Структура и функции образовательной ИКТ-компетентности

Формирование и развитие ИКТ-компетентности учащихся представляет комплексную работу, направленную на реализацию требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы, которая обеспечивает становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности.

Введенное понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле.

Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:

определение информации – способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;

доступ к информации – умение собирать и/или извлекать информацию;

управление информацией – умение применять существующую схему организации или классификации;

интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию.

Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;

оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;

создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;

передача информации – способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Структуру ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки (когнитивные действия):

Определение (идентификация) - умение точно интерпретировать вопрос - умение детализировать вопрос - нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде - идентификация терминов, понятий - обоснование сделанного запроса
Доступ (поиск) - выбор терминов поиска с учетом уровня детализации - соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки)
  - формирование стратегии поиска - качество синтаксиса
Управление - создание схемы классификации для структурирования информации - использование предложенных схем классификации для структурирования информации
Интеграция - умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников - умение исключать несоответствующую и несущественную информацию - умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию
Оценка - выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью - выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям - умение остановить поиск
Создание - умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой - умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы - умение обосновать свои выводы - умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации - структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов
Сообщение (передача) - умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда) - умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав) - обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации - умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу - знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения

Переход от «знаньевоцентрического» подхода в обучении (знания ради знаний) к «компетентностному» обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. За основу понятия компетентности взяты: способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В рамках примерной программы используется следующее определение ИКТ-компетентности.

ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.

Формирование и развитие ИКТ-компетентности учащихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

В ИКТ-компетентности выделяются элементы, которые формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных проектах, во внепредметной активности. В то же время освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий. Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска информации происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных предметных контекстах и средах:

в русском и иностранных языках, истории, географии, естественных науках происходит поиск информации с использованием специфических инструментов наряду с общепользовательскими инструментами. Во всех этих случаях формируется общее умения поиска информации.

Для формирования ИКТ – компетентности в рамках Программы ООО используются следующие технические средства и программные инструменты:

технические: персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, принтер монохромный, принтер цветной, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, сканер, микрофон, музыкальная клавиатура, оборудование компьютерной сети;

программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты, информационная среда образовательного учреждения, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами, орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языке, инструмент планирования деятельности, графический редактор, музыкальный редактор, редактор подготовки презентаций, редактор видео, редактор звука, редактор представления временной информации (линия времени), цифровой биологический определитель, виртуальные лаборатории по предметам предметных областей, среды для дистанционного он-лайн сетевого взаимодействия, среда для интернет-публикаций, редактор интернет-сайтов, редактор для совместного удаленного редактирования сообщений.

Информационно-коммуникационные технологии применяются в самых разных областях, в том числе довольно узких и специфических.

Учащиеся должны быть способны использовать информационные и коммуникационные технологии при выполнении универсальных учебных действий:

познавательных: поиск и организация информации, моделирование, проектирование, хранение и обработка больших объемов данных;

регулятивных: управление личными проектами, организация времени;

коммуникативных:

непосредственная коммуникация (общение в сети, выступление с компьютерным сопровождением);

опосредованная коммуникация (создание документов и печатных изданий, создание мультимедийной продукции, создание электронных изданий).

По каждому из перечисленных направлений умение выполнять что-либо с применением средств ИКТ включает умение выполнять это действие в принципе и уже затем делать это с применением ИКТ.

Формируя ИКТ-компетенции школьников важно уделять основное внимание не сугубо компьютерно-инструментальной стороне вопроса, а более эффективному и результативному выполнению того или иного действия. Например, обучая публичным выступлениям с компьютерным сопровождением, рекомендуется концентрировать внимание не на технологических нюансах подготовки презентации, а повышении эффективности и результативности самого выступления вследствие применения компьютерной поддержки.

В учебном процессе можно выделить следующие основные формы организации формирования ИКТ-компетентности:

· на уроках информатики с последующим применением сформированных умений в учебном процессе на уроках и во внеурочной деятельности;

· при информатизации традиционных форм учебного процесса, в том числе при участии школьников в процессе информатизации (создание электронных пособий): тесты, виртуальные лаборатории, компьютерные модели, электронные плакаты, типовые задачи в электронном представлении;

· при работе в специализированных учебных средах;

· при работе над проектами и учебными исследованиями: поиск информации; исследования; проектирование; создание ИКТ-проектов, оформление, презентации;

· при включении в учебный процесс элементов дистанционного образования.

При наличии широкополосного доступа в Интернет возможно применение в учебном процессе онлайновых специализированных учебных сред. Очень хорошие возможности для формирования ИКТ-компетентности предоставляют такие формы учебной деятельности, как проекты и учебные исследования. Они проводятся в основном вне уроков, работа над ними может проходить после уроков на школьных компьютерах или с применением домашних компьютеров. При работе над проектами и учебными исследованиями применение средств ИКТ естественно и зачастую просто необходимо. Поиск информации, обработка результатов исследований, оформление отчетов, проведение защит и презентаций – это всё типовые этапы проектных и исследовательских работ, требующие овладения средствами ИКТ. Частный, но важный вид ИКТ-проектов – самостоятельная разработка школьниками под руководством учителей ИКТ-продукции для информатизации традиционных форм учебного процесса: тестов, электронных плакатов или других электронных образовательных ресурсов. Включение элементов дистанционного обучения в учебный процесс может происходить, благодаря автоматизированным фрагментам учебных курсов, реализующих технологии программированного обучения.

Наши рекомендации