Формирование лексических и грамматических обобщений 2 страница
Специальной и общей педагогикой установлено, что
х запоминания и тем более усвоения слов зависит от
эсоба их преподнесения, от того, стоит ли за каждым
словом конкретный чувственный опыт. Накопление этого опыта осуществляется непосредственно в общении и на специальных занятиях. Глухой ребенок, не умеющий читать, не может накапливать словарь самостоятельно. И поэтому в накоплении содержательного словаря он даже, как это ни парадоксально, имеет некоторые преимущества перед слышащим ребенком, и опасность накопления пустых слов грозит ему только от неправильной методики обучения; по мере того как глухие овладевают чтением, у них возникает такая опасность при запоминании непонятных слов. Но, как правило, глухие дошкольники, уже научившиеся читать, самостоятельно накапливают очень небольшое количество слов. Успех формирования обобщений стоит в прямой зависимости от содержания материала и от уровня подготовки детей, главным образом от понимания сурдопедагогом того, что мешает и что содействует формированию обобщения в каждом отдельном случае.
Чтобы закрепить представление о качестве и свойствах, даже самых обиходных, хорошо известных ребенку предметов, недостаточно только сообщить соответствующее слово. Нужно дать ребенку возможность-' вновь осмотреть этот предмет, привлечь его внимание к типичным и второстепенным признакам. Разумеется, это должно быть не только созерцательное восприятие: ребенок должен действовать с предметом, используя при этом все органы чувств, помогающие уточнить представление.
Главная задача заключается в том, чтобы приблизить процесс познания к реальной действительности и на основе полученных впечатлений сформировать у детей представление о предмете, его качествах и действиях. Одновременно детям даются соответствующие слова-названия. На завершающем этапе этой работы глухой ребенок пользуется в общении этими словами самостоятельно.
Усвоение нового слова отнюдь не завершается формированием обобщений на занятиях. Эти занятия открывают широкую возможность для включения слова в процесс общения, что и обеспечивает его дальнейшее уточнение и усвоение. Слова, которые дети узнают при непосредственном общении, уточняются на специальных занятиях. 163
подразделами программы по |
Выше было показано, что в непосредст-Связь между венном общении педагогом используется отдельными минимум олов и выражений, необходи-
мых для организации и осуществления
11LJU1 Utimi'iL" »жч> ^ а
обучению речи детьми разнообразной деятельности. Отбор слов и грамматических форм при этом определяется только их актуальностью для непосредственного общения. Количество предлагаемых детям слов зависит от их возраста и подготовки. Словарь и грамматические формы, усвоенные в непосредственном общении, становятся предметом специального изучения на занятиях, посвященных формированию лексических и грамматических обобщений. В свою очередь слова, усвоенные детьми на этих занятиях, обязательно включаются в практику повседневного общения и используются во время проведения специально организованных игр.
Наряду с этим словарь, накопленный на занятиях по формированию обобщений, как и разговорная речь, усвоенная непосредственно в общении, создают основу для работы над связной речью. В программе эти занятия представлены в специальном подразделе «Описательно-повествовательная речь».
Если в процессе подготовки к работе над текстом обнаруживается необходимость в каком-либо слове или грамматической форме, педагог делает их содержанием занятий, посвященных формированию обобщений. Новые слова и грамматические формы, с которыми дети знакомятся на занятиях, во время которых происходит обучение чтению, также становятся предметом уточнения и на занятиях по формированию обобщений. Обучение устной речи осуществляется только на материале усвоенного детьми словаря в связи с изучением других разделов программы.
Обучение чтению с губ происходит главным образом на материале разговорной речи. Таким образом осуществляется связь между отдельными подразделами программы по обучению речи. Во всех случаях, проверяя, как ети усвоили предусмотренную программой лексику, пе-эгог должен прежде всего выяснить, умеют ли они звать одним и тем же словом разные по внешнему Щу, но одинаковые по содержанию и функциям предме-ы; назвать одним и тем же словом действие независимо Т того, кто его выполняет.
