названия находятся в руках педагога. Когда проводит­ся экскурсия по дому, дети тщательно осматривают все комнаты. В раздевальне открывают шкафчики, рассмат­ривают надписи с именами детей и одежду. Входя в каж-

дую из комнат, педагог предъявляет детям парную таб-иичку с названием данного помещения, сопоставляя ее с теми, которые прикреплены к той или иной двери. Тут же рекомендуется показать фотографию этого помещения. Дети сопоставляют натуральные объекты с теми, кото­рые изображены на фотографиях. Парные таблички прикрепляются к фотографиям. Знакомиться с групповой дети должны на специальном занятии.

Позднее, когда будет проведена работа с глаголами иди, беги, детям следует дать поручения: Иди в спальню! Беги в спальню! и т. п.

В целях обобщения представлений детям следует по­казать несколько спален, групповых.

Следующ-ая тема посвящена знакомству с различны­ми обиходными предметами (игрушки, посуда, мебель, одежда). Для формирования обобщений, относящихся к предметам обихода, используются натуральные предметы и игрушки.

Эти предметы должны храниться в методическом ка­бинете. Аналогичные игрушки должны быть и в обиходе детей. Во время соответствующих занятий дети познают предметы с помощью различных органов чувств. Перед тем как назвать одним и тем же словом сходные предме­ты, следует установить на основе восприятия, что между ними общего и чем они отличаются. Вслед за этим про­водится сопоставление предметов с их изображением.

Работа эта проводится главным образом в форме ди­дактических игр; для закрепления и активизации речи используются подвижные и сюжетные игры.

Образцом такого типа занятий могут служить заня­тия по теме «Игрушки». Для работы по теме педагог под­бирает нужные ему игрушки с учетом программных тре­бований.

Первое и вто рое занятия. На этих занятиях Дети упражняются в подкладывании табличек-названий к игрушкам. На столе под салфеткой стоят игрушки. Пе-Дагог достает по одной игрушке; дети внимательно их рассматривают, ощупывают и производят соответствую­щие игровые действия. После этого педагог показывает табличку с названием этой игрушки и подставляет ее к соответствующему предмету. Таким образом дети знако­мятся с названиями остальных игрушек. Затем педагог вбирает все таблички и опять в той же последовательно-

сти подкладывает их к игрушкам, фиксируя внимание де­тей на связи таблички с соответствующей игрушкой. Пе­дагог смешивает таблички и меняет места предметов, чтобы дети не подкладывали таблички механически. За­тем он предлагает детям опять самостоятельно разло­жить таблички. Дети выполняют задание. После этого им дают таблички с названиями игрушек и предлагают най­ти в групповой комнате игрушки, которые соответствуют полученным ими табличкам. Дети находят игрушки и приносят их педагогу. На этом занятие кончается.

На третьем занятии проводится игра «Угадай на ощупь». Детям предъявляется слово-название. В ответ на это они должны найти в мешочке соответствующую игрушку.

На четвертом занятии педагог проводит игру «Какой игрушки (или таблички )нет». Из нескольких иг­рушек, которые дети могут назвать (или к которым под­кладывают таблички), одна убирается. Дети должны вспомнить, какую игрушку убрали, и в зависимости, от уровня речевой подготовки либо найти нужную табличку среди четырех-пяти других, либо назвать предмет (дак-тильно или устно).

Во время последующих занятий проводятся другие игры, например: «Кубик с игрушками», «Магазин», «Кто первый принесет».

Занятиям по теме «Посуда», которые проводятся по такому же типу, как только что описанные, предшествует определенная подготовка. Педагог подводит детей к бу­фету и указывает на аккуратно расставленную на полках посуду. Обращает их внимание на то, что посуда чистая, что вымыла ее тетя Оля, что она расставлена в опреде­ленном порядке.

Педагог последовательно вынимает, показывает, а за­тем ставит или кладет то один, то другой предмет.

После этого проводится первое занятие, цель ко­торого научить детей различать по табличке названия посуды.

Оборудование занятия. Посуда настоящая и игрушечная: чашка, тарелка, ложка, нож и табличка с соответствующими словами.

Ход занятия. Педагог достает чашку, показывает ее и дает каждому для рассматривания и ощупывания. За­тем показывает табличку со словом чашка; чашка ста-

вится на стол. Затем педагог вынимает чашку другой формы и с другим рисунком. Показывает ее детям также одновременно с табличкой, на которой написано слово чашка. Вторую чашку педагог ставит рядом с первой, затем достает третью чашку, которая отличается от пер­вой и второй. Дети осматривают и ее. Табличку с назва­нием педагог подкладывает к одной чашке, а остальные чашки убирает. Такие же упражнения проводятся с та­релками, ножами и ложками (вилки и ножи детям в руки не даются). Во время занятия используется разная по величине, форме и раскраске посуда. Постепенно на сто­ле раскладываются все таблички; кому-нибудь из детей предлагается самостоятельно прикладывать их к соот­ветствующим предметам. Потом, наоборот, посуду убира­ют, а таблички раскладывают на столе. Теперь дети подкладывают предметы к соответствующим табличкам.

