Развитие координационных способностей волейболистов
Выполнение любого технического приема строится на основе старых координационных связей. Чем больший запас разнообразных двигательных навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование ее в постоянно изменяющихся ситуациях. В связи с этим, основной путь развития координационных способностей - это обогащение спортсменов все новыми разнообразными навыками и умениями, развитие координации.
При развитии координационных способностей необходимо выполнять следующие положения:
• упражнения на развитие координационных способностей требуют повышенного внимания, точности движений, и поэтому лучше всего проводить их в начале основной части тренировки;
• упражнения в каждом учебно-тренировочном занятии должны быть в достаточной степени трудны в координационно-двигательном отношении (изменение исходных положений, усиление противодействий, изменение пространственных границ, скорости или темпа движений, переключение с одного движения на другое и т.д.);
• объем упражнений и длительность серий в рамках одной тренировки должны быть небольшими, т.к. большой объем и длинные серии быстро утомляют нервную систему, в результате чего снижается тренирующее воздействие;
• дети гораздо быстрее, чем взрослые, овладевают навыками, поэтому в юном возрасте необходимо развивать общие координационные способности с помощью подвижных и спортивных игр, общеразвивающих, гимнастических и легкоатлетических упражнений, выполняемых в необычных условиях, на местности и т.д.
Для развития координационных способностей используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков (общих координационных способностей), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальные координационные).
Примерные упражнения для развития ловкости:
• Бег через барьеры различной высоты.
• Бег на скорость различными способами с изменением направления.
• По наклонной лестнице взобраться вверх на четвереньках.
• Пролезть между рейками лестницы.
• Вращение мяча на шнуре на разной высоте - подныривание, перепрыгивание под шнуром и через шнур.
• Кувырок через плечо, через голову вперед-назад (после кувыркания прием или передача мяча).
• Бросок-кувырок вперед, затем прием или передача мяча.
• Прыжки через гимнастическую скамейку с поворотом на 90°, 180°, 360° (после поворота прием или передача мяча).
• Блок, поворот на 180° - прием мяча с падением.
• Удары по подвешенному мячу с поворотом в прыжке на 90°.
• Выполнение нападающих ударов «неловкой» рукой.
Способность расслаблять мышцы позволяет избавиться от излишней напряженности, а, следовательно, быстрее и правильнее выполнять движения. Важным моментом при выполнении упражнений на развитие координационных способностей является воспитание психологической настроенности на конечный результат - превзойти свой результат в последующей попытке, результат партнера. Чтобы определить уровень развития координационных способностей существуют контрольные упражнения. Среди них:
• Старт (на расстоянии 2 м от места старта лежит набивной мяч); на бегу подобрать мяч, нести его 3 м; далее катить его «зигзагом», огибая 4 стойки; поднять мяч, держать в руке и бежать в противоположном направлении 2 м; далее кувырок вперед; прыжок через банкетку (скамейку/стул); проползти под следующей банкеткой; бег спиной вперед, обегая три стойки, и финиширование. Общая длина дистанции 20 м (10 м в одном направлении, 10 м в другом).
• Бег на ловкость по периметру одной стороны площадки против часовой стрелки. Набивные мячи (1 кг) лежат на линии нападения: один в середине площадки, два других - на расстоянии 1 м от боковой линии. Две банкетки стоят перпендикулярно сетке между зонами 2-3 и 3-4 у сетки.
Выполнение: старт из зоны 1 из положения упор присев: кувырок вперед; рывок до набивного мяча; взять мяч и с разбега бросить двумя руками через сетку в зону нападения; пролезть под банкеткой, взять второй мяч и далее те же действия, что и в начале испытания. После броска третьего мяча через сетку - падение (перекат на грудь - живот, бедро - спину) и финиширование бегом спиной вперед по боковой линии до лицевой (с).
• На высоте 80% от максимального прыжка волейболиста и на расстоянии 80-100 см от середины центральной линии натягивается веревочка. В центре противоположной площадки маркируется мишень размером 1x1 м. Спортсмен выполняет 10 бросков теннисного мяча в мишень, преодолевая препятствие с разбега в прыжке (количество попаданий).
