Психологическая готовность ребёнка к школе
Психологическая готовность включает в себя | ||||
Личностная готовность ребёнка к школе | Волевая готовность к школе | Интеллектуальная готовность к школе | ||
Самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе. | Заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдая режим школьной жизни. Ребёнок должен управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточиванию, преодолению желанию отвлечся. | Речь идёт об интеллектуальном развитии ребёнка, сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления | ||
Социальная готовность (коммуникативные навыки ребёнка) – умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и взрослыми | Мотивационная готовность – наличие учебной мотивации (наличие выраженной познавательной потребности и умении трудится) | Эмоциональная готовность – позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам; Достаточная эмоциональная зрелость, чтобы чувствовать настроение другого человека, уметь сотрудничать. | ||
Личностная готовность ребёнка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольным, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определённом отношении ребёнка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе. | |||
Отношение к школе | Отношение к учителю и учебной деятельности | Отношение к сверстникам | Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности и её результатам. |
Первоклассник должен уметь выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома. | Предполагается, что ребёнок может правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, правильно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях. | Общение ребёнка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. К школьному возрасту дети должны уметь устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам, как к партнёрам. Каждый ребёнок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми. | Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызвать неправильную реакцию на замечание учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», «учитель злой» и т.д. Ребёнок должен правильно оценивать себя и своё поведение. |
Волевая готовность ребёнка к школе:
Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточению, преодолению желания отвлечься. Для этого необходим определённый уровень развития произвольности. Произвольное поведение – это сознательно контролируемое поведение, у которого есть намерение и цель.
Снижение производительности в школе проявляется в том, что ребёнок не способен:
ü Слушать учителя на уроках, выполнять задания
ü Работать по правилу (играть в игры с правилами, сюжетно – ролевые игры)
ü Работать по образцу (складывание кубиков с фрагментами рисунков по образцам рисунков, складывание по образцам мозаики, собирать конструкторы по заданным карточкам, срисовывание) – пазлы не совсем отвечают этому требованию
ü Соблюдать дисциплину
Современные исследователи по психологии выяснили, что развитие произвольного поведения прямо зависит от мотивационной сферы ребёнка. В основном не слушают учителя те дети, которым в школе не интересно, как их оценивает учитель.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе:
Речь идёт о сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления. На пороге школы ребёнок должен уметь:
Внимание | Память | Мышление |
Выполнять задания до конца не отвлекаясь Находить 10 отличий между картинками Находить одинаковые предметы из ряда подобных Находить фрагменты картинок Проходить лабиринты из линий взглядом | Запоминать до 9 предметов в течении 30 секунд Запоминать и повторить ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 5-6) Запоминать и повторять по памяти фразы, произнесённые 1-2 раза Запоминать ряд цифр (до 6) Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней | Подбирать логические пары предметов (гнездо – птица, молоток – гвоздь) Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор Заходить закономерности в логических цепочках Определять последовательность событий Складывать картинки из 12-15 частей |
Овладение простыми операциями обобщения является важным требованием развития мышления первоклассника.
Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа). Это познание ребёнком различных предметов, веществ; игры в различные лото; составление рассказов по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.
Важность развития фонематического слуха (способность слышать отдельные звуки в слове). Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.