Разработка тестовых заданий по предметам психолого-педагогического цикла
Задание 1.«Решаем тест».
Содержание. Решение серии тестовых заданий и определение особенностей методики составления.
Инструкция. Задание выполняется поэтапно. Вначале изучите следующие источники.
Литература
Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. — М., 1998.
Морева Н.А. Дидактические тесты на зачете по педагогике и частным методикам //Дошкольное воспитание. — 1994. — № 12.
Оконъ В. Введение в общую дидактику. — М., 1990.
Затем решите тестовые задания и выделите особенности их построения. Анализ проводите с опорой на следующие вопросы:
- Каков вид тестового задания?
- Какова микроструктура тестового задания (наличие информационного поля, поля вопроса, поля ответа)?
- Как подается инструкция?
- В какой формулировке дано содержание задания?
- Соблюдена ли логическая форма высказывания при формулировке задания.
- Насколько форма построения тестового задания соответствует принципу однозначности (наличие/отсутствие двусмысленных формулировок)?
- Действует ли в ответе «закон исключения лишнего» (есть/ нет формулировка типа «все ответы правильные», «правильного ответа нет»)?
Примеры вариантов тестовых заданий.
1. Из предложенных вариантов выберите правильные. Проблемное обучение способствует:
а) формированию умений принимать решение;
б) развитию мышления учащихся;
в) сокращению затрат времени на изучение материала;
г) быстрому запоминанию фактов, понятий;
д) развитию умений анализа и синтеза.
2: а) какой из перечисленных методов не принадлежит к описанной классификации: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, программированный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский;
б) назовите авторов данной классификации методов обучения;
в) из чьей классификации заимствован «лишний» метод?
3. Что в большей мере достигается при использовании видеофильма? Из предложенных выберите ответы, соответствующие вашему мнению:
а) видеофильм позволяет активизировать деятельность студентов;
б) видеофильм способствует развитию речи учащихся;
в) видеофильм оказывает помощь в развитии аналитических умений студентов;
г) видеофильм способствует развитию зрительной памяти учащихся.
4. Понятие «педагогическая технология» в современной образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях. Выделите эту последовательность, проставляя номер в прямоугольнике, а также определите, кто из исследователей выделил эти уровни, обведя кружком фамилию дидакта: •
О частнометодический (предметный) В. П. Беспалько П общепедагогический (общедидактический) М.В.Кларин П локальный (модульный) М.А.Чошанов
Б.Т.Лихачев Г. К. Селевко
5. Реализовать советы по активному слушанию позволяют две заповеди. Допишите недостающее в их формулировках:
а) Лучший собеседник не тот, кто..., а тот, кто...слушать.
б) Люди склонны слушать другого только...
6. П. Ф. Каптерев по праву считается одним из основоположников средней профессиональной школы. В какой из его работ есть строчки, звучащие актуально и по сей день: «Деятельность преподавателя есть деятельность сложная, в ней есть элементы и чисто научные, объективные, и чисто личные, творческие элементы педагогического искусства и таланта»? Обведите кружком номер правильного ответа:
а) «Педагогика — наука или искусство»;
б) «О свойствах учителя»
в) «Система школ»;
г) «Хороший урок»;
д) «О формах педагогического метода».
Задание 2.«Составляем тест».
Содержание работы. Разработка системы тестовых заданий для итогового теста по отдельной теме учебной дисциплины (по выбору студента).
Инструкция. Итоговый тест может содержать от 20 до 60 заданий в зависимости от сложности и объема учебной информации, которая составит основу теста. Обменяйтесь разработанными тестами, решите их, выскажите свое мнение по поводу их пригодности для контрольной проверки знаний студентов колледжа.
При разработке тестовых заданий обратите внимание:
- на формулировку цели тестирования;
- механизм проведения тестирования;
- выработку системы оценивания;
- видовое разнообразие тестовых заданий;
- ключевые позиции конструирования заданий;
- определение содержания спецификации теста.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4 Разработка заданий для организации тематического зачета
Задание.Разработка заданий для организации тематического зачета по одной из тем курса «Дошкольная педагогика». Содержание работы.
1. Составление вопросов по теме для контрольной проверки знаний.
2. Разработка мини-задания для организации зачета в виде конкурса или КВНа.
Методические рекомендации.
1. При подготовке задания определите, какую форму опроса вы будете предлагать студентам педагогического колледжа на зачете.
2. Составьте вопросы, требующие прямого (репродуктивного) и преобразующего воспроизведения содержания материала, которые должны быть логически последовательными, четко сформулированы и предложены в определенной очередности.
3. Отобранные вопросы структурируйте для конкретной формы контроля на зачете (система «вопрос —ответ», коллоквиум, контрольная работа и т.д.).
4. Составляя карточки-задания, обратите внимание на следующее:
- на количество заданий в каждой карточке и их характер в соответствии с этапами усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков;
v - задания должны быть четкими, краткими, разной степени 'трудности;
- в связи с требованиями активизирующего обучения задания должны стимулировать познавательные интересы и интеллектуальные умения студентов.
5. Следует учесть, что любые контрольные задания формируют у студентов умение систематизировать содержание учебной информации в определенном направлении, а также развивают их творческие способности.
6. При подборе и разработке мини-заданий для конкурса следует помнить, что:
- конкурс — интеллектуально-творческая игра, поэтому задания должны быть интересными, разнообразными, в оптимальной форме концентрировать и интегрировать знания студентов педагогического колледжа по предложенной теме;
- конкурс в определенной .мере должен смоделировать будущую профессиональную деятельность студентов;
- конкурс должен способствовать поисковой деятельности студентов в процессе контрольной проверки знаний;
- в структуру конкурса может быть включена следующая система мини-заданий: «Вопрос —ответ», «Ваше мнение», «Продолжи обучение», «Отгадай ребус» и др.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5