Тема 14. Стирка и глажение белья

Цель. Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.
Материал. Кукольные платье и штанишки, тазик с водой, горячий утюг; картинки: грязный ребенок, чистый ребенок.
//-- Методические указания --//
Воспитатель. Ребята, вы, конечно, знаете Хрюшу и Каркушу? Как-то раз собрались они на передачу «Спокойной, ночи, малыши» и видят, что одежда-то у них грязная: у Каркуши испачкано платье, а у Хрюши – штанишки: он ел мороженое, сначала оно было твердое, а потом растаяло и стало капать ему на штанишки. Что же им делать? Надо постирать вещи, чтобы они не были грязными. Для чего стирают вещи? Когда мы долю носим одежду, то она становится грязной, а грязное носить некрасиво. Когда одежду постирают, то она из грязной превращается в чистую. Потом снова чистое становится грязным и опять надо стирать. Итак, Хрюша и Каркуша постирали свои штанишки и платье.
Педагог «стирает» кукольные штанишки и платье в тазике.
Воспитатель. Ну вот мы с вами увидели, как стирают белье. Но нельзя сразу же надевать штанишки и платье, правда? Почему?
Дети. Вещи мокрые.
Воспитатель. Да, одежда еще мокрая – потрогайте. (Дети трогают вещи.) Чтобы Хрюша и Каркуша могли надеть штанишки и платье, их нужно просушить. Мокрое – это значит вода в вещах осталась. Как же нам эту воду из них убрать? Как от воды избавиться? (Просушить.) Правильно, надо просушить, и вода из белья… (испарится). Вода испарится, и вещи из мокрых станут сухими. Но если мы повесим одежду сушиться, то вода будет долго испаряться. Как нам быстро высушить штанишки и платье, чтобы Хрюша и Каркуша поскорее надели их и пошли на передачу? Чтобы быстрее превратить мокрое в сухое, нужно чтобы вода быстрее испарилась. Что нужно для того, чтобы вода превратилась в пар?

Если сильный-сильный жар,
Из водички будет… (пар).

Так что нужно, чтобы вода превратилась в пар? (Нагреть.) Правильно, надо воду, которая сейчас в штанишках и платье, нагреть, и она превратится в пар – испарится. Что же используют, чтобы эту воду нагреть и испарить? Как вы думаете? Кто не знает – послушайте загадку:

В полотняной стране
По реке-простыне
Пароходик на волне.
И плывет пароход
То назад – то вперед.
Где проедет – сильный жар,
Превращает воду в пар.
Не боится плыть по волнам,
Где проедет, станет ровно.
Кто к нему ни прикоснется,
Сразу больно обожжется!

(Утюг)
Нужно мокрые вещи прогладить утюгом, и они станут сухими. У нас есть горячий утюг. Давайте погладим им платье и штанишки.
Педагог гладит утюгом штанишки и платье и говорит: «Смотрите, ребята, пар из-под утюга! Это водичка превращается в пар – утюг нагревает воду, и она испаряется. И штанишки из мокрых превращаются в сухие!»
Педагог дает детям пощупать сухие вещи.
Воспитатель. Ребята, у нас были вещи мокрые, потом вода испарилась и они стали сухими. Теперь Хрюша и Каркуша могут надеть свои штанишки и платьице и пойти на передачу. Вот вам домашнее задание – вместе с мамой попробуйте постирать и погладить свои штанишки или платье.
//-- Закрепление материала в течение недели --//
Прочитать детям сказку «Мойдодыр». Акцентировать внимание ребят на мытье рук перед едой: руки были грязные, помыли – стали чистые.
//-- Домашнее задание родителям --//
Покажите ребенку стирку белья. Пусть он поможет вам (по возможности) положить белье в стиральную машину. Обратите внимание ребенка на то, что воротнички у рубашки (или носки и пр.) – грязные. Далее обратите внимание на процесс стирки, а затем – на то, что после стирки они стали чистыми.
Предложите ребенку зарисовать стадии стирки: грязное белье до стирки, процесс стирки белья в машинке, чистое белье после стирки.
Покажите ребенку глажение белья. Желательно погладить в присутствии ребенка достаточно влажное белье, чтобы он видел пар из-под утюга. Обсудите с ребенком, почему гладят горячим утюгом, и подведите его к выводу: чтобы вода испарялась и белье было сухим. Поскольку утюг гладкий, то он еще и разглаживает белье. Оно высыхает и становится гладким.
Прочитайте ребенку сказку «Мойдодыр», затем обсудите содержание сказки.