• Волейболист имитирует блокирование, затем падение (для женщин 1 раз отжаться) и выполняет передачу мяча (после каждого раза действий) с 8, 6, 3 м на точность в цель, по 10 разе каждой точки. Передача мяча с оптимальной траекторией. Цель с 8 м - диаметр 1 м, с 6 м - 0,75 м, с 3 м - 0,5 м. Мишень на стенке (количество попаданий).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из рассмотренного выше материала, мы можем сделать следующие выводы:
1. Как нам стало известно из данного исследования, волейбол – это командная игра, поэтому для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды. Деятельность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, но при этом все их действия должны быть согласованы и скоординированными, поэтому развитие координационных способностей у волейболистов играет основополагающую роль для достижения положительного результата.
Координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.
Координационные способности имеют определенные характеристики, разделенные на качественные и количественные стороны. К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а количественным - точность, скорость, экономичность и стабильность (устойчивость) движений. Данные признаки координационных способностей проявляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Поэтому при их определении, кроме единичных, широко используются и комплексные характеристики, с помощью которых о степени развития координационных способностей судят одновременно по двум или нескольким признакам.
Для волейболистов развитие координационных способностей имеет огромное значение. Выполнение любого технического приема в волейболе строится на основе старых координационных связей. Чем больший запас разнообразных двигательных навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование ее в постоянно изменяющихся ситуациях. В связи с этим, основной путь развития координационных способностей - это обогащение спортсменов все новыми разнообразными навыками и умениями, развитие координации.
Для развития координационных способностей используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков (общих координационных способностей), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальные координационные). В процессе игры на спортсменов действуют определенные раздражители: фактор чужого поля, сложная траектория полета мяча, плохое освещение, начало матчей не вовремя, некорректные отношения внутри команды и др. Соревнования проходят при зрителях, симпатии которых к командам могут быть разделены поровну, или преимущественно своей команде, или сильнейшей, или слабой команде. Воздействие зрителей на спортсменов велико: оно способствует содержательной, эмоциональной игре обеих команд, или подавляет действия игроков (игрока) одной команды и дает эмоциональный заряд другой команде. Координационные способности, отработанные до автоматизма помогают справиться со всеми раздражителями, действующими на волейболистов во время игры, и делают игру спортсменов результативной и зрелищной. Таким образом, мы можем определенно сказать, что выдвинутая нами гипотеза, заключающаяся в том, что координационные способности являются основой эффективной и результативной игры волейболистов совершенно верна.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
• Акимова М. К. Психофизиологические особенности [Текст] / М. К. Аимова . – М. : Физкультура и спорт, 2012 . – 378 с.
• Ашмарин Б. А. Педагогика физической культуры [Текст] / Б. А. Ашмарин . – СПб. : ЛГОУ, 2013 . – 523 с.
• Боген М. М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М. М. Богем . – М. : Физкультура и спорт, 2000 . – 216 с.
• Беляева А. В., Савина М. В. Волейбол [Текст] / А. В. Беляева, М. В. Савина . – М. : Физкультура и спорт, 2015. – 360 с.
• Глазырина Л.Д. Методика преподавания физической культуры [Текст] / Л. Д. Глазырина . – М. : Академия, 2014. – 294 с.
• Дмитриев А. А. Физическая культура [Текст] / А. А. Дмитриев . – М. : Дело, 2013. – 410с.
• Дубровский В. И. Спортивная медицина [Текст] / В. И. Дубровский . – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011, – 480 с.
• Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу [Текст] / Ю. Д. Железняк . – М. : Физкультура и спорт, 2011. – 188 с.
• Ивойлов А. В. Волейбол [Текст] / А. В. Ивойлов . – М. : Вышайшая школа, 2014. – 192 с.
• Карпман В. Л. Спортивная физиология [Текст] / В. Л. Карпман . – М. : Физкультура и спорт, 2013. – 300 с.
• Кузнецов В. С. Физическая культура [Текст] / В. С. Кузнецов . – Воронеж : НПО МОДЭК, 2012. – 351 с.
• Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю. Ф. Курамшин . – М. : Советский спорт, 2004. – 464 с.
• Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев . – СПб : Лань, 2004 . – 160 с.
• Решетников Н. В., Кислицын Ю. Л. Физическая культура [Текст] / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын . – М. : Академия, 2015. – 160 с.