Субъект-объектный подход в исследовании социализации
ОБЛАСТЬ МЕЖПИСЦ1ЛП ЛИН АРНЫХ ИССЛЕНОВАНИИ
Социализация как объект изучения в науках о человеке и обществе!
Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя конечно же такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, достаточно огрублено).
Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть определён как субъект-объектны и (общество — субъект воздействия, а человек — его объект).
Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя. Этот подход можно определить как субъект-субъектный.
Субъект-объектный подход в исследовании социализации
Субъект-объектный подход имеет давнюю традицию и представлен рядом научных школ и концепций. Одним из его основоположников был французский социолог конца XIX в. Э. Дюркгейм. Исследуя отношения человека и общества, он неоднократно обращался к вопросам социализации и воспитания подрастающих поколений, понимая под воспитанием «ежеминутно испытываемое ребёнком... давление социальной среды, стремящейся сформировать его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками родителей и учителей»2. Каждое общество, считал он, имеет некий идеал человека, который не только в моральном и интеллектуальном, но даже в физическом плане до известной степени универсален, одинаков для всех его членов. В то же время он отмечал, что в рамках каждого общества идеал человека имеет свои особенности в зависимости от условий. Но эти особенности, по мнению Э. Дюрк-гейма, не могут быть существенными. «Общество, — отмечал он, — может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности. Воспитание устанавливает и подкрепляет эту однородность, фиксируя у ребёнка с самого начала существенные, типичные характеристики, требуемые коллективной жизнью. Но, с другой стороны, воспитание гарантирует постоянство... разнообразия, будучи само по себе разнообразным и специализированным»3. Таким образом, он признаёт за обществом активное начало и приоритет перед человеком в процессе социализации.
Американец Т. Парсонс считал, что человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью*.
Первичная социализация, закладывающая основу всей последующей жизни человека, по мнению Т. Парсонса, происходит в семье. В семье складываются фундаментальные мотивацион-ные установки человека. Социализация в семье происходит благодаря действию психологического механизма, который работает на основе сформулированного 3. Фрейдом принципа «удовольствия — страдания» и приводится в действие с помощью вознаграждения и наказаний. Этот механизм включает в себя процессы торможения и идентификации.
В результате специального исследования Т. Парсонс сформулировал функции школьного класса в процессе социализации: эмансипация ребёнка от первичной эмоциональной привязанности к семье; интернализация общественных ценностей и норм на более высоком уровне, чем в семье; дифференциация детей в свете их достижений и их оценки; селекция и распределение человеческих ресурсов применительно к ролевой структуре взрослого общества.
Согласно Т. Парсонсу, социализация в любой роли (мужчины, женщины, работника и т.д.) влечёт за собой появление у социализируемого чувства неполноценности. Это связано с тем, что исполнение им роли, в том числе возрастной и половой, неизбежно подвергается неоднозначным оценкам окружающих, а в конечном счёте и собственной самооценке, которая может оказаться весьма невысокой. Особенно распространено это чувство у людей, принадлежащих к культурам, для которых характерен явно выраженный и высоко оцениваемый комплекс достижения (например, в англосаксонских культурах).
Чувство неполноценности находит выражение в различных формах: в индивидуально-отклоняющемся поведении; в создании компенсирующих субкультур (подростковых, криминальных); в появлении субкультур, отвергающих потребность в успехе (хиппи, кришнаиты и др.) или переориентирующих её в непривычные для общества сферы (так называемая контркультура).
Субъект-объектный подход к социализации, наиболее последовательно разработанный в структурно-функциональной теории Т. Парсонса, широко представлен как в зарубежной, так и в отечественной науке.
«Социальное зеркало» постоянно перед человеком, но с изменением его жизни оно тоже меняется. Если в детстве таким зеркалом становится любой, с кем человек находится в постоянном контакте, то для взрослого роль зеркала, как правило, играют значимые другие и компетентные в конкретных вопросах специалисты.
Однако он как недооценивает, а то и игнорирует то обстоятельство, что человек не просто послушно адаптируется в обществе, но и проявляет свою активность и самостоятельность, не только исполняя, но и изменяя нормы среды и свои с ней взаимоотношения. Это обстоятельство нашло своё признание в исследованиях социализации с позиций субъект-субъектного подхода.