Тема 15. Конденсация

Цель. Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию.
Материал. Вода в чайнике или кастрюле, зеркало или стекло. Картинки: избушка на курьих ножках, Баба-яга, Настенька, ручеек.
//-- Методические указания --//
Воспитатель. Ребята, сегодня мы послушаем сказку про Настеньку и Бабу-ягу, но сначала вспомним загадку:

Если сильный-сильный жар,
Из водички будет… (пар).

Вода превращается в пар, если мы ее… (нагреваем).
Итак, однажды Настенька пошла летом в лес собирать грибы. Летом жарко, солнышко светит не то что зимой – холодно и мороз. Шла Настенька по лесу, собирала грибы, и захотелось ей попить водички, а воды-то в лесу нигде не видать. Вот зимой в лесу везде снег лежит, и если захочется попить, то что можно сделать со снегом? Можно из снега воду получить?
Дети. Да! Снег растает, и будет вода.
Воспитатель. Но это зимой снега везде много, а летом снега нет. И вот шла Настенька и искала какой-нибудь ручеек, из которого можно попить. Но ручейка не нигде было видно. И вот вдруг увидела она – стоит в лесу избушка на курьих ножках. Постучалась Настенька и вошла в избушку. А в избушке жила Баба-яга. «Здравствуйте, бабушка», – сказала Настенька. «Здравствуй, здравствуй, Настенька, – ответила Баба-яга. – Что тебя привело в мою избушку?» Настенька сказала, что очень хочет пить, и попросила у Бабы-яги водички. Но Баба-яга была хитрая и решила сначала испытать Настеньку – проверить, умеет ли она отгадывать загадки. В избушке у Бабы-яги была большая печка. На печке стоял большой-большой котел с кипящей водой. Баба-яга подкладывала дрова в печку, огонь нагревал котел с водой, и вода кипела.
Баба-яга хитро посмотрела на Настеньку и сказала: «Значит, ты, Настенька, хочешь водички попить? Ну хорошо, я покажу тебе, где в лесу течет ручеек, и ты сможешь из него попить, только сначала посмотри сюда!» И показала Баба-яга Настеньке большой горячий кипящий котел с водой. Вода в котле кипела, бурлила, над ней поднимался белый горячий пар – вода превращалась в пар. Вот посмотрите, ребята, как вода кипела.
Педагог демонстрирует кипящий чайник с водой. Взрослый может прикоснуться к пару и тут же отдернуть руку: «Ой, горячо!»
Воспитатель. И вот Баба-яга говорит: «Вот видишь, Настенька, это кипящая вода, над водой – пар. Если ты отгадаешь мою загадку, отпущу тебя. Вот тебе стаканчик, а загадка такая – попей из этого котла». Что же делать Настеньке? Вода же горячая! Как же ее пить? Как вы думаете, ребята, как быть Настеньке, как попить водички из этого котла?
Дети. Нужно охладить воду.
Воспитатель. Ну конечно! Молодцы! Вот и Настенька, думала-думала и вспомнила стишок, который она учила в детском садике:

Если сильный-сильный жар,
Из водички будет пар,
Если пар вдруг охладится —
Превратится пар в водицу.

«Значит, пар нужно охладить!» – решила Настенька. Что же у нее есть холодное… Поискала она в своей корзиночке и нашла зеркальце. Потрогала Настенька зеркальце – оно холодное. (Демонстрируется зеркальце, детям предлагают его потрогать.) Пар – горячий, зеркало – холодное. Прислонила она зеркальце к выходящему из котла пару, подставила стаканчик, который дала ей Баба-яга, и вот что получилось.
Дети наблюдают превращение пара в капельки воды, капли воды стекают в стакан.
Педагог продолжает рассказ: «Посмотрите, ребята, пар превращается в капельки воды! Пар горячий – зеркало холодное, пар охлаждается и превращается в воду! Вот так по капельке набрала Настенька воды в стаканчик и загадала загадку Бабы-яги. Удивилась Баба-яга: „Ну и молодец ты, Настенька, перехитрила меня! Так уж и быть, покажу я тебе, где ручеек, и вот возьми себе на дорожку ягод и грибов!“ Дала Баба-яга Настеньке ягод и грибов, показала ей дорогу к ручейку. Настенька поблагодарила бабушку, пошла к ручейку, попила водички и пошла домой».
//-- Домашнее задание родителям --//
Проведите с ребенком опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).
Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и подставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало (можно поместить над паром черпак). Понаблюдайте, как на зеркале (или на внешней поверхности дна черпака) конденсируются капельки воды. Обсудите с ребенком результат опыта. Обратите его внимание на то, что пар – это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.

Наши рекомендации