Задания для самостоятельного усвоения темы. 1. Что такое управление, внутришкольное управление и внутришкольный менеджмент?
1. Что такое управление, внутришкольное управление и внутришкольный менеджмент?
2. Назовите основные признаки государственного управления образованием.
3. Дайте характеристику основных компонентов школы как системы и объекта научного управления.
4. Каковы функциональные обязанности руководителей общеобразовательной школы? В каких документах определены обязанности должностных лиц?
5. В чем состоит роль и каково содержание педагогического анализа управления школой? Что является объектом педагогического анализа?
6. Дайте характеристику деятельности педагогического совета школы, совещания при директоре школы, ученического комитета.
7. Чем отличается педагогический коллектив школы от других коллективов?
8. В чем проявляется специфика семьи как воспитательного коллектива и педагогической системы?
9. Что означает термин «инновационные процессы» в образовании?
10. Какова основная цель аттестации педагогических работников? Какие предусмотрены формы стимулирования деятельности учителей по результатам аттестации?
11. В начале учебного года молодой директор школы пригласил к себе в кабинет своих заместителей и сказал: «Давайте поделим свои обязанности и функции. Вы, - обратился он к завучу, - возьмите контроль за учебной и методической работой. Организация и контроль воспитательной работы за Вами, - сказал он завучу по внеклассной и внешкольной работе. А я буду заниматься хозяйственными делами. Договорились?»
Проанализируйте подход директора к своим функциям и обязанностям. Каковы же основные функции директора школы? В каком документе определены формы руководства школой и контроля за всей деятельностью ее звеньев.
12. Был у нас трудный 10 «А», набранный из разных школ. Класс держался развязно даже с директором, которого дерзко окрестили «Звероловом», а классный журнал почему-то «Лесной книгой». Как-то я пошла с ним в 10 «А» на историю. На дверях кто-то вывел: «Оставь надежду, всяк сюда входящий…»
- Видали, - лукаво кивнул директор. Войдя в класс, снял очки, строго взглянул на ребят.
- А все-таки я не теряю надежды. – говорил он просто. Все у него было важно.
- Вопросы есть? - спросил он в конце?
- Я не расслышал, какие провокаторы: гнусные или грустные?
- Остроумно, Плотников! Вот ты и будешь вести урок юмора в школьной газете.
- Верно, - загалдели ребята, - только он не Плотников, а Столяров.
- Да-да, был у меня такой Плотников… Вроде тебя, - он указал на Столярова, - веселый, смышленый. Сейчас директор крупного завода.
- Ну, а теперь заполним «Лесную книгу», - сказал директор. И класс восхищенно замер.
- Волков. Вопрос понят и раскрыт достаточно…убийственно. Четверка.
- Медведеву – пять! За грамотно внесенную поправку: камешек в мой огород.
- Столярову – пять! Впредь не строй дурачка, все равно знаю, что умный…
- Я хочу извиниться, - сказал Столяров, когда ребята вышли из класса.
- А измениться не хочешь?
(Ильин Е.Н. А можно помечтать о директоре // Учит газета, 1984. - 10 июля).
Проанализируйте методику общения директора с десятиклассниками.
В чем причины результативности воздействия педагога на ребят?
Библиографический список
1. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 1991. – 154 с.
2. Закон РФ «Об образовании». – М., 1992.
3. Конаржевкий, Ю. А. Внутришкольный менеджмент / Ю. А. Конаржевский. – М., 1993. – 190 с.
4. Орлов, А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе / А. А. Орлов. – М., 1990-1991. – 423 с.
5. Симонов, С. Е. Педагогический менеджмент (50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами). 3-е издание / С. Е. Симонов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 430 с.
6. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1982. – 206 с.
7. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. – М., 1992. – 235 с.
8. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. – М., 1999. – 320 с.