Основные идеи гуманно-личностной педагогики
Краткая биография Ш.А.Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили – грузинский педагог и психолог, почетный академик Российской академии образования, руководитель лаборатории гуманной педагогики при Московском государственном педагогическом университете. Шалва Александрович Амонашвили родился в 1931 году в
г.Тбилиси (Грузия). Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. В 60 - 70-х годах возглавлял массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием ""Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". Его система "Школа жизни" рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.
Амонашвили Ш.А. - автор книг, переведенных на многие языки: "Педагогическая симфония", "В школу с 6 лет", "Школа жизни", "Созидание человека" и другие. Совместно с академиком, членом-корреспондентом РАО Д.Д. Зуевым издает 100 - томную "Антологию гуманной педагогики" (издано 35 томов). Свою систему обучения он начал разрабатывать более сорока лет тому назад. Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси. В ней он в 1961 году первым в СССР начал эксперимент по работе с детьми-шестилетками. Цель у эксперимента была одна – вырастить просто хороших людей. Шалва Александрович считает, что она была достигнута. Сегодня по методике Амонашвили работают школы во многих странах мира. Кроме России (несколько крупных городов) – в Литве, Эстонии, Казахстане, Чехии, Болгарии, Словакии. Над входом в московскую школу № 200 – школу Амонашвили – вместо традиционного «Добро пожаловать!» – другая надпись: «Школа Вам рада». Но вот в московском комитете образования говорят, что в этой школе не были ни разу, а Амонашвили новатором не считают...
Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим педагогам, которые хотят избавиться в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной педагогики.Амонашвили покоряет даже далекого от научных изысканий в сфере педагогики и психологии человека, своей любовью к детям, искренним желанием, как можно лучше понять их и создать самые оптимальные условия для обучения. Педагогика по Ш.А. Амонашвили действительно «экологически чистая, как свежий воздух на пороге школы, когда после уроков выходишь из ее сутолоки и духоты».
Основные идеи гуманно-личностной педагогики
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:
1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.
2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не столько научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.
3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.
6. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).
Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни»
Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей».
Отсюда и соответствующие акценты:
Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:
1. Уроки познавательного чтения.
2. Уроки письменноречевой деятельности.
3. Уроки родного языка.
4. Уроки математических воображений.
5. Уроки духовной жизни.
6. Уроки постижения красоты.
7. Уроки планирования и деятельности.
8. Уроки смелости и выносливости.
9. Уроки о природе.
10. Уроки о мире наук.
11. Уроки общения.
12. Уроки иностранной речи.
13. Уроки игры в шахматы.
14. Уроки компьютерной грамотности.
Очевидно, что работать в режиме подобного учебного плана может не только верящий в идеи гуманной педагогики, но и целенаправленно подготовленный учитель.
7. Гуманное педагогическое мышление требует адекватных понятий, оно непосредственно связано с убеждениями личности, занимающейся его теоретическим обогащением или практическим осуществлением. Вот почему переориентация учителей от традиционно-авторитарных подходов на гуманное педагогическое мышление есть важнейшая проблема дела развития образования в современных условиях.
8. Гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета от Сергия Радонежского до В.И. Вернадского; он питается жизненным источником мировой педагогической мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня, он несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л.С.Выготского и Д.Н. Узнадзе до Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.