Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интен­сивность деятельности. На основе этого критерия разработаны пря­мой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста яв­ляется начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.

В практике физического воспитания в основном применяется кос­венный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистан­ции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистан­ции обычно составляет 600—800м; средних классов — 1000—1500 м;

старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 или 12 мин. В этом случае оце­нивается расстояние, преодоленное заданное время (табл. 4).

В спорте выносливость может измеряться и с помощью дру­гих групп тестов [1]: неспецифических (по их результатам оцени­вают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утом­ления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).

К неспецифическим тестам определения выносливости отно­сят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и фи­зиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробно­го обмена — ПАНО и т.п.).

Таблица 4

Оценка выносливости по 6-минутному бегу (по Г.П.Богданову)

Классы   По пробегаемой дистанции, м   По времени бега, с  
Мальчики   Девочки   Дистанция, м  
Удовлетво­рительно   Хорошо   Отлично   Удовлетво­рительно   Хорошо   Отлично   Мальчики   Девочки  
I                  
I I                  
III                  
IV                  
V                  
VI                  
VII   П70                
VIII                  
IX             Н40      
Х                  

• Указанная в таблице дистанция оценивается по времени бега следующим образом: отлично ~ 5мин 20с,хорошо — 6 мин,удовлетворительно — 6 мин 40 с.

Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортив­ных играх, единоборствах, гимнастике.

Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня раз­вития у него других двигательных качеств (например, скорост­ных, силовых и т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показатели выносливости. При абсолютных не учи­тываются показатели других двигательных качеств, а при относи­тельных учитываются. Предположим, что два бегуна пробежали 300 м за 51 с. По полученным результатам (абсолютный показа­тель) можно оценить уровни их скоростной выносливости как равные. Эта оценка будет справедлива лишь в том случае, если максимальные скоростные возможности V у них тоже будут рав­ными. Но если у одного из них максимальная скорость бега выше (например, он пробегает 100 м за 14,5 с), чем у другого (100 м за 15 с), то уровень развития выносливости у каждого из них по от­ношению к своим скоростным возможностям неодинаков. Вывод: второй бегун более вынослив, чем первый. Количественно это различие можно оценить по относительным показателям. Наибо­лее известными в физическом воспитании и спорте относитель­ными показателями выносливости являются: запас скорости, ин­декс выносливости, коэффициент выносливости.

Запас скорости (Н.Г.Озолин, 1959) определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим вре­менем на этом отрезке.

Запас скорости 3c = tn-tk;

где tn— время преодоления эталонного отрезка;

tk — лучшее время на этом отрезке.

Пример (В. И. Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 м (tn) ученика

16 лет равно 14,0 с. Времяего бегана 2000м составляет 7 мин 30с, или 450с, а среднеевремя пробегания на 100 м (/^) в бегена 2000м равно450 : 20 == 22,5с. Запас скорости в данном примере: 22,5 — 14,0 = 8,5с. Чем меньше3 , тем вышеуровень развитиявыносливости. Подобным образом можно оценить запасскорости в плавании, лыжных гонках, при ездена велосипеде и других циклических видах спорта.

Индекс выносливости (Т.Cureton, 1951) — это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы пре­одолел ее со скоростью, показываемойим на коротком (эталон­ном) отрезке.

Индекс выносливости = t— tk \ n где t — время преодоления какой-либо длинной дистанции;

tk — время преодоления короткого (эталонного) отрезка;

n — число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

Пример (В. И.Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 м ученика 16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с. Индекс выносливости = 450 — (14 х 20) = 170 с. Чем меньше индексвыносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Коэффициент выносливости (Г.Лазарев, 1962) — это отноше­ние времени преодоления всей дистанциико времени преодоле­ния эталонного отрезка.

Коэффициент выносливости =t : tk,

гдеt— время преодолениявсей дистанции;

tk — лучшее время на эталонном отрезке.

Пример. Время бега у испытуемого на 300 м равно51 с, а время бега на 100 м (эталонный отрезок) — 14,5 с. В этом случае коэффициент выносливости составляет 51,0 : 14,5 = 3,52. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (напри­мер, количество повторений теста с отягощением) нужно соот­носить с уровнем максимальной силы в этом движении.

В качестве показателей выносливости используются и биомеха­нические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания об­щего центра масс в движении и т.п. (М.А. Годик, 1988). Сравнива­ют их значения в начале, середине и конце упражнений. По вели­чине различий судят об уровне выносливости; чем меньше изме­няются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.

Наши рекомендации