Практическое занятие №2. Методы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII для детей с интеллектуальной недостаточностью (2 часа).
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине
«Основы олигофренопедагогики»
Для студентов 5 курса, отделения логопедии, ОЗО
Практическое занятие №1. Содержание обучения детей с интеллектуальной недостаточностью и образовательные программы (2 часа).
Вопросы:
1. Сущность процесса обучения в коррекционной школе VIII вида (психологическая основа и этапы овладения знаниями).
2. Понятие «содержание образования», «образовательный маршрут».
3. Основные принципы построения содержания.
4. Построение и содержание программ для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
5. Содержание обучения школьников с задержкой психического развития. Программы. Учебные пособия.
6. Содержание обучения школьников с легкой степенью интеллектуального недоразвития. Программы. Учебные пособия.
7. Содержание обучения школьников с умеренной и выраженной степенью интеллектуального недоразвития. Программы. Учебные пособия.
8. Особенности построения индивидуальных программ для детей с нарушением интеллекта.
9. Современные тенденции развития содержания специального образования в школьном возрасте.
10. Преемственность дошкольного и школьного специального образования условия. Проблемы и перспективы.
11. Расписание. Учебный план.
Список литературы:
1. Васенков Г.В., Меньков А.Б. Компьютер на уроке труда во вспомогательной школе//Дефектология №4, 1996. – с.57-60
2. Вопросы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта /Под ред Кузьмицкой. М.,1974
3. Воронкова В.В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы VIII вида для детей с умственной отсталостью) //Дефектология №5, 1996
4. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.,2001.
5. Программы вспомогательноной школы. 1990.
6. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. - М., 2001
7. Пути повышения сознательности учения во вспомогательной школе. – Ташкент,1975
8. Соловьева Л.Г., Михашина А.С., Худякова Е.С. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей помощи детям с ЗПР. Архангельск, 2002 стр13-24
Практическое занятие №2. Методы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII для детей с интеллектуальной недостаточностью (2 часа).
Вопросы:
1. Понятие метода обучения.
2. Особенности реализации методов обучения в коррекционном учреждении VIII вида: коррекционно-развивающая направленность, градация приемов. Практическая направленность и воспитательная эффективность методов в современных условиях.
3. Обусловленность выбора методов дидактической задачей, составом учащихся, особенностями учебного предмета.
4. Способы дидактического взаимодействия учителя и учащихся на уроке: объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, практический, алгоритмизированный, поэтапного формирования умственных действий, проблемный (частично-поисковый), программированный.
5. Методы стимулирования и формирования положительной мотивации учебно-познавательной деятельности (дидактические игры, поощрения, убеждение, создание ситуации успеха и т.д.).
6. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: фронтальный, групповой и индивидуальный, устный, письменный, программированный с применением технических средств и т.д.
7. Самостоятельная работа учащихся.
8. Элементы проблемного и программированного обучения в учреждении VIII вида. Компьютерные технологии в специальном образовании.
9. Особенности использования нетрадиционных средств коррекции в ходе учебно-воспитательного процесса.
Список литературы:
1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка во вспомогательной школе. М., 1991
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/Под ред. Е.А.Медведевой, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссаровой, Т.А.Добровольской. – М, 2001
3. Бабанский Ю.А. Оптимизация процесса обучения. М., Педагогика, 1977.
4. Васенков Г.В., Меньков А.Б. Компьютер на уроке труда во вспомогательной школе//Дефектология №4, 1996. – с.57-60
5. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе//Дефектология №3, 1998. – с.3-14
6. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб., 2002
7. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. – М., 2001.
8. Карпунина О.И. Специальная педагогика в опорных схемах.- 2002
9. Книга для учителя вспомогательной школы. Под ред. Г.М.Дульнева. М., Учпедгиз, 1959.
10. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы.//Дефектология №5, 1994. – с.3-9
11. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе//Дефектология №6, 1994. – с.59-62
12. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта. М., Педагогика, 1988
13. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры для детей с задержкой психического развития//Дошкольное воспитание№8, 2000 с. 60-68
14. Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития – М., 1998
15. Теоретико-методологические аспекты инновационных процессов коррекционного образования. – 2002