Понятие о профессиональной компетентности учителя и ее структура

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято пониматьинтегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

4 вида профессиональной компетентности [Маркова, 1996]: специальную, социальную, личностную индивидуальную:

1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Будем выделять следующие компоненты профессиональной компетентности педагога: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.

Мотивационно-волевой компонентвключает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

Функциональный (от лат. functio – исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

Коммуникативный (от лат. communico – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивный (от позднелат. reflexio – обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.

Содержание теоретической готовности учителя.

Структура проф. компетентности учителя включает в себе 2 блока: теоретическую и практическую готовность.

Содержание теоретической готовности проявляется в следующих умениях:

1) аналитические включают в себя умения:

а) расчленять пед. явления на составляющие части

б) осмысливать каждую часть отдельно и ее взаимодействие с другими

в) находить в теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логики рассматриваемого явления

г) выделять основную пед. задачу и способы ее решения

д) правильно диагностировать пед. явление

2) прогностические умения, т.е. умения:

а) прогнозировать развитие коллектива, его структуру, взаимоотношения внутри него, изменения положения актива, лидера, отверженных.

б) прогнозирование развития личности, ее перспектив, возможных отклонений, трудностей

в) прогнозирование пед. процесса

3) проективные умения предполагают умения:

а) переводить цель и содержание в конкретные пед. задачи

б) учета потребностей и интереса каждого обучаемого, возможностей материальной базы, личного опыта и личностных качеств при выделении пед. явлений

в) определение иерархии пед. задач

г) отбирать вид деят-ти, адекватной поставленной задаче

д) планировать индивидуальную работу

е) оптимально сочетать различные формы и методы работы

ж) планировать взаимодействие с семьей обучаемых

4) рефлексивные умения — данная группа умений включает в себя умения знать, понимать и оценивать себя, обучаемого и процессы взаимодействия

Содержание практической готовности учителя.

Практическая готовность учителя включает в себя организаторские и коммуникативные умения:

1) к организаторским умениям относятся:

а) мобилизационные, связанные с привлечением внимания к учению и другим видам продуктивной деят-ти (формирование потребности в образовании, стимулирование активного творческого отношения к действительности, умение разумно использовать стимулирование)

б) информационные умения включают:

Ø умение работать с различными источниками информации

Ø умение дидактически преобразовывать информацию

Ø умение интерпретировать и адаптировать информацию применительно к данной учебной ситуации

Ø умение излагать материал

Ø умение логически выстраивать материал

Ø умение задавать вопросы и получать на них ответы

в) умения развивающие

· уметь создавать проблемные ситуации

· стимулировать познавательную активность и интеллектуальный поиск

· создавать условия для самореализации каждого обучаемого

г) ориентационные умения, позволяющие ориентироваться в системе ценностей и в предметном мире

Наши рекомендации