Можно говорить о том, что дети сделали предусмотренное программой грамматическое обобщение, если они умеют различать не менее двух соотносительных форм слова; далее дети должны знать, что существительные меняют форму в зависимости от слов, с которыми они сочетаются: чашка, но дай чашку; нет — чашки, три чашки; они должны знать, что названное действие зависит от времени его совершения, а также и от того, кто выполняет это действие.
Свидетельством усвоения слова является самостоятельное употребление его ребенком в соответствующей форме. Такое требование касается всех обиходных глаголов в сочетании с наиболее употребительными существительными, входящими в словарь минимум.
Усвоение нового слова отнюдь не завершается формированием обобщений на занятиях. Эти занятия открывают широкую возможность для включения слова в процесс общения, что и обеспечивает его дальнейшее уточнение и усвоение. Слова, которые дети узнают в общении, уточняются на специальных занятиях.
Переходим к описанию конкретных занятий по формированию лексических и грамматических обобщений,,, в процессе которых реализуются изложенные теоретиче-' ские положения.
Все занятия, специальной целью которых является формирование обобщений, могут быть разбиты на две группы. Это занятия, на которых формируются обобщения, связанные с усвоением имен существительных, глаголов, прилагательных, наречий, предлогов (лексические обобщения), и обобщений, связанных с усвоением грамматических закономерностей языка.
Для описания взяты различные моменты: иногда это описание типичных занятий, проводимых на разных годах обучения; порой дело ограничивается кратким указанием наиболее существенных 'моментов проведения той или иной системы занятий; в других случаях — это перечисление положений, которые должны помочь педагогу при самостоятельной разработке системы занятий.
Все темы даются в системе. Разумеется, что не обязательно придерживаться указанной последовательности при проведении всех без исключения занятий и точно соблюдать отведенное на них время. В каждом отдельном случае педагогу необходимо ориентироваться на уровень
подготовленности детей и конкретные условия детского сада. Выбор видов занятий для проведения работы по формированию обобщений'также дело творчества педагога.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (для детей четвертого года жизни)
Лексические обобщения |
Первое занятие. Программная тема «Люди, окружающие ребенка» состоит из ряда подтем: «Товарищи по группе», «Сотрудники детского сада», «Родные».
Для работы по каждой из подтем должны быть заготовлены в двух экземплярах фотографии родителей, товарищей по группе, сотрудников детского сада. При изучении каждой из подтем последовательно осуществляются: 1) сопоставление (сличение фотографий с тем, кто на них изображается); 2) различение слов мама, папа и имен путем подкладывания табличек к фотографиям; 3) запоминание слов и их воспроизведение в ходе игровой деятельности.
Приведем краткое описание системы занятий в связи с изучением подтемы «Товарищи по группе».
На столе педагога лежит нарядный конверт с фотографиями детей. Чтобы вызвать у детей интерес к занятиям, педагог два-три раза заглядывает в конверт, но при этом ничего не достает из него. Наконец, педагог начинает вынимать из конверта и показывать детям по одной фотографии. После того как дети узнают себя и товарищей, преподаватель кладет на стол перед каждым ребенком его фотографию. Некоторое время дети рассматривают их. Затем педагог собирает фотографии и раскладывает у себя на столе. Каждый из детей берет собственную фотографию и вставляет ее с помощью педагога в наборное полотно, где написано его имя. Имя написано тем же шрифтом, что на стуле, столе, вешалке и кроватке ребенка. Занятие окончено. Дети встают, задвигают стульчики.
Второе занятие. Предварительно организовав
детей, педагог одновременно показывает каждому из них
Две таблички. На одной табличке слово сядь!, на дру-
- имя ребенка. Таким образом усаживается каждый
из детей; после этого опять-таки дается табличка с его
именем. Затем педагог вывешивает перед детьми стенд с фотографиями и именами детей. Сосредоточив внимание детей на подписях (табличках) к фотографиям, он сопоставляет их с имеющимися у детей на руках табличками. Затем педагог вынимает из стенда фотографии детей и каждому дает его снимок. Дети некоторое время рассматривают их, после чего педагог учит детей сопоставлять подпись на стенде с подписью на табличке; таким образом учит их отыскивать место, для того чтобы подложить свою фотографию.