После пятиминутного перерыва педагог проводит игру. «Угадай». Посуда стоит на столе, а таблички лежат от­дельно. Вызывается кто-либо из детей. Вызванному за­вязывают глаза, дают ощупать тарелку и ставят ее на место. Развязав ребенку глаза, педагог предлагает ему найти тот предмет, который он ощупывал, и подложить его к табличке. Это упражнение все дети повторяют по­очередно. Затем для контроля педагог дает детям те же предметы, но уже из другого комплекта, отличающегося от того, который использовался вначале. Дети читают таблички с названиями посуды и подкладывают их к со­ответствующим предметам. Далее проводятся последова­тельно игры-занятия («Покажи!», «Вертолина», «Лото», «Поручения», «Аквариум») для закрепления "названий. Мы рекомендуем провести и сюжетную игру «Покорми куклу и убери посуду».

За маленьким столом сидит кукла. Педагог повязы­вает ей салфетку и говорит детям, что кукла будет есть. Выполняя поручения, дети приносят все для сервировки стола и для кормления куклы. Перед детьми стоит посу-Да. Детям даются поручения. (Поручения дактилируются или произносятся.) Поручения могут быть такого типа: Дай кукле ложку. Дай кукле чашку и т. д. Когда вся по­суда и еда приготовлены, куклу кормят. После того как кукла поела, надо убрать посуду в буфет. Для этого пе-laror вызывает к себе детей и дает им поручения (Убе-РЧ-.}, которые дети выполняют,

В целях упражнения воспитатель в вечернее время организует сюжетную игру: дети кормят кукол; моют, вытирают и складывают посуду. Воспитатель спрашива­ет названия предметов игрушечной посуды.

По такому типу проводятся занятия и с других™ пред­метами, названия которых дети должны усвоить (мебель, одежда и т. д.).

По мере накопления детьми некоторого запаса слов-названий различных предметов проводится занятие на классификацию предметов.

Приводим описание такого занятия.

Оборудование. Одежда: платье, рубашка, лифчик, платок, штаны, чулки, трусы, шапка. Посуда: чашки, ложки, блюдца, тарелки, вилка, нож, стакан, чайник.

Предметы находятся в двух коробках. Педагог обра­щает на них внимание детей. Дети обращаются с прось­бой: «Тетя Катя, покажи, что там!» Педагог достает из одной коробки одежду, а из другой посуду и раскладыва­ет их. При этом дети самостоятельно называют (дактиль-но или устно) предметы, которые достает педагог. Затем педагог вызывает двух детей и предлагает им разложить предметы соответственно образцу. Так, например, в одном месте кладутся блюдце и вилка, в другом — чулки и лиф­чик. После этого педагог раздает детям все предметы, а на столе оставляет по одному предмету из каждой группы. Дети, выходя по двое, раскладывают предметы к образцам. Педагог раздает детям новые предметы (стакан, чайник, майку, платье и т. д.).

На следующем занятии детям предлагают выбрать предмет из массы разных вещей и отнести его к выделенному образцу. Увеличивается количество образ­цов. Педагог достает различные предметы (игрушки, одежду, мебель) и, показывая их детям, спрашивает, ку­да поставить. Дети выполняют задание.

Для того чтобы придать упражнению игровой харак­тер, педагог вызывает детей по двое и предлагает сорев­нование в скорости выполнения задания. Обобщающее слово (мебель, одежда, игрушки) детям пока не дается. Затем педагог ставит коробки, в каждой из которых со­держится по одному предмету, и раздает детям различ­ные предметы. Дети раскладывают их в соответствую­щие коробки. В каждую из коробок кладутся предметы, относящиеся к определенной группе.

!

По мере усвоения детьми названий предметов реко­мендуется проводить классификацию предметов только по одним названиям, раскладывая соответствующие таб­лички. Все эти упражнения служат закреплению сло­варя и подготовке к осуществлению соответствующих обобщений. Для этой цели на стенде развешивают кон­верты, куда педагог по мере накопления словаря поме­щает соответствующие таблички и картинки. Хотя педа­гог при этом не дает обобщающих слов, дети видят, что предметы группируются строго определенным образом; последнее подводит детей к первичным обобщениям.

После каждого занятия, на которых используются различные картинки и таблички со словами, педагог дает детям задание — разложить указанный материал по со­ответствующим конвертам. При этом он оказывает им необходимую помощь.

