Аттестация как управленческая деятельность и фактор профессионального роста педагогов

Термин «аттестация» происходит от латинского слова attestatia, означающего «свидетельство». В «Советском энциклопедическом сло­варе» [64] понятие «аттестация» трактуется как установление про­фессиональной квалификации работников. За рубежом аналогом атте­стации выступает деятельность специальных оценочных центров, в которых для оценки применяются не только различные опросники и психологические тесты, но и практические задания, выявляю­щие способности испытуемого применять на практике имеющиеся у него знания. При этом особое внимание обращается не на слу­жебные характеристики и прошлый опыт оцениваемого, а на его действия в специально смоделированных условиях (например, в случае возникновения у ребенка затруднений в освоении опреде­ленной порции учебного материала, или затруднений в общении со взрослыми и т.д.). Оценка занимает иногда несколько дней. В итоге педагог получает исчерпывающее заключение о своем профессио­нальном уровне и рекомендации по его совершенствованию.

Как управленческая деятельность аттестация может быть пред­ставлена в качестве типичного управленческого цикла (от целе-полагания через принятие решения к организации и аналитичес­кому контролю за полученным результатом) [8].

Основными принципами аттестации являются: добровольность, открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педаго­гическим и руководящим работникам.

Нормативную основу аттестации составляют:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Типовое положение об аттестации педагогических и руково­дящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержден­ное приказом Министерства образования РФ, а также региональ­ные и муниципальные Положения об аттестации, разработанные органами управления образованием различного уровня;

-Тарифно-квалификационные характеристики, утверждаемые в установленном порядке на федеральном уровне;

- Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджет­ной сферы.

В соответствии с представлениями системного подхода система аттестации педагогических работников включает в себя следую­щие компоненты:

- цель — ожидаемые результаты аттестации;

- объект — того, кто проходит аттестацию;

- субъект — того, кто проводит аттестацию;

- процедуру — совокупность принципов, правил, методов, по которым проходит аттестация;

- показатели для оценки специалистов.

Рассмотрим компоненты управленческой системы «Аттестация педагогических кадров» более подробно.

Цель аттестации — стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управлен­ческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение со­циальной защищенности работников отрасли в условиях рыноч­ных отношений путем дифференциации оплаты их труда.

К задачам аттестации относятся:

-целенаправленное, непрерывное повышение профессиональ­ного уровня педагогических и руководящих работников;

-установление соответствия между качеством и оплатой труда;

- управление качеством образования для создания оптималь­ных условий для развития личности.

Результатом аттестации является присвоение работ­нику квалификационной категории.

Квалификационная категория — это соответствующий норма­тивным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педаго­гического и управленческого труда, обеспечивающий работникам возможность решать профессиональные задачи определенной сте­пени сложности.

В настоящее время существуют три квалификационные катего­рии: вторая, первая и высшая. Нормативно они отличаются тре­бованиями, предъявляемыми к работнику, а по содержанию — уровнем практических задач, которые работник может решать.

Например, у ч и тел ь второй кате гор и и дает уроки, со­ответствующие современным требованиям, добивается устойчи­вых положительных результатов в обучении и воспитании уча­щихся, повышает свой профессиональный уровень путем самооб­разования и курсовой переподготовки, ведет методическую рабо­ту. Этот педагог выступает в качестве наставника молодых педаго­гов, известен в школе как хороший учитель.

Учитель первой категории считается хорошим педа­гогом не только в своей школе, но и в школах района. Его учени­ки, как правило, побеждают в предметных олимпиадах, на кон­курсах, без труда поступают в вузы и техникумы. Он владеет ин­дивидуальным подходом в обучении и воспитании, использует дифференциацию, обладает диагностическими умениями. Учитель этой категории ведет экспериментальную работу, апробирует но­вые педагогические технологии, альтернативные учебные програм­мы и учебники, повышает свой профессиональный уровень, как в процессе этой работы, так и при самообразовании и курсовой переподготовке.

Наконец, учитель высшей категории известен как ма­стер педагогического труда в масштабе города. Он уверенно владе­ет всеми доступными методиками, имеет в своем технологиче­ском багаже огромное количество методических приемов, в со­вершенстве применяет различные варианты педагогической поддержки учеников в образовательном процессе. Такой педагог осуществляет активную инновационную деятельность на город­ском или межшкольном уровне, является автором рабочих учеб­ных программ, пособий для учеников, методических рекоменда­ций для учителей. Его работы публикуются в известных профессио­нальных журналах. Педагог высшей категории успешно участвует в различных профессиональных конкурсах и побеждает в них. К нему за помощью могут обратиться учителя из других школ, его педагогический опыт изучается и распространяется в городском педагогическом сообществе. Как правило, он является экспертом при аттестации. Свою квалификацию такой учитель повышает как в процессе экспериментальной работы, так и обучаясь на респуб­ликанских курсах, участвуя в работе проблемных семинаров, про­водимых Российской Академией образования, учась в аспирантуре.

Выступая стимулом и способом оценивания педагогического работника, аттестация играет роль внешнего фактора, усиливаю­щего или понижающего внутреннюю мотивацию, при этом она меняет характер ведущих мотивов педагогической деятельности как деятельности трудовой.

Объективно аттестация служит средством материального и мо­рального стимулирования и мотивации, с помощью которого до­стигается соответствие педагогического работника предъявляемым отраслью требованиям, формируются устойчивые мотивы трудо­вой активности.

Структура основных мотивов педагогического работника при­ведена в таблице [8]. В левой части таблицы отражена иерархия человеческих потребностей (на нижнем уровне — потребности в материальном благополучии, обеспечивающие физиологические нужды, на верхнем — потребности в саморазвитии), а в правой ее части представлены мотивы деятельности, способные побудить работника к активному труду. Это и есть ожидаемые результаты, предлагаемые при аттестации.

Объектом аттестации являются педагогические работ­ники.

Одни и те же мотивы будут иметь для педагогических работни­ков разную ценность. Поэтому всех потенциальных участников аттестации по их доминирующей ориентации в совокупности мотивов можно разделить на три группы, отличающиеся стратегия­ми поведения.

Наши рекомендации