Третье занятие. У каждого ребенка имеется его фотография с именем, записанным на табличке. Напротив стоят стульчики, на которых разложены такие же таблички с именами детей.
По сигналу педагога дети бегут к стульчикам, чтобы найти таблички со своими именами. Педагог обращает внимание детей на таблички и показывает, что на обоих написано одинаково. Игра проводится два-три раза.
Тема «Часть лица». Педагог показывает детям табличку со словом лоб и показывает на свой лоб; при этом он просит детей подражать его действиям. Дети вместе с педагогом дактильно читают слово по табличке. Таким же образом педагог знакомит детей с названиями» других частей лица. Затем в аналогичных целях используются куклы и мишки. Упражнение повторяется два-три раза. После этого ежедневно во время речевой зарядки проводится игра «Покажи». Читая с губ (см. стр. 41), дети показывают часть лица у себя, друг у друга и у различных кукол.
Аналогично проводится занятие по теме «Части тел а».
Тема «П о м е щ е н и е». Согласно программе надо познакомить детей с помещениями детского сада, с назначением комнат и их названиями: групповая, спальня, умывальня, раздевальня, зал и т. д. Вместе с тем детей надо приучить соответственно вести себя в этих помещениях. Приступить к изучению темы следует с экскурсии в помещения детского сада. На каждом из помещений прикрепляется таблччка с его названием. Парные таблички-названия находятся в руках педагога. Когда проводится экскурсия по дому, дети тщательно осматривают все комнаты. В раздевальне открывают шкафчики, рассматривают надписи с именами детей и одежду. Входя в каж-
дую из комнат, педагог предъявляет детям парную таб-иичку с названием данного помещения, сопоставляя ее с теми, которые прикреплены к той или иной двери. Тут же рекомендуется показать фотографию этого помещения. Дети сопоставляют натуральные объекты с теми, которые изображены на фотографиях. Парные таблички прикрепляются к фотографиям. Знакомиться с групповой дети должны на специальном занятии.
Позднее, когда будет проведена работа с глаголами иди, беги, детям следует дать поручения: Иди в спальню! Беги в спальню! и т. п.
В целях обобщения представлений детям следует показать несколько спален, групповых.
Следующ-ая тема посвящена знакомству с различными обиходными предметами (игрушки, посуда, мебель, одежда). Для формирования обобщений, относящихся к предметам обихода, используются натуральные предметы и игрушки.
Эти предметы должны храниться в методическом кабинете. Аналогичные игрушки должны быть и в обиходе детей. Во время соответствующих занятий дети познают предметы с помощью различных органов чувств. Перед тем как назвать одним и тем же словом сходные предметы, следует установить на основе восприятия, что между ними общего и чем они отличаются. Вслед за этим проводится сопоставление предметов с их изображением.
Работа эта проводится главным образом в форме дидактических игр; для закрепления и активизации речи используются подвижные и сюжетные игры.
Образцом такого типа занятий могут служить занятия по теме «Игрушки». Для работы по теме педагог подбирает нужные ему игрушки с учетом программных требований.
Первое и вто рое занятия. На этих занятиях Дети упражняются в подкладывании табличек-названий к игрушкам. На столе под салфеткой стоят игрушки. Пе-Дагог достает по одной игрушке; дети внимательно их рассматривают, ощупывают и производят соответствующие игровые действия. После этого педагог показывает табличку с названием этой игрушки и подставляет ее к соответствующему предмету. Таким образом дети знакомятся с названиями остальных игрушек. Затем педагог вбирает все таблички и опять в той же последовательно-
сти подкладывает их к игрушкам, фиксируя внимание детей на связи таблички с соответствующей игрушкой. Педагог смешивает таблички и меняет места предметов, чтобы дети не подкладывали таблички механически. Затем он предлагает детям опять самостоятельно разложить таблички. Дети выполняют задание. После этого им дают таблички с названиями игрушек и предлагают найти в групповой комнате игрушки, которые соответствуют полученным ими табличкам. Дети находят игрушки и приносят их педагогу. На этом занятие кончается.
На третьем занятии проводится игра «Угадай на ощупь». Детям предъявляется слово-название. В ответ на это они должны найти в мешочке соответствующую игрушку.
На четвертом занятии педагог проводит игру «Какой игрушки (или таблички )нет». Из нескольких игрушек, которые дети могут назвать (или к которым подкладывают таблички), одна убирается. Дети должны вспомнить, какую игрушку убрали, и в зависимости, от уровня речевой подготовки либо найти нужную табличку среди четырех-пяти других, либо назвать предмет (дак-тильно или устно).
Во время последующих занятий проводятся другие игры, например: «Кубик с игрушками», «Магазин», «Кто первый принесет».
Занятиям по теме «Посуда», которые проводятся по такому же типу, как только что описанные, предшествует определенная подготовка. Педагог подводит детей к буфету и указывает на аккуратно расставленную на полках посуду. Обращает их внимание на то, что посуда чистая, что вымыла ее тетя Оля, что она расставлена в определенном порядке.
Педагог последовательно вынимает, показывает, а затем ставит или кладет то один, то другой предмет.
После этого проводится первое занятие, цель которого научить детей различать по табличке названия посуды.
Оборудование занятия. Посуда настоящая и игрушечная: чашка, тарелка, ложка, нож и табличка с соответствующими словами.
Ход занятия. Педагог достает чашку, показывает ее и дает каждому для рассматривания и ощупывания. Затем показывает табличку со словом чашка; чашка ста-
вится на стол. Затем педагог вынимает чашку другой формы и с другим рисунком. Показывает ее детям также одновременно с табличкой, на которой написано слово чашка. Вторую чашку педагог ставит рядом с первой, затем достает третью чашку, которая отличается от первой и второй. Дети осматривают и ее. Табличку с названием педагог подкладывает к одной чашке, а остальные чашки убирает. Такие же упражнения проводятся с тарелками, ножами и ложками (вилки и ножи детям в руки не даются). Во время занятия используется разная по величине, форме и раскраске посуда. Постепенно на столе раскладываются все таблички; кому-нибудь из детей предлагается самостоятельно прикладывать их к соответствующим предметам. Потом, наоборот, посуду убирают, а таблички раскладывают на столе. Теперь дети подкладывают предметы к соответствующим табличкам.
После пятиминутного перерыва педагог проводит игру. «Угадай». Посуда стоит на столе, а таблички лежат отдельно. Вызывается кто-либо из детей. Вызванному завязывают глаза, дают ощупать тарелку и ставят ее на место. Развязав ребенку глаза, педагог предлагает ему найти тот предмет, который он ощупывал, и подложить его к табличке. Это упражнение все дети повторяют поочередно. Затем для контроля педагог дает детям те же предметы, но уже из другого комплекта, отличающегося от того, который использовался вначале. Дети читают таблички с названиями посуды и подкладывают их к соответствующим предметам. Далее проводятся последовательно игры-занятия («Покажи!», «Вертолина», «Лото», «Поручения», «Аквариум») для закрепления "названий. Мы рекомендуем провести и сюжетную игру «Покорми куклу и убери посуду».
За маленьким столом сидит кукла. Педагог повязывает ей салфетку и говорит детям, что кукла будет есть. Выполняя поручения, дети приносят все для сервировки стола и для кормления куклы. Перед детьми стоит посу-Да. Детям даются поручения. (Поручения дактилируются или произносятся.) Поручения могут быть такого типа: Дай кукле ложку. Дай кукле чашку и т. д. Когда вся посуда и еда приготовлены, куклу кормят. После того как кукла поела, надо убрать посуду в буфет. Для этого пе-laror вызывает к себе детей и дает им поручения (Убе-РЧ-.}, которые дети выполняют,
В целях упражнения воспитатель в вечернее время организует сюжетную игру: дети кормят кукол; моют, вытирают и складывают посуду. Воспитатель спрашивает названия предметов игрушечной посуды.
