Бланк регистрации результатов оценки КРС
Фамилия, имя ребенка___________________________
Дата рождения__________ Дата эксперимента________
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная семейная ситуация | Тревожность в семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
Опросник. Анализ семейного воспитания (АСВ)
Любой педагог и психолог, наблюдая за семьей и ребенком, может определить тип семейного воспитания: «Балуют», «Растет как трава в поле», «Держат в ежовых рукавицах» и т.д. Однако для выявления психологических причин нарушений семейного воспитания детскому психологу требуются доказательные объективные методики. В этих целях можно рекомендовать надежную методику — опросник Э.Г. Эйдемиллера АСВ (анализ семейного воспитания). Этот опросник диагностирует тип семейного воспитания и характер его нарушений. Его рекомендуется использовать в исследовании проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении. Критериями, на основе которых складывается представление о типе нарушения семейного воспитания, служат следующие:
1. Уровень протекции (сколько сил и времени родители уделяют воспитанию ребенка): гиперпротекция — Г+, гипопротекция — Г—.
2. Степень удовлетворения потребностей ребенка (в какой мере деятельность родителей направлена на удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей ребенка): потворствование — У+, игнорирование — У—.
3. Количество и качество требований к ребенку в семье (они выступают в виде обязанностей, запретов и наказаний): чрезмерность — Т+, недостаточность — Т—.
4. Чрезмерность запретов (формирует реакцию эмансипации или предопределяет черты сенситивной или тревожно-мнительной акцентуации): 3+; недостаточность запретов (стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера): 3—.
5. Чрезмерность санкций (чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения): С+; минимальность санкций (упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний): С—.
6. Неустойчивость стиля воспитания (резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство): Н.
Результаты опроса оформляются в виде таблицы (табл. 18).
Таблица 18 Диагностика типов семейного воспитания
Характер нарушении | Уровень протек- ции | Полнота удовле- творения потреб- ностей | Степень предъявления требова- ний | Степень запрета | Стро- гость санкций |
Типы нарушений семейного воспитания | |||||
П(г+г-) | У | Т | С | ||
Потворст- вующая ги- перпротекция | |||||
+ | + | — | — | — | |
Доминирую- щая гипер- протекция | |||||
+ | ± | ± | + | ± | |
Эмоциональ- ное отвержение | |||||
_ | _ | + | + | + | |
Жестокое обращение | |||||
— | — | ± | ± | + | |
Гипопротек- ция | _ | _ | __ | ± | |
- | |||||
Повышенная моральная ответствен- ность | |||||
_ | _ | + | ± | ± | |
Примечание. «+» означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; «-» недостаточная выраженность; «±» означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность ее выраженности.
Общая схема диагностического процесса в работе с семьей
Организуя диагностический процесс, психолог исходит прежде всего из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Из всей массы методик, приведенных в этой главе, следует начинать с первичной диагностики — жалоб родителей на ребенка, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, смотреть на причины указанных нарушений.
Ряд специалистов считает, что в основе стратегии диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения (Бодалев А.А., Столин В.В., 1989):
Первое (теоретическое) — причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики и саморазвития ребенка, либо в неправильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов.
Второе (практическое) — заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем.
В ходе первичной непродолжительной психодиагностики психолог выявляет объекты, и субъекты помощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса: 1. Может ли он сам оказать помощь семье? 2. Если нет, то к каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка? 3. Кто в семье нуждается в его помощи? 4. Каков характер этой помощи?
Во-вторых, психолог должен разобраться в характере жалобы родителей, которая может быть обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. От этого зависит характер диагностических процедур (изучить личность ребенка или родителей, исследовать отношения к ребенку или межличностные отношения родителей и т.д.).
В-третьих, само общение, наблюдение за поведением родителей могут дать психологу некоторые представления о семье. Важно также узнать о том, как сами родители понимают излагаемую ими жалобу-проблему, правильно ли видят ее причины и какой помощи ждут от психолога. Жалобы родителей определяют вид помощи и участие психолога в этом процессе:
1. Психологическая неграмотность родителей — информирование, разъяснение, консультирование психолога.
2. Искаженные родительские отношения — психокоррекционная работа психолога.