Приводим систему занятий на уточнение представле­ния о действиях (возьми, положи, дай). Специальное занятие по дифференциации названий действий проводит­ся с детьми после того, как они научились различать несколько слов-названий предметов и действий из числа тех, которые будут фигурировать на занятии.

Первое и второе занятия. Упражнения в раз­личении обиходных глаголов возьми, положи, дай в про­цессе выполнения действий с двумя игрушками.

Третье занятие. Упражнение в различении оби­ходных глаголов возьми, положи, дай в процессе выпол­нения действий с несколькими (больше, чем с двумя) игрушками.

Четвертое занятие. Упражнение в употреблении слов возьми, положи, дай в процессе игры с посудой.

Пятое занятие. Проведение игры в «поручения».

Приводим описание третьего занятия.

Оборудование. Игрушки: мяч, кукла, юла, ав­томобиль, зайка, мишка, барабан. Таблички со словами возьми, положи, дай и наборное полотно.

Ход занятия. На столе в нарядном мешочке лежат игрушки: мяч, юла, кукла, автомобиль, мишка. Педагог привлекает внимание детей и спрашивает: Что там? Дети повторяют вопрос. Педагог вынимает из мешочка мяч и спрашивает: Что это? Дети отвечают: Мяч. Если не смо­гут самостоятельно назвать предмет, они подкладывают к нему табличку. Педагог по очереди вынимает все иг-

12 Б. Д. Корсунская 1J7

рушки. Дети их называют. Затем педагог говорит: Будем играть! После этого обращается к Вове с помощью таб­лички: Вова, возьми мяч! Если ребенок не понимает, пе­дагог указывает на слова в табличке и, действуя руками Вовы, выполняет поручение. Педагог говорит: Верно. Вслед за этим дает следующее поручение: Дай мяч Тане! Мальчик выполняет задание. Теперь, усадив Вову, пе­дагог обращается к Тане: Таня, положи мяч на стол. Если Таня не понимает, то педагог действует руками Тани. Эти и все последующие поручения даются по таб­личкам, которые дети прочитывают дактильно и произно­сят приближенно устно: Сережа, возьми шар. Сережа, положи шар на стол и т. д.

Передавая игрушки друг другу, все дети говорят: На. Для разнообразия меняются предметы, таблички с пору­чениями. Такие занятия повторяются в последующие дн_и. Со временем эти поручения должны давать друг другу сами дети. Вначале они их дактилируют, имея перед собой табличку. Затем дактилируют и без таблички. На­конец, поручение дается ими в устной форме.

Закрепление глаголов (повелительное наклонение) осуществляется в непосредственном общении и з ходе дидактических игр. Одновременно используются формы единственного и множественного числа. Для этого на од­ной стороне таблички слово пишется в единственном числе, а на другой -- во множественном, например: встань — встаньте. Здесь нужно предупредить распро­страненную ошибку. Случается, что, не имея под рукой таблички, на которой слово написано в единственном числе, педагог или воспитатель обращается к одному ре­бенку с табличкой Встаньте или, напротив, двум детям показывает табличку Иди. Разумеется такая практика недопустима. Кроме того, обращаясь к группе детей, педагог обычно пользуется табличками Встаньте! Сядьте! и т. д. В результате у детей может сложиться представ­ление, что такое обращение уместно лишь при обращении ко всей группе. Чтобы этого избежать, нужно как можно чаще предъявлять такие таблички не только всем, но и двум-трем детям.

Наибольшую трудность на первом году обучения представляет выделение и усвоение названий свойств и качеств предметов. Остановимся на вопросе о формиро­вании понятий о величине; «большой», «маленький», 178

На первом занятии дети учатся различать большие и матенькие предметы; слова, которыми обозначаются эти предметы, относятся к существительным мужского рода.

На втором занятии дети действуют с предметами, обозначаемыми словами женского рода.

На третьем и четвертом занятиях детей знакомят с предметами, обозначаемыми словами среднего рода (зеркало, ведро, блюдце .и др.) в ответ на вопрос какое? и с существительными, употребляемыми только во мно­жественном числе (ботинки, чулки, варежки) в ответ на вопрос какие?.

Уточнение представлений о больших и маленьких предметах, а также закрепление слов происходит и на за­нятиях по лепке, рисованию, аппликации во время игр: «Лото», «Покажи», «Поручения».

Первое занятие.

Оборудование. Стул большой и маленький; стол большой и маленький; большой и маленький мишка; большой и маленький мяч. Таблички с названиями пред­метов, сочетаемыми со словами большой, маленький (большой мяч, маленький мяч) и т. д.

