Рекомендации по видам занятий

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

(УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС)

(особенная часть)

Планы семинаров, практических занятий и самостоятельной работы

для курсантов, обучающихся по программе высшего образования

Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность

(набор 2011 г.)

Омск 2013

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)»

(особенная часть)

Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность,

срок обучения 5 лет (набор 2011 г.)

№ темы Темы дисциплины, виды самостоятельной работы Л С ПЗ Всего ауд. СРС Всего
Возбуждение уголовного дела
Предварительное расследование. Общие условия предварительного расследования  
Следственные действия
Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения
Возмещение вреда, причиненного преступлением    
Контрольная работа
Экзамен
Итого в 5 семестре
Приостановление и возобновление предварительного расследования
Прекращение уголовного дела. Реабилитация
Направление уголовного дела с обвинительным заключением (актом, постановлением) прокурору
Контроль и надзор за предварительным расследованием
Назначение и подготовка к судебному заседанию  
Судебное разбирательство. Общие условия судебного разбирательства  
Особый порядок производства в суде первой инстанции. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей    
Производство в суде второй инстанции  
Исполнение приговора        
Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда  
№ темы Темы дисциплины, виды самостоятельной работы Л С ПЗ Всего ауд. СРС Всего
Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних  
Производство о применении принудительных мер медицинского характера    
Уголовный процесс зарубежных государств        
Учения      
Контрольная работа
Курсовая работа
Экзамен
Итого в 6 семестре

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные цели дисциплины

Изучение дисциплины «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» объемом 468 часов (особенная часть – объемом 292 часа) имеет целью подготовить выпускников вуза к самостоятельному и высокопрофессиональному осуществлению уголовно-процессуальной деятельности, соответствующему назначению уголовного судопроизводства и обеспечивающему защиту конституционных прав граждан.

Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) как учебная дисциплина изучает:

– уголовно-процессуальное право – совокупность норм, регламентирующих порядок деятельности государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, и суда по расследованию и разрешению уголовных дел, а также правоотношения, возникающие между ними и участниками уголовного судопроизводства;

– практику применения уголовно-процессуальных норм правоохранительными органами и судами;

– толкование уголовно-процессуальных норм, осуществляемое Конституционным Судом Российской Федерации, руководящие разъяснения по порядку применения данных норм, даваемые Верховным Судом Российской Федерации, а также научные положения и теоретические рекомендации по наиболее актуальным вопросам правоприменения.

Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении данной дисциплины, необходимы обучающимся для качественного решения профессиональных задач в их дальнейшей деятельности.

Мировоззренческие задачи

Изучение дисциплины «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» призвано способствовать получению курсантами качественных теоретических знаний; развитию и закреплению практических умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности по применению уголовно-процессуального законодательства, защите прав и законных интересов потерпевших от преступлений, установлению виновных в их совершении, защите личности от незаконного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Задачи дисциплины:

– овладеть системными знаниями теории уголовного процесса, сущности уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования, прокурора и суда;

– выработать умения в толковании и применении норм уголовно-процессуального законодательства;

– развить навыки принятия процессуальных решений и подготовки процессуальных документов;

– сформировать у курсантов глубокое уважение к отечественному уголовно-процессуальному законодательству и общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, понимание основных проблем уголовно-процессуального судопроизводства, относящихся к конкретной области их будущей практической деятельности;

– воспитать нетерпимость к любому нарушению закона в профессиональной деятельности, бережное отношение к чести и достоинству гражданина, ответственность за судьбы людей и порученное дело.

Система и содержание учебной дисциплины «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» определяется ее программой, которая разделена на два основных блока – общую и особенную части. Следует иметь в виду, что эти части составляют органическое единство, а это требует определенной системности при изучении учебного материала. Рассматривая вопросы особенной части, невозможно обойтись без привлечения знаний, полученных по общей части уголовного процесса. Отсюда вытекает необходимость строгой последовательности в освоении предусмотренного программой учебного материала.

Материал дисциплины «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» изучается на лекциях, семинарах и практических занятиях, во время самостоятельной подготовки. Учащиеся выполняют контрольную (5 и 6 семестры) и курсовую работы (6 семестр). В 5 и 6 семестре курсанты по итогам изучения дисциплины сдают экзамен.

Рекомендации по видам занятий

Лекции. Лекциипризваны помогать курсантам в усвоении знаний по изучаемой дисциплине. В них освещаются ключевые и проблемные вопросы, предусмотренные учебной программой. Исходя из этого, лекции выступают как методологическая основа самостоятельной работы курсантов, что обязывает их конспектировать основное содержание лекции.

Самостоятельная подготовка. Условиями успешного усвоения учебного материала являются тщательная проработка курсантами рекомендованных к изучению нормативных актов, учебной и научной литературы, а также постоянное взаимодействие с преподавателями кафедры для разрешения возникающих вопросов, особенно в часы, отведенные для консультации. Динамичность уголовно-процессуального права обязывает учащихся постоянно и внимательно следить за изменениями уголовно-процессуального законодательства, изучать курс по учебникам наиболее поздних изданий, использовать обновленные научно-практические комментарии УПК РФ, а также следить за публикациями в периодических изданиях.

Подготовка к семинарам. Семинары направлены на проверку, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы, выработку умений публичных выступлений. Они могут проводиться в виде заслушивания ответов курсантов на поставленные вопросы, обсуждения рефератов, проведения дискуссий по определенным вопросам, решения задач. Эффективность данного вида занятий зависит от доброкачественной самоподготовки курсантов.

Подготовка к практическим занятиям. Целью практического занятия является выработка у курсантов умений и навыков применения законов и ведомственных актов в правоприменительной деятельности. В ходе данного вида занятия курсанты анализируют нормативные акты, решают ряд практических заданий и задач, составляют процессуальные документы.

Консультации. При изучении дисциплины курсанты могут воспользоваться консультацией преподавателя. Плановые консультации проводятся преподавателями в соответствии с кафедральным графиком.

В планах семинаров, практических занятий и самостоятельной работы используются следующие сокращения:

БВС РФ – Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации;

ВКС РФ – Вестник Конституционного Суда Российской Федерации;

Вед. СНД и ВС РФ – Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации;

Рос. газета – Российская газета;

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации