Тема 1. предмет и методы психологии
Психология и педагогика
Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
Нижний Новгород
ННГАСУ
УДК (378.147:004.9) (07)
ББК 74.58 я 7 +74.202.5 я 7
Рецензенты:
Повшедная Ф.В., д-р пед. н., проф. Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина;
Шестакова Л.А., д-р пед. н., проф. Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева.
Мухина Т.Г. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов техн. вузов / Т.Г. Мухина. Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. – 227с.
ISBN 978-5-528-00022-0
Учебное пособие включает лекционный материал и практические задания по дисциплине «Психология и педагогика». В пособии изложены основные понятия темы, представлен информационный материал, вопросы для самостоятельной работы студентов, практические задания в соответствии с дидактическими единицами федерального интернет-экзамена.
Содержание учебного пособия соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, включает теоретический и практический материал по дисциплине «Психология и педагогика». Книга адресована студентам и магистрантам, обучающимся по направлениям: 270300 Архитектура, 072500 Дизайн, 031400 Культурология, 050700 Педагогика и психология, 030301 Психология, 270100 Строительство, 030500 Юриспруденция.
Учебное пособие может быть полезно аспирантам и слушателям системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
ISBN 978-5-528-00022-0
ã Мухина Т.Г., 2015 |
ã ННГАСУ, 2015 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………. | ||
Раздел I. Психология………………………………………………………………….. | ||
Тема 1. | Предмет и методы психологии……………………………………………… | |
Тема 2. | История развития научной психологии…………………………………….. | |
Тема 3. | Психика и организм………………………………………………………….. | |
Тема 4. | Психика, поведение и деятельность………………………………………… | |
Тема 5. | Познавательные процессы………………………………………………… | |
Тема 6. | Психические эмоционально-волевые процессы…………………………… | |
Тема 7. | Психические состояния личности…………………………………………... | |
Тема 8. | Личность и деятельность…………………………………………………….. | |
Тема 9. | Психология общения………………………………………………………… | |
Тема 10. | Психология личности……………………………………………………… | |
Тема 11. | Индивидуально-психологические свойства личности…………………….. | |
Вопросы для самоконтроля по разделу I…………………………………………………. | ||
Рекомендуемая литература………………………………………………………………... | ||
Раздел II. Педагогика……………………………………………………………. | ||
Тема 12. | Педагогика как наука………………………………………………………… | |
Тема 13. | Методология педагогической науки……………………………………….. | |
Тема 14. | Образование как общественное явление…………………………………… | |
Тема 15. | Сущностные характеристики образовательного процесса………………... | |
Тема 16. | Формы, методы и средства образовательного процесса…………………... | |
Тема 17. | Практико-ориентированные образовательные технологии……………….. | |
Вопросы для самоконтроля по разделу II………………………………………………... | ||
Рекомендуемая литература………………………………………………………………... | ||
Заключение…………………………………………………………………………………. | ||
Приложения (А, Б. В)……………........................................................................................ | 218-227 |
ВВЕДЕНИЕ
В учебном пособии педагогика и психология объединены в интегративный учебный курс, представляющий целостный процесс становления, развития личности и формирования специалиста-профессионала. Возможно, нет для человека важнее наук, чем психология и педагогика. В соответствии с исследованиями П. И. Пидкасистого отметим, что психологические и педагогические подходы к таким категориям, как человек, группа, социум, описывают общие для них параметры и помогают, во-первых, видеть и понимать себя и других; во-вторых, ощущать и принимать объективную взаимную потребность обеих указанных областей человековедения – подобную взаимной обусловленности диагноза и лечения – во имя разностороннего и здорового роста личности (Психология и педагогика: учебник / под ред. П. И. Пидкасистого. – Москва: Юрайт, 2011. – С. 3).
Психолого-педагогические знания имеют большое жизненное и общекультурное значение. Знание своих актуальных и потенциальных возможностей, умение оценить собственные достоинства и недостатки, понять себя в значительной степени определяет то, в какой мере человек состоится как личность, профессионал, насколько будет в состоянии самостоятельно «выстраивать» профессиональную деятельность. По оценке современных ученых в области практической психологии и педагогики, психолого-педагогические знания позволяют разбираться в людях, общаться, быть способными моментально подстроиться под любую ситуацию, всегда помочь себе и другим, быть устойчивыми к проблемам и стрессам, понимать перспективы личностного развития, уметь выполнять функции руководителя, формируют способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, готовность к работе в высококонкурентной среде. В эпоху информационного общества современному поколению необходимо овладеть основными способами передачи информации, способами коммуникации. В связи с этим возникает задача качественного учебно-методического оснащения дисциплины «Психология и педагогика».
Целью учебного пособия является обеспечение учебно-методического сопровождения деятельности студентов, аспирантов, преподавателей, изучающих психолого-педагогические дисциплины.
Особенностью учебного пособия является развернутое изложение информационного и практического материала на основе практико-ориентированного подхода. Представленный в учебном пособии теоретический и практический материал обеспечивает подготовку базы для изучения социально-психологического блока общепрофессиональных и профильных дисциплин; практическое освоение компетенций, позволяющих осуществлять в дальнейшем образовательную и профессиональную деятельность; приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стимулирование обучаемых к использованию полученных психолого-педагогических знаний в будущей профессиональной деятельности.
Раздел I. Психология
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Определение психологии как науки, ее место среди других наук о человеке.
1.2. Основные отрасли психологии.
1.3. Принципы психологии.
1.4. Методы психологии.
Основные понятия темы:
Групповая (массовая) психика – реальное, живое сознание, сфера духовной жизни людей той или иной общности.
Психика –свойство высокоорганизованