Отличие воспитания от других процессов, организуемых и осуществляемых человеком

Процесс воспитания отличается от других процессов прежде всего тем, что в нем объект воздействий является одновременно и субъектом формирования качеств, которые планирует развивать

воспитатель. Даже в случае авторитарного воспитания те или иные качества личности формируются в конечном счете в результате деятельности самого воспитанника - в результате его внутренней духовной деятельности.

Кроме того, в педагогической литературе указываются и такие особенности, как многофакторность (зависимость результатов от многих, нередко противоречивых факторов), длительность (осуществляется в течение всей жизни индивида), перспективность (формирование личности осуществляется с учетом требований к человеку в достаточно отдаленном будущем, когда человек вступит в пору активной социальной деятельности), кощентризм или комплексность процесса воспитания (качества личности формируются не поочередно, а одновременно), преобладание организаторских форм деятельности воспитателя.

Есть необходимость специально остановиться на такой особенности процесса воспитания, как ступенчатость. Она характеризуется чаще всего как переход воспитанника от ступени представления о том или ином качестве к понятию и далее к формированию умения поступать в соответствии с усвоенными понятиями и выработке привычек правильного поведения. В соответствии с этим представлением о ступенях (этапах) процесса формирования определенных форм поведения (привычек) составляется представление и о последовательности воспитания вообще: сначала усваиваются знания о правилах и нормах поведения, затем вырабатываются умения вести себя должным образом и, наконец, путем систематических упражнений вырабатываются привычки правильного поведения. Однако такая последовательность носит умозрительный характер, например, далеко не все ведут себя правильно, зная правила поведения и умея правильно вести себя.

Значит, последовательность воспитательного процесса, его ступеней (этапов) иная. Начинается воспитание, формирование качеств личности с эмоциональной ориентации, возбуждения положительного эмоционального отношения к определенной форме поведения. На важность возбуждения соответствующего эмоционального состояния у воспитанника до усвоения им знаний о вырабатываемом качестве особо указывал К.Д. Ушинский. Вторым этапом является выработка умения правильно выполнить действие, т.е. фактически поступать правильно. На этой основе у ребенка формируется представление о правильной норме поведения. И далее вырабатывается привычка правильного поведения в ходе многократного выполнения действия при положительном к нему отношении. Усвоение (формирование) понятия - последующая ступень процесса воспитания. На основе усвоенных понятий организуется опыт общественного поведения и усваиваются основы этики, эстетики, политических теорий и других наук о человеческих отношениях и об обществе.

Таким образом, последовательность процесса воспитания можно схематически представить следующим образом: эмоциональная ориентация → выработка умений → формирование представлений и выработка привычек → усвоение понятий и организация опыта общественного поведения → усвоение основ наук об обществе и формирование мировоззрения.

Выделение этих ступеней весьма условно. В реальном воспитательном процессе границы между ними трудно, а иногда и невозможно определить.

В поисках ответа на вопрос, из чего состоит процесс воспитания (на какие элементарные «отрезки», обладающие всеми признаками целостного процесса, его можно «разделить»), исследователи выделили его часть, заключенную между двумя коррекциями, направленными на восстановление его оптимального течения. Эта часть была названа педагогической ситуацией*. Осмысленная педагогическая ситуация «с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности» называется педагогической задачей. Само возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое**.

* См., например: Битинас Б. Структура процесса воспитания. - Каунас, 1984.-С. 10.

** СластенинВ. А. и др. Педагогика. - М., 1997. - С. 337.

При этом процесс воспитания можно определить или как взаимосвязанную цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результативности предыдущей (Б. Битинас), или как непрерывную цепь решения взаимосвязанных задач, которые являются задачами (или самостоятельными элементами задач) социального управления (Л.Ф. Спирин).

В обоих случаях основу элементарной единицы воспитательного процесса составляет воспитательное действие, которое осуществляется с определенной целью, при использовании определенных средств и методов. Оно не отождествляется с воздействием воспитателя. Существенной особенностью педагогической задачи по сравнению с другими является то, что ее решают два субъекта - воспитатель и воспитанник, причем предмет задачи совпадет с субъектом-воспитанником, а решена она может быть только посредством руководимой учителем активности воспитанников, их деятельности.

Однако следует иметь в виду, что процесс воспитания протекает и в момент отсутствия воспитательного действия. Ожидаемое действие и последействие выполненного действия столь же значительны в обеспечении непрерывности воспитания, как и реально осуществляемые. Более того, во многих случаях действия педагогов лишь затрудняют достижение педагогических целей.

Может быть, и в самом деле истинное воспитание, подлинное формирование личностных качеств как раз и происходят в период не прямого воспитательного воздействия (коррекции), а в перерывах между воспитательными действиями? Ведь лишь в этом случае воспитание - не формирование определенного способа реагирования на положительные и отрицательные стимулы, а сознательное (для малышей - осознаваемое) формирование личности.

Наши рекомендации