Организовав детей, педагог обращает их внимание на
лежащие на столе предметы, прикрытые салфеткой.
Затем говорит: Спросите: что у меня там? Дети спраши­
вают: Тетя Надя, покажи: что там? Педагог показывает
большой мяч и спрашивает: Что это? Дети отвечают:
Мяч. Затем он вынимает мяч такой же величины. После
того как дети его назовут, второй мяч педагог подклады-
вает к первому, затем показывает маленький мяч, кото­
рый отличается от двух первых только величиной. После
этого педагог показывает мяч, тождественный третьему.
После демонстрации мячей педагог сравнивает их между
собой попарно (большой -- маленький). В разных кон­
цах стола, справа и слева, на высоких подставках рас­
ставляются таблички. Педагог подкладывает один из
мячей к табличке Большой, а другой — к табличке Ма­
ленький. То же педагог последовательно проделывает со
всеми предметами, предварительно спрашивая у детей,
кУДа, к какой табличке, положить тот или иной предмет.
Если дети отвечают правильно, это означает, что первич­
ное обобщение ими уже сделано. Затем все предметы,
большие и маленькие, смешиваются. Педагог снова по­
казывает их детям по одному, сопровождая показ воп-
J2* 179

росом: Какой — большой, маленький? Дети показывают к какой табличке нужно положить тот или иной предмет.' Во время следующего упражнения дети подкладыва-ют к соответствующим предметам таблички с написан­ными на них словосочетаниями большой мяч, маленький мяч. Некоторые таблички педагог проговаривает с деть­ми дактильно; в других случаях можно ограничиться глобальным восприятием. В конце занятий педагог предлагает детям выполнить написанные на табличках поручения: Возьми маленького мишку; Возьми большой мяч. Детям необходимо наглядно показать относитель­ность величины.

Далее проводятся такие же занятия с предметами, обозначаемыми словами женского рода. Занятие начи­нается с повторения слов большой и маленький. Доста­вая по одному разные по величине предметы, педагог предлагает детям поставить их к табличкам со словами большой, маленький.

Теперь обе эти таблички ставятся справа, а около них раскладываются соответствующие предметы. Затем пе­дагог вынимает по одной новые игрушки и спрашивает: Что это? Дети отвечают: Кукла. Педагог спрашивает: Какая — большая или маленькая? Дети, глядя на таб- -личку, проговаривают дактильно: Большой. Педагог исправляет ошибку, ставит слева от себя табличку со словом большая, обращая внимание детей на окончание слова. Под эту табличку подкладываются большие пред­меты. Разложив при активном участии детей все игруш­ки, педагог подставляет к ним табличку со словом какая? А затем вновь собирает вместе все игрушки и предлагает детям разложить их на четыре группы: боль­шой, большая, маленький, маленькая. Если ребенок правильно решает вопрос о величине предмета, но дела­ет ошибку в родовом окончании слова, т. е. берет боль­шую куклу и пытается подложить ее к табличке со сло­вом большой, педагог должен дополнительно поставить вопрос какая? и обратить внимание на родовое оконча­ние. Так же раскладываются все остальные предметы. Затем такие же упражнения выполняются с предме­тами, обозначаемыми существительными среднего рода и, наконец, с последней группой предметов, названия которых употребляются во множественном числе.

К концу этих занятий у детей, как правило, форми-180

руется обобщение, и они усваивают слова большой, ма­ленький. Затруднения возникают только в связи с согла­сованием окончаний, для чего проводятся дополнительные упражнения в умении изменять окончания прилагатель­ных пока еще в зависимости от поставленного вопроса.

Занятия, во время которых формируется понятие о цвете предметов, проводятся аналогично. Происходит выделение цвета, как признака предмета, чему способ­ствует и обозначение его соответствующим написанным на табличке словом.

Чтобы облегчить усвоение, подбираются предметы разного цвета, названия которых относятся к словам мужского, женского и среднего рода. Детей упражняют в ответах на вопросы какой? какая? какое? какие?

Названия цветов закрепляются и в играх, проводи­мых воспитателем на занятиях по рисованию и апплика­ции. Дети должны наклеивать разного цвета круги, квад­раты, составлять разноцветные коврики; на занятиях по рисованию они учатся различать и называть цвета каран­дашей и красок.

Закрепив умение выделять основные признаки пред­метов, необходимо научить детей одновременно ориенти­роваться сначала в двух, затем в трех признаках пред­метов. Для этого могут быть использованы изготовлен­ные старшими детьми игрушки из бумаги: санки, дома, шапочки, чашки; из глины делаются различные овощи и фрукты. Старшие дети могут изготовить такие пособия на занятиях по рисованию, лепке, конструированию, ап­пликации и подарить их малышам. Некоторые рисунки и аппликации педагог изготовляет сам.

Наши рекомендации