По такому типу проводятся занятия и с других™ предметами, названия которых дети должны усвоить (мебель, одежда и т. д.).
По мере накопления детьми некоторого запаса слов-названий различных предметов проводится занятие на классификацию предметов.
Приводим описание такого занятия.
Оборудование. Одежда: платье, рубашка, лифчик, платок, штаны, чулки, трусы, шапка. Посуда: чашки, ложки, блюдца, тарелки, вилка, нож, стакан, чайник.
Предметы находятся в двух коробках. Педагог обращает на них внимание детей. Дети обращаются с просьбой: «Тетя Катя, покажи, что там!» Педагог достает из одной коробки одежду, а из другой посуду и раскладывает их. При этом дети самостоятельно называют (дактиль-но или устно) предметы, которые достает педагог. Затем педагог вызывает двух детей и предлагает им разложить предметы соответственно образцу. Так, например, в одном месте кладутся блюдце и вилка, в другом — чулки и лифчик. После этого педагог раздает детям все предметы, а на столе оставляет по одному предмету из каждой группы. Дети, выходя по двое, раскладывают предметы к образцам. Педагог раздает детям новые предметы (стакан, чайник, майку, платье и т. д.).
На следующем занятии детям предлагают выбрать предмет из массы разных вещей и отнести его к выделенному образцу. Увеличивается количество образцов. Педагог достает различные предметы (игрушки, одежду, мебель) и, показывая их детям, спрашивает, куда поставить. Дети выполняют задание.
Для того чтобы придать упражнению игровой характер, педагог вызывает детей по двое и предлагает соревнование в скорости выполнения задания. Обобщающее слово (мебель, одежда, игрушки) детям пока не дается. Затем педагог ставит коробки, в каждой из которых содержится по одному предмету, и раздает детям различные предметы. Дети раскладывают их в соответствующие коробки. В каждую из коробок кладутся предметы, относящиеся к определенной группе.
!
По мере усвоения детьми названий предметов рекомендуется проводить классификацию предметов только по одним названиям, раскладывая соответствующие таблички. Все эти упражнения служат закреплению словаря и подготовке к осуществлению соответствующих обобщений. Для этой цели на стенде развешивают конверты, куда педагог по мере накопления словаря помещает соответствующие таблички и картинки. Хотя педагог при этом не дает обобщающих слов, дети видят, что предметы группируются строго определенным образом; последнее подводит детей к первичным обобщениям.
После каждого занятия, на которых используются различные картинки и таблички со словами, педагог дает детям задание — разложить указанный материал по соответствующим конвертам. При этом он оказывает им необходимую помощь.
Приводим систему занятий на уточнение представления о действиях (возьми, положи, дай). Специальное занятие по дифференциации названий действий проводится с детьми после того, как они научились различать несколько слов-названий предметов и действий из числа тех, которые будут фигурировать на занятии.
Первое и второе занятия. Упражнения в различении обиходных глаголов возьми, положи, дай в процессе выполнения действий с двумя игрушками.
Третье занятие. Упражнение в различении обиходных глаголов возьми, положи, дай в процессе выполнения действий с несколькими (больше, чем с двумя) игрушками.
Четвертое занятие. Упражнение в употреблении слов возьми, положи, дай в процессе игры с посудой.
Пятое занятие. Проведение игры в «поручения».
Приводим описание третьего занятия.
Оборудование. Игрушки: мяч, кукла, юла, автомобиль, зайка, мишка, барабан. Таблички со словами возьми, положи, дай и наборное полотно.
Ход занятия. На столе в нарядном мешочке лежат игрушки: мяч, юла, кукла, автомобиль, мишка. Педагог привлекает внимание детей и спрашивает: Что там? Дети повторяют вопрос. Педагог вынимает из мешочка мяч и спрашивает: Что это? Дети отвечают: Мяч. Если не смогут самостоятельно назвать предмет, они подкладывают к нему табличку. Педагог по очереди вынимает все иг-
12 Б. Д. Корсунская 1J7
рушки. Дети их называют. Затем педагог говорит: Будем играть! После этого обращается к Вове с помощью таблички: Вова, возьми мяч! Если ребенок не понимает, педагог указывает на слова в табличке и, действуя руками Вовы, выполняет поручение. Педагог говорит: Верно. Вслед за этим дает следующее поручение: Дай мяч Тане! Мальчик выполняет задание. Теперь, усадив Вову, педагог обращается к Тане: Таня, положи мяч на стол. Если Таня не понимает, то педагог действует руками Тани. Эти и все последующие поручения даются по табличкам, которые дети прочитывают дактильно и произносят приближенно устно: Сережа, возьми шар. Сережа, положи шар на стол и т. д.
Передавая игрушки друг другу, все дети говорят: На. Для разнообразия меняются предметы, таблички с поручениями. Такие занятия повторяются в последующие дн_и. Со временем эти поручения должны давать друг другу сами дети. Вначале они их дактилируют, имея перед собой табличку. Затем дактилируют и без таблички. Наконец, поручение дается ими в устной форме.
Закрепление глаголов (повелительное наклонение) осуществляется в непосредственном общении и з ходе дидактических игр. Одновременно используются формы единственного и множественного числа. Для этого на одной стороне таблички слово пишется в единственном числе, а на другой -- во множественном, например: встань — встаньте. Здесь нужно предупредить распространенную ошибку. Случается, что, не имея под рукой таблички, на которой слово написано в единственном числе, педагог или воспитатель обращается к одному ребенку с табличкой Встаньте или, напротив, двум детям показывает табличку Иди. Разумеется такая практика недопустима. Кроме того, обращаясь к группе детей, педагог обычно пользуется табличками Встаньте! Сядьте! и т. д. В результате у детей может сложиться представление, что такое обращение уместно лишь при обращении ко всей группе. Чтобы этого избежать, нужно как можно чаще предъявлять такие таблички не только всем, но и двум-трем детям.
Наибольшую трудность на первом году обучения представляет выделение и усвоение названий свойств и качеств предметов. Остановимся на вопросе о формировании понятий о величине; «большой», «маленький», 178
На первом занятии дети учатся различать большие и матенькие предметы; слова, которыми обозначаются эти предметы, относятся к существительным мужского рода.
На втором занятии дети действуют с предметами, обозначаемыми словами женского рода.
На третьем и четвертом занятиях детей знакомят с предметами, обозначаемыми словами среднего рода (зеркало, ведро, блюдце .и др.) в ответ на вопрос какое? и с существительными, употребляемыми только во множественном числе (ботинки, чулки, варежки) в ответ на вопрос какие?.
Уточнение представлений о больших и маленьких предметах, а также закрепление слов происходит и на занятиях по лепке, рисованию, аппликации во время игр: «Лото», «Покажи», «Поручения».
Первое занятие.
Оборудование. Стул большой и маленький; стол большой и маленький; большой и маленький мишка; большой и маленький мяч. Таблички с названиями предметов, сочетаемыми со словами большой, маленький (большой мяч, маленький мяч) и т. д.
Организовав детей, педагог обращает их внимание на
лежащие на столе предметы, прикрытые салфеткой.
Затем говорит: Спросите: что у меня там? Дети спраши
вают: Тетя Надя, покажи: что там? Педагог показывает
большой мяч и спрашивает: Что это? Дети отвечают:
Мяч. Затем он вынимает мяч такой же величины. После
того как дети его назовут, второй мяч педагог подклады-
вает к первому, затем показывает маленький мяч, кото
рый отличается от двух первых только величиной. После
этого педагог показывает мяч, тождественный третьему.
После демонстрации мячей педагог сравнивает их между
собой попарно (большой -- маленький). В разных кон
цах стола, справа и слева, на высоких подставках рас
ставляются таблички. Педагог подкладывает один из
мячей к табличке Большой, а другой — к табличке Ма
ленький. То же педагог последовательно проделывает со
всеми предметами, предварительно спрашивая у детей,
кУДа, к какой табличке, положить тот или иной предмет.
Если дети отвечают правильно, это означает, что первич
ное обобщение ими уже сделано. Затем все предметы,
большие и маленькие, смешиваются. Педагог снова по
казывает их детям по одному, сопровождая показ воп-
J2* 179
росом: Какой — большой, маленький? Дети показывают к какой табличке нужно положить тот или иной предмет.' Во время следующего упражнения дети подкладыва-ют к соответствующим предметам таблички с написанными на них словосочетаниями большой мяч, маленький мяч. Некоторые таблички педагог проговаривает с детьми дактильно; в других случаях можно ограничиться глобальным восприятием. В конце занятий педагог предлагает детям выполнить написанные на табличках поручения: Возьми маленького мишку; Возьми большой мяч. Детям необходимо наглядно показать относительность величины.
Далее проводятся такие же занятия с предметами, обозначаемыми словами женского рода. Занятие начинается с повторения слов большой и маленький. Доставая по одному разные по величине предметы, педагог предлагает детям поставить их к табличкам со словами большой, маленький.
Теперь обе эти таблички ставятся справа, а около них раскладываются соответствующие предметы. Затем педагог вынимает по одной новые игрушки и спрашивает: Что это? Дети отвечают: Кукла. Педагог спрашивает: Какая — большая или маленькая? Дети, глядя на таб- -личку, проговаривают дактильно: Большой. Педагог исправляет ошибку, ставит слева от себя табличку со словом большая, обращая внимание детей на окончание слова. Под эту табличку подкладываются большие предметы. Разложив при активном участии детей все игрушки, педагог подставляет к ним табличку со словом какая? А затем вновь собирает вместе все игрушки и предлагает детям разложить их на четыре группы: большой, большая, маленький, маленькая. Если ребенок правильно решает вопрос о величине предмета, но делает ошибку в родовом окончании слова, т. е. берет большую куклу и пытается подложить ее к табличке со словом большой, педагог должен дополнительно поставить вопрос какая? и обратить внимание на родовое окончание. Так же раскладываются все остальные предметы. Затем такие же упражнения выполняются с предметами, обозначаемыми существительными среднего рода и, наконец, с последней группой предметов, названия которых употребляются во множественном числе.
К концу этих занятий у детей, как правило, форми-180
руется обобщение, и они усваивают слова большой, маленький. Затруднения возникают только в связи с согласованием окончаний, для чего проводятся дополнительные упражнения в умении изменять окончания прилагательных пока еще в зависимости от поставленного вопроса.
Занятия, во время которых формируется понятие о цвете предметов, проводятся аналогично. Происходит выделение цвета, как признака предмета, чему способствует и обозначение его соответствующим написанным на табличке словом.
Чтобы облегчить усвоение, подбираются предметы разного цвета, названия которых относятся к словам мужского, женского и среднего рода. Детей упражняют в ответах на вопросы какой? какая? какое? какие?
Названия цветов закрепляются и в играх, проводимых воспитателем на занятиях по рисованию и аппликации. Дети должны наклеивать разного цвета круги, квадраты, составлять разноцветные коврики; на занятиях по рисованию они учатся различать и называть цвета карандашей и красок.
Закрепив умение выделять основные признаки предметов, необходимо научить детей одновременно ориентироваться сначала в двух, затем в трех признаках предметов. Для этого могут быть использованы изготовленные старшими детьми игрушки из бумаги: санки, дома, шапочки, чашки; из глины делаются различные овощи и фрукты. Старшие дети могут изготовить такие пособия на занятиях по рисованию, лепке, конструированию, аппликации и подарить их малышам. Некоторые рисунки и аппликации педагог изготовляет сам.