Анализ и интерпретация результатов. 1.Рассматривается согласованность мнений членов коллектива о данной личности по каждому качеству

1.Рассматривается согласованность мнений членов коллектива о данной личности по каждому качеству. Чем меньше разброс оценок, тем идентичнее группа в оценке данного личностного качества. Величина разброса определяется визуально в сопоставлении с другими личностными качествами. Согласованность, вероятно окажется выше по значимым для группы и ярко проявляющимся в общении качеством. Оценки со значительным разбросом (менее согласованные) необходимо интерпретировать достаточно осторожно.

2.Анализируется разность (CO-ГОЛ). При количестве участников эксперимента более 15 человек разность более 0,5 балла может рассматриваться как заслуживающая внимания. Прочие смешения следует рассматривать как тенденцию сдвига самооценки относительно объективной оценки и интерпретировать в вероятностных, "мягких" терминах.

3.Сдвиг СО относительно ГОЛ рассматривается по отдельным личностным качествам, а также по блокам этих качеств. Следует ожидать различной степени адекватности самооценки в зависимости от того, к какой сфере деятельности относятся оцениваемые личностные качества.

Подведение итогов

Выводы

Отмечается, что самооценка является, подвижным личностным образованием. Она может стать более адекватной при наличии обратной связи, т.е. при вдумчивом анализе своих отношений с окружающим миром.

В психолого-педагогическом аспекте возникает задача помочь вповышении самооценки испытуемых с неадекватно заниженной самооценкой и весьма деликатно способствовать уточнению самооценки у лиц с неадекватно завышенной самооценкой.

Протокол ГОЛ (АНАЛИЗ)

Номера личностных характеристик Распределение оценок ГОЛ со со – гол
«1» «2» «3» «4» «5»

Групповая оценка личности (ГОЛ)

Характеристики личности Кодовые номера членов группы
  S
1. Общительность                        
2. Тактичность                        
3. Чувство юмора                        
4. Обаятельность                        
5. Находчивость                        
6. Искренность                        
7. Эмоциональность                        
8. Мечтательность                        
9. Ответственность                        
10. Надежность                        
11. Целеустремленность                        
12. Способность к руководству                        
13. Эрудиция                        
14. Творческие способности                        
15 Трудолюбие                        

7 Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) по курсу «психология и педагогика»

1. Предмет психологии. Основные этапы развития психологии.

2. Методы научно-психологических исследований.

3. Понятие о личности. Структура личности, характеристика ее компонентов.

4. Направленность как ведущая сторона общей структуры личности. Характеристика основных компонентов направленности личности.

5. Факторы, влияющие на развитие, воспитание и формирование личности.

6. Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента. Типы темперамента и их характеристика. Роль темперамента в учебной и профессиональной деятельности.

7. Понятие о характере. Свойства характера. Черты характера. Природные и социальные предпосылки характера.

8. Понятии о способностях. Виды способностей, их характеристика. Задатки и способности. Способности и профессиональная деятельность.

9. Психология деятельности: понятие и строение человеческой деятельности.

10. Потребности как источник активности личности. Иерархия потребностей, А.Г. Маслоу.

11. Ощущения: понятия, виды, свойства.

12. Восприятие: понятие, виды, свойства. Иллюзии: понятии и виды.

13. Понятие о памяти. Процессы памяти, их характеристика. Развитие памяти.

14. Виды памяти и их характеристика.

15. Мышление: понятие, формы мышления и их характеристика.

16. Виды мышления, их характеристика.

17. Операции мышления, их характеристика.

18. Воображение: понятие, виды воображения, их характеристика.

19. Понятии о воле. Волевые качества личности и их формирование.

20. Эмоции и чувства: понятия, функции, особенности.

21. Формы эмоциональных состояний.

22. Особенности проявления эмоций и чувств у различных типов темперамента.

23. Предмет педагогики, его становление и развитие.

24. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование.

25. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.

26. Характеристика образования. Его место в современном мире.

27. Характеристика процесса обучения. Основные дидактические принципы.

28. Понятие о процессе воспитания, его структура.

Список рекомендуемой литературы

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

2. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. -Пятигорск, 1990.

3. Гамезо М.В. Атлас по психологии /Гамезо М.В., Домашенко И.А. – М.: Пед. о-во России, 2001.

4. Гарибян С. Школа памяти. –М., 1992.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. – М.: Мир, 1992.

6. Дармышев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. –М.: Тривола, 1995.

7. Джемс У. Психология. –М., 1991.

8. Додонов Б.И. В мире эмоций. –Киев, 1987.

9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. –СПб.: Питер, 1999.

10. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.

11. Дубровина И.В., Акимова М.К. Рабочая книга школьного психолога. –М.: Просвещение, 1991.

12. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. –М., 1994.

13. Ждан А.Н. История психологии: От античности до наших дней. –М., 1990.

14. Иванинков В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. –М., 1998.

15. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. –М., 1990.

16. Изард К.Е. Психология эмоций. –СПб.: Питер, 1999.

17. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1992.

18. Колесникова Т.И. Мир человеческих проблем. М., 2003.

19. Кроль В.М. Педагогика и психология. – М.: Высш. школа, 2001.

20. Кэш А. Психология для «чайников» - М., «Вильямс, 2003.

21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1982.

22. Лихачёв Б.Т. Педагогика. – М., 1999.

23. Майерс Д. Социальная психология. –СПб., 1999.

24. Маклаков А.Г. Общая психология. –СПб.: Питер, 2001.

25. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. –М., 2001.

26. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002.

27. Педагогика /Под ред. Пидкасистого. – М., 2000.

28. Педагогика: педагогические теории системы, технологии /С.А. Смирнов – М., 1999.

29. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. –М., 2000.

30. Платонов К.К. Проблемы способностей. –М.: Наука, 1972.

31. Платонов К.К. Занимательная психология. –СПб., 1997.

32. Популярная психология. Хрестоматия /Сост. В.В. Мироненко –М., 1990.

33. Психология /Под ред. А.А. Крылова. –М., 1999.

34. Психология. Учебник для гуманитарных вузов /Под ред. В.Н. Дружинина. – Питер, 2001.

35. Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г, Ярошевского. –М., 1990.

36. Психология и педагогика /Николаенко В.М., Залесов Г.М. и др. – М., 2000.

37. Психология и педагогика /Под ред. А.А. Радугина. – 1999.

38. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М., 2000.

39. Селье Г. Стресс без дистресса. –М., 1992.

40. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н / Педагогика – М., 2002.

41. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.

42. Социальная психология /под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2001.

43. Столяренко Л.Д. Основы психологии. –Ростов-на-Дону, 1996.

44. Субботин В.Е. Мотивация и эмоции /Под ред. В.Н. Дружинина. –М.: Инфра. –М., 1999.

45. Таннен Д. Ты меня не понимаешь! Почему мужчины и женщины не понимают друг друга. – М., 1996.

46. Тихомиров О.К. Психология мышления. –М., 1984.

47. Фрейд З. Психология бессознательного. –М., 1990.

48. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб, 2001.

49. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. –СПб, 2000.

50. Якунин В.А. История психологии. –СПб., 1998.

51. Ярошевский М.Г. История психологии. –М., 1997.

Наши рекомендации