3. Психопатология родителей — направление на лечение к психиатру.
4. Дисгармония психического развития ребенка — психокоррекционная работа психолога.
5. Нарушение личностного развития ребенка — второй этап диагностики и психокоррекция ребенка и родителей.
6. Задержанное психическое развитие ребенка — консультации психолога, направление к дефектологу.
7. Психическое недоразвитие ребенка — направление к дефектологу.
8. Повреждение психического развития — направление к психиатру.
9. Искаженное психическое развитие — направление к психиатру.
Психолог делает первичное заключение о семье на основе анализа жалобы родителей, которая по своей структуре имеет субъектно-объектную направленность (локус), на кого или на что жалуются родители. Родители могут жаловаться на ребенка, супруга, ситуацию, третьих лиц. Можно определить следующие объекты жалоб родителей:
1. Нарушение психического и соматического здоровья.
2. Ролевое поведение.
3. Соответствие поведения возрасту, психическим нормам.
4. Индивидуальные психологические особенности.
5. Психологическая ситуация.
6. Объективные обстоятельства.
Характер работы с семьей во многом зависит и от самодиагноза, который может быть сформулирован в следующих терминах: «злая воля», «психические аномалии», «органический дефект», «генетическая запрограммированность», «индивидуальное своеобразие», «собственные неверные действия», «собственные личные недостатки», «влияние третьих лиц», «неблагоприятная ситуация».
Разумеется, родитель, объясняющий проблемы ребенка генетической обусловленностью или злой волей, не будет хорошим помощником психолога. Можно также заранее предположить, как будут вести себя родители в зависимости от их запроса, т.е. формы ожидаемой помощи: эмоциональная и моральная поддержка, содействие в анализе, просьба об информации, просьба об обучении, просьба о помощи в избранной позиции, просьба об оказании влияния на кого-либо.
Вероятно, задача психолога — в какой-то мере ориентироваться на запросы родителей, хотя превыше всего он ставит интересы ребенка. Тактика психолога будет более эффективной, если на диагностическом этапе ему удастся определить основные поведенческие синдромы родителей, от самых тяжелых и редких до весьма распространенных.
1. Подозрения на душевные заболевания:
а) сбивчивое, путанное изложение, нелогичность, бредовые идеи, галлюцинации;
б) неучет реакции консультанта;
в) отсутствие эмоциональных и поведенческих подтверждений самодиагноза;
г) исключительная психологичность проблем, формулируемых клиентом;
д) нереалистичность запроса.
2. Синдром поиска социальных союзников:
— много жалоб, субъективный локус которых — «третьи лица»;
— проблема клиента: привести их поведение в соответствие с законом, моралью, справедливостью;
— запрос: помогите повлиять, как заставить и т. п.,
— отношение к субъекту жалобы чаще негативное;
— отношение к консультанту утилитарное.
3. Синдромы детского неблагополучия и родительской тревожности:
— жалобы на ребенка;
— фаталистический самодиагноз;
— хочет помочь, но бессилен;
— просьба помочь ребенку;
— отношение к ребенку жалостливое, пессимистичное;
— отношение к консультанту деловое;
— гиперболизация нарушений у ребенка при отсутствии довольно значимых подтверждений.
4. Синдром нелюбящего родителя:
— жалобы те же, что в предыдущем случае;
— в объектном локусе жалобы подчеркнуто несоответствие поведения ребенка должному;
— в качестве самодиагноза: «злая воля»;
— добавляются: «аномалия», «генетическая запрограммированность»;
— отношение к ребенку с антипатией, неуважением;
— отношение к консультанту — рентное;
— запрос: помогите переломить, переформировать, исправить.
5. Синдром неуверенного родителя:
— жалоба на ребенка;
— несоответствие ребенка идеалу;
— самодиагноз — неверные действия, слабость;
— проблема: не знаю, как...;
— запрос: помочь в выработке позиции и эмоциональной поддержке;
— отношение к ребенку с симпатией, но без достаточной близости;
— отношение к консультанту адекватное.
6. Синдром личностного неблагополучия:
— жалоба на свои переживания и состояние, неадекватные эмоции, неправильные действия (похоже на состояние неврозов).
