Практическое занятие №2. Методы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII для детей с интеллектуальной недостаточностью (2 часа).

Вопросы к практическим занятиям по дисциплине

«Основы олигофренопедагогики»

Для студентов 5 курса, отделения логопедии, ОЗО

Практическое занятие №1. Содержание обучения детей с интеллектуальной недостаточностью и образовательные программы (2 часа).

Вопросы:

1. Сущность процесса обучения в коррекционной школе VIII вида (психологическая основа и этапы овладения знаниями).

2. Понятие «содержание образования», «образовательный маршрут».

3. Основные принципы построения содержания.

4. Построение и содержание программ для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

5. Содержание обучения школьников с задержкой психического развития. Программы. Учебные пособия.

6. Содержание обучения школьников с легкой степенью интеллектуального недоразвития. Программы. Учебные пособия.

7. Содержание обучения школьников с умеренной и выраженной степенью интеллектуального недоразвития. Программы. Учебные пособия.

8. Особенности построения индивидуальных программ для детей с нарушением интеллекта.

9. Современные тенденции развития содержания специального образования в школьном возрасте.

10. Преемственность дошкольного и школьного специального образования условия. Проблемы и перспективы.

11. Расписание. Учебный план.

Список литературы:

1. Васенков Г.В., Меньков А.Б. Компьютер на уроке труда во вспомогательной школе//Дефектология №4, 1996. – с.57-60

2. Вопросы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта /Под ред Кузьмицкой. М.,1974

3. Воронкова В.В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы VIII вида для детей с умственной отсталостью) //Дефектология №5, 1996

4. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.,2001.

5. Программы вспомогательноной школы. 1990.

6. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. - М., 2001

7. Пути повышения сознательности учения во вспомогательной школе. – Ташкент,1975

8. Соловьева Л.Г., Михашина А.С., Худякова Е.С. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей помощи детям с ЗПР. Архангельск, 2002 стр13-24

Практическое занятие №2. Методы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII для детей с интеллектуальной недостаточностью (2 часа).

Вопросы:

1. Понятие метода обучения.

2. Особенности реализации методов обучения в коррекционном учреждении VIII вида: коррекционно-развивающая направленность, градация приемов. Практическая направленность и воспитательная эффективность методов в со­временных условиях.

3. Обусловленность выбора методов дидактической задачей, составом учащихся, особенностями учебного предмета.

4. Способы дидактического взаимодействия учителя и учащихся на уроке: объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, практический, алгоритмизированный, по­этапного формирования умственных действий, проблемный (частично-поисковый), програм­мированный.

5. Методы стимулирования и формирования положительной мотивации учебно-познавательной деятельности (дидактические игры, поощрения, убеждение, создание ситуа­ции успеха и т.д.).

6. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: фронтальный, групповой и индивидуальный, устный, письменный, программированный с применением технических средств и т.д.

7. Самостоятельная работа учащихся.

8. Эле­менты проблемного и программированного обучения в учреждении VIII вида. Компьютерные технологии в специальном образовании.

9. Особенности использования нетрадиционных средств коррекции в ходе учебно-воспитательного процесса.

Список литературы:

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка во вспомогательной школе. М., 1991

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/Под ред. Е.А.Медведевой, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссаровой, Т.А.Добровольской. – М, 2001

3. Бабанский Ю.А. Оптимизация процесса обучения. М., Педагогика, 1977.

4. Васенков Г.В., Меньков А.Б. Компьютер на уроке труда во вспомогательной школе//Дефектология №4, 1996. – с.57-60

5. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе//Дефектология №3, 1998. – с.3-14

6. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб., 2002

7. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. – М., 2001.

8. Карпунина О.И. Специальная педагогика в опорных схемах.- 2002

9. Книга для учителя вспомогательной школы. Под ред. Г.М.Дульнева. М., Учпедгиз, 1959.

10. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы.//Дефектология №5, 1994. – с.3-9

11. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе//Дефектология №6, 1994. – с.59-62

12. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта. М., Педагогика, 1988

13. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры для детей с задержкой психического развития//Дошкольное воспитание№8, 2000 с. 60-68

14. Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития – М., 1998

15. Теоретико-методологические аспекты инновационных процессов коррекционного образования. – 2002

Наши рекомендации