Состояние фонематических функций
Исследование фонематического восприятия (дифференциация фонем)
1) повторение серии слогов
ба па па ба га ка ка га та да да та
за са са за са ша ша са са ца ца са
жа ша ша жа за жа жа за ша ща ща ша
ча тя тя ча ща ча ча ща ся ща ща ся
ба па ба па ба па га ка га ка га ка
да та да та да та за са за са за са
ца са ца са ца са са ша са ша са ша
жа ша жа ша жа ша ча тя ча тя ча тя
ща ча ща ча ща ча ща ша ща ша ща ша
Вывод:______________________________________________________
2) Дифференциация звуков по противопоставлению (по альбому квазиомонимов)
(Покажи, где уточка, а где удочка?)
Вывод:______________________________________________________
3) Придумать предложения со словами-квазиомонимами:
Вывод:______________________________________________________
Вывод:____________________________________________________________________
_____
Особенности языкового анализа, синтеза и представлений.
1)Анализ предложения на слова (определить количество, последовательность и место слов в предложении)
Стоят теплые деньки.
Осенью часто льют дожди.
Жёлтые листья падают на землю.
Из леса вышел старик с большой корзиной.
Вывод:______________________________________________________
2) Слоговой анализ, синтез:
а) определить количество слогов в слове:
МЫТЬ ЛАСТОЧКА
КРОВАТЬ ВЕСЕЛЕЕ
ПОДНОС ТЕМПЕРАТУРА
Вывод:______________________________________________________
б) отобрать картинки, в названии которых 2 (3) слога (картинки не называются):
Картинки: дом, собака, зонт, капуста, карандаш, муха, парта, стол, портфель, велосипед
Вывод:______________________________________________________
в) назвать слово или предложение, произнесенное по словам:
СКО-ВО-РО-ДА, ЗА-МО-РО-ЖЕН-НЫЙ, КА-НА-ВА, ПО-ТО-ЛОК, ТЕ-ЛЕ-ФОН, ПО-ЛУ-ЧИ-ЛА
НА-СТУ-ПИ-ЛА ВЕС-НА. НА СТО-ЛЕ ЛЕ-ЖАТ КНИ-ГИ.
НА ДЕ-РЕ-ВЬЯХ РАС-ПУС-ТИ-ЛИСЬ ПО-ЧКИ.
О-СЕ-НЬЮ ЛАС-ТОЧ-КИ У-ЛЕ-ТА-ЮТ НА ЮГ.
Вывод:______________________________________________________
Вывод:_____________________________________________________
3).Фонематический анализ
а) выделение звука на фоне слова ("Слышишь ли ты звук___ в слове?")
Вывод:___________________________________________________
б) выделение 1-го звука из слова ("Какой 1-ый звук ты слышишь в слове_____?")
Вывод:___________________________________________________
в) выделение начального гласного под ударением:
АНЯ УТРО
ОЛЯ АСТРА
ИННА УДОЧКА
Вывод:___________________________________________________
г) выделение последнего звука из слова ("Какой последний звук ты слышишь в слове_______?")
МАК ПАЛЕЦ
КАРАНДАШ КРОВАТЬ
ДОМ ТАНКИСТ
АИСТ МИЛИЦИОНЕР
Вывод:___________________________________________________
д) определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце):
(Где ты слышишь звук , в начале или в конце слова?
Где ты слышишь звук , в начале, в конце или в середине слова?)
Вывод:___________________________________________________
е) определение последовательности и количества звуков в слове (с 3, 4, 5 звуками)
(Какой первый звук ты слышишь в слове ?
Какой звук следующий в слове ?
Какой последний звук ты слышишь в слове ?
Сколько звуков с слове_______?)
ДЫМ СТЕНА
КАША КОФТА
ШАПКА ДИКТАНТ
Вывод:________________________________________________________
з) определение места звука по отношению к другим звукам:
Какой по счету звук "Л" в словах: ландыш( ), палка( ), потолок ( ), бал( ), журнал( ).
Назови соседей звука "к" в словах: кошка( ), облако( ), солнышко( ), акробат( ).
Вывод:____________________________________________
Вывод по состоянию фонем. анализа: __________________________________________________________
4) Фонематический синтез (способность соединять в слова звуки ненарушенной последовательности)
("Послушай звуки и составь из них слово")
ч а с а л ф а вь и т
п а р к вь и с н а
сь ть и х ф у т б о л
Вывод:______________________________________________________
5) Фонематические представления
а) Придумай слово со звуком______; чтобы этот звук был
в начале слова_____________________________________________
в конце слова_____________________________________________ в середине слова__________________________________________
Вывод:___________________________________________________
б) Придумай слово, чтобы в нем было:
3 звука___________________________________________________
4 звука___________________________________________________
5 звуков___________________________________________________
6 звуков___________________________________________________
Вывод:___________________________________________________
в) Предлагается 10-12 предметных картинок ("Отложи в сторону картинки, в названии которых есть звук___ ")
Вывод:___________________________________________________
Вывод:______________________________________________________
______________________________________________________________
Общий вывод по языковому анализу:____________________________________________________
____________________________________________________________
Состояние дыхательной функции:
тип дыхания (грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
объем и продолжительность выдоха___________________________
ритмичность___________________________________________________
характер вдоха при речи_________________________________________
синхронность речевого и неречевого выдоха________________________
Характеристика голоса:
сила: чрезмерно тихий, громкий, нормальный
высота:_______________________________________________________
тембр_________________________________________________________
наличие/отсутствие монотонности_________________________________
Вывод:______________________________________________________
Особенности просодической стороны речи.
темп (нормальный, ускоренный, замедленный)
ритм (нормальный, аритмия)
употребление пауз в потоке речи_____________________________
употребление интонаций (повествовательная, побудительная,
вопросительная)
употребление ударений: словесных________________________________________________
логических________________________________________________
Вывод:______________________________________________________
Симптоматика заикания
Проявление заикания в зазличных формах речи на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших сказок
1. Шепотная речь
2. Сопряженная речь
3. Отраженная речь
4. Вопросно-ответная речь
5. Пересказ прослушанного текста с опорой на картинки
6. Рассказ по серии сюжетных картинок
7. Рассказ по картине
8. Самостоятельный рассказ
Для школьников:
9. Отражение заикания на письме - репродуктивное письмо (списывание)
10. Проявление заикания при чтении
Вывод:
1) Данные о сохранных речевых возможностях_________________
2) Частота проявления судорог______________________________
3) Проявление судорог в зависимости от речевого материала (фраза, слово)__________________________________________
слоговой структуры слова____________________________________
громкости_________________________________________________
Формы судорог:
клонические, тонические, клоно-тонические;
по локализации судорог:
дыхательные судороги: эксператорные, инсператорные
голосовые: смыкательные, размыкательные, вокальные
артикуляторные: губные, язычные, мягкого неба, смешанные
4) Наличие сопутствующих судорог мышц тела, лица, тремор, тики, синкенезии_____________________________________________
5) Сопутствующие телодвижения (произвольные, непроизвольные)________________________________________
6) Наличие лишних слов или звуков при речи (эмболофразии)_________________________________________
Другие особенности речевого поведения:
1. Степень фиксации на заикании_________________________________
2. Наличие страхов (фобий) при произнесении звуков, слов_______________________________________________________
3. Степень выраженности заикания_______________________________
4. Формы речи, при которых заикание наиболее заметно ___________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________