Психодиагностика семьи и семейного воспитания не является самоцелью, она является основой для оказания индивидуализированной адресной помощи родителям и поэтому требует вдумчивого исследовательского подхода психолога. Полученные данные полезно время от времени систематизировать. Было бы полезно ежегодно проводить общий анализ полученных данных, выделяя ключевые родительские проблемы, аспекты детско-родительских отношений. Следует продумать и систему хранения информации.
магнитофонные записи, карточки, сводные графики, таблицы и др. Любая диагностическая информация — это повод к размышлению и практическому действию.
Контрольные вопросы
1. Какова схема диагностического процесса в работе с семьей?
2. В каком случае требуется психодиагностика личности родителей?
3. Какие методы можно использовать для изучения психологической атмосферы семьи, отношения к ребенку, тип семейного воспитания? В чем суть получаемой диагностической информации?
Темы для семинарских занятий
1. Диагностика семьи и семейного воспитания.
2. Практикум по использованию различных диагностических подходов в работе с семьей.
3. Семья как объект психологической диагностики.
Задания для самостоятельной работы
1. Сделайте анализ потребностей (запросов) родителей в психологической помощи.
2. Составьте психологическую характеристику семьи.
3. С помощью теста Т. Лири исследуйте представления родителей о своем ребенке.
Литература
Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование проблемы психического развития детей. М., 1990.
Овчарова Р. В. Школьный психолог и семья ученика. Архангельск, 1993.
Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. К.М.Гуревича. М., 1998.
Глава 2
ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
2.1. МОДЕЛИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать психолог в процессе консультирования.
1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъект жалобы в таком случае обычно ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
1. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.
3. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.
4. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача консультирования — диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.
5. Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
Детский психолог, вероятно, может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений.
2.2. ТЕХНИКА СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования не только выясняются проблемы клиента или семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне. Консультация — это прежде всего общение, установление эмоциональных контактов психолога с семьей. Определенная динамика этих контактов создает условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности.
Процесс консультированияможно разделить на пять фаз: установление контакта, определение проблемы, рабочая фаза, фаза принятия решения и действий, обратной связи.
I фаза— установление контакта с клиентом. Итог: определение границ взаимодействия с ним. Осуществляется в первичной консультативной беседе. На этой фазе устанавливаются дистанция общения, его составляющие. Психолог еще до беседы наблюдает за контактом родителей с ребенком; определяет тип их поведения в коммуникации с ним; особенности реакции детей и родителей в диаде; характер вербальных и невербальных контактов; способы регулирования и оценки поведения ребенка.
В первичной беседе определяется характер отношения родителей к психологу (деловое, рентное, игровое) и устанавливаются границы взаимодействия психолога с семьей.
Опытный психолог уже при первой встрече в ходе общения может получить информацию об истории развития ребенка, воспитательном потенциале семьи, типе семейного воспитания, педагогическом кредо родителей. Эта фаза демонстрирует клиенту возможности психолога (которые не следует преувеличивать), в тех процедурах, которые будут совершаться, дает установку на серьезную, продолжительную работу самой семьи.
II фаза— определение проблемы клиента, проблемы (боли) семьи. Итог: согласие клиента и психолога в понимании проблемы. На этом этапе клиент сам определяет проблему на языке трудностей, психолог проясняет ее, обозначив как реальную проблему. Клиент и консультант, обсуждая альтернативные гипотезы, приходят к единому мнению, и клиент принимает проблему. Можно представить клиенту право формулировать не от своего лица, а относительно «третьих лиц». Важно на этом этапе прийти к согласию в понимании проблемы-дилеммы; в противном случае приходится снова начинать весь консультативный процесс.
Неопытный консультант на этой фазе торопится навязать свой вариант интерпретации проблемы, слишком быстро обнажает ее в глазах клиента, часто перебивает его, увлекается морализированием, переступает границы дозволенного в вопросах. Этим он нарушает возникшую хрупкую эмоциональную связь, вызывает у родителей чувство вины и усиливает их душевную боль.
Характер беседы (управляемое стандартизированное интервью, неуправляемое интервью — эмпатическое слушание) определяется целями консультирования, индивидуальными особенностями клиента и принятым психологом теоретическим подходом (гуманистическая психология, гештальтпсихология, бихевиоризм).
III фаза— рабочая. Итог: новое понимание клиентом проблемы.
Для этой фазы характерна следующая динамика: структурирование раппорта, создание невроза клиента в контролируемых условиях, перенос и сопротивление клиента, выход клиента из трансфера (переноса) и приобретение им суверенитета. Наглядно динамику этой фазы можно изобразить следующим образом:
— признаки переноса, указывающие на успех консультативного процесса, проявляются в поведении клиента: оказывает знаки внимания психологу, меняет внешность, просит чаще встречаться, расширяет базу общения, характеризует психолога как знающего специалиста и близкого человека;
— признаки контрпереноса (перенос консультанта): думает о клиенте после консультации, обсуждает случаи с коллегами, делится впечатлениями об успехе, сердится и беспокоится, забывает имя клиента, не хочет идти на прием, использует случаи в качестве хрестоматийного примера.
Для эффективного консультирования трансфер клиента и психолога необходимы, но превышение их меры может приводить к обратному эффекту. Клиент становится зависимым от консультанта и не может обрести суверенитет. Психолог при высоком уровне контрпереноса теряет свою самоценность, а вместе с ней и профессиональные способности.
IV фаза— принятие решения и действия. Итог: эффективное поведение клиента в естественной ситуации.
На этой фазе психолог, опираясь на определенную консультативную теорию, разрабатывает план действий, стратегию своего поведения, которая подводит клиента к поиску и нахождению выхода из создавшейся ситуации. Найдя оптимальное для себя решение, приняв его как собственное, обретя самостоятельность и уверенность в себе, клиент принимает решение действовать. Вместе с психологом он исследует и сортирует различные способы действий, выбрав, наконец, определенный вариант для себя. Затем он проверяет этот вариант в естественных условиях, а не в ситуации консультирования. При наличии успеха он генерализует свое решение на поведение в целом.
V фаза— обратная связь. Итоги: удовлетворение клиента процессом и результатами консультирования.
Частично эту информацию психолог получает уже в процессе консультирования, когда наблюдает поведенческие признаки трансфера. Он может проводить катамнез и целенаправленно организует повторные эпизодические встречи, поддерживающие клиента и дающие психологу уверенность в правильности избранной стратегии и тактики консультирования. Ориентируясь на принцип обратной связи, психолог должен реализовать следующие требования к консультативной информации: конкретность и конструктивность ее содержания; адресование конкретному лицу; констатирующий, своевременный и потребностный характер. При проведении консультаций многие психологи часто применяют магнитофоны и диктофоны, специальные стандартизированные бланки для семейного консультирования, протоколирование бесед ассистентами, использование которых позволяет глубже анализировать динамику процесса, его эффективность. Стратегией консультанта должно быть не стремление разоблачить клиента, выяснить, кто в семье прав, а кто виноват, а облегчить и снять душевную боль клиента.
Психолог может избрать разные типы поддержки клиента: влиятельный или внимательный, спрашивающий или утверждающий, ставящий анализ и стремящийся к пониманию. Влиятельный психолог, представляющий клиента слабым, будет снабжать его энергией, оптимизмом, передавать ему силу. Внимательный консультант, ведущий консультирование по типу «роджерианского интервью», внешне выглядит пассивным. Спрашивающий психолог активен, задает много вопросов. Он находится в более выгодном положении, чем утверждающий. Ставящий диагноз больше рискует, он чаще использует суггестивные методы воздействия. Психолог, стремящийся понять клиента, прежде всего ориентирован на достижение с ним согласия.
В процессе работы психологу необходимо отрабатывать специальные навыки и умения ставить открытые и закрытые вопросы; фиксировать внимание на главных мыслях клиента, его чувствах; следовать в беседе за логикой клиента; овладевать умениями перефразирования (прояснения смысла) и суммирования важнейших высказываний; выразительного молчания (внимание, акцент значимости, напряженная пауза, отрицание); совместного принятия решений. Немаловажное значение имеет развитие невербальных способов общения, демонстрирующих заинтересованность, внимание, сочувствие, доверие клиенту: глазной контакт, улыбка, поза, мимика, тембровые окраски голоса, интонация и др. Психолог должен научиться искренне выражать свои чувства и управлять ими, не допускать введения в консультативный процесс свободного светского диалога, чрезмерного самораскрытия, с одной стороны, и закрытости — с другой. Не следует жестко придерживаться первоначальной гипотезы, так как она может оказаться ложной. Надо постоянно избегать без должной мотивировки лобовых вопросов, игнорирования или дискредитации мнения собеседника, монологичности и авторитарности.
Подводя итог по обсуждаемой проблеме, уточним еще раз черты неэффективного и мудрого консультирования.
Неэффективное консультирование | Мудрое консультирование | ||
Встреча психолога с клиентом не происходит. | Психолог верит в уникальность и способность клиента самому найти выход. | ||
Не устанавливается оптимальный раппорт. | Вербальными и невербальными способами он демонстрирует это своему клиенту. | ||
Психолог не слышит, не видит и не чувствует клиента. | Эмоционально поддерживает клиента. | ||
Он бестактен в высказываниях. | Осуществляет эмпатическое слушание. | ||
Не дает возможности высказаться клиенту. | Происходит встреча клиента с психологом, они обмениваются посланиями. | ||
Подозревает клиента в плохих поступках. | Психолог уважает право клиента и соблюдает меру, дистанцию и границу общения. | ||
Пытается разоблачить его или морализирует. | Умело субъективирует и объективирует ситуацию клиента. | ||
Неэффективное консультирование | Мудрое консультирование | ||
Слишком быстро вскрывает проблему. | В определении проблемы двигается вслед за логикой клиента. | ||
Не сверяет правильность своих выводов с мнением клиента. | Не торопится с выводами и рекомендациями, создает условия для инсайта клиента. | ||
Навязывает клиенту свое решение. | Вызывает в клиенте желание сотрудничать. | ||
Дает скоропалительные советы. | Стремится к пониманию и совместному решению проблем. | ||
Вызывает в клиенте желание спорить, оправдываться, скрывать правду, усугубляет чувство вины или душевную боль. | — | ||
Жестко придерживается первоначальной гипотезы. Ставит «диагноз» и предлагает «лечение». | — | ||
В этом разделе книги мы остановились лишь на общих характеристиках техники семейного консультирования. Конкретные психологические средства и приемы будут описаны далее.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные детерминанты жалоб родителей при психологическом консультировании?
2. В чем состоят сущность и методика эмпатического слушания?
3. Каковы типы отношений родителей к психологу, консультанту и их поведенческие синдромы?
Темы для семинарских занятий
1. Семейное консультирование и семейная психотерапия — методические аспекты.
2. Методика консультативных бесед психолога о гуманизме семейных отношений.
3. Методика психоанализа семейных отношений.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте реферат по позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана.
2. Разработайте примерную картотеку-схему семейной консультации
3. Обдумайте варианты профессионального поведения психолога в случае «ректной» установки консультируемой семьи.
Литература
Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. М., 1988.
Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт / Пер. с англ. М., 1994.
Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. М., 1992.
Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989.
Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / Пер. с англ. М., 1993.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
Глава 3
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
3.1. РОДИТЕЛЬСКИЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ*
* Использованы материалы Московского консультативного центра.
Независимо от особенностей основного нарушения во взаимоотношениях «родитель — ребенок», обратившиеся к психологу родители, как правило, занимают неверную позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны. Причины неэффективного родительского отношения:
— педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
— ригидные стереотипы воспитания;
— личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
— влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.
Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции. В этих целях создаются родительские группы.
Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними, во-первых, а личные проблемы участников группы — лишь во-вторых, и в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.
По стилю ведения коррекции — группы структурированы, т.е. темы для обсуждения, игровые и домашние задания предлагают ведущие. Таким образом, они занимают более авторитарное и лидирующее положение.
Основной метод групповой коррекции родительских отношений — когнитивно-поведенческий тренинг,осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.
Обоснование метода: семья — целостная система. Именно поэтому проблемы диады «родитель — ребенок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы с родителями является повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе.
В группе участвуют от 10 до 15 родителей (оба или один). Занятия проводятся один раз в неделю в течение четырех часов. Весь курс (10 занятий) составляет 40 ч. Параллельно работает детская группа, в которой могут заниматься 5—8 детей от семи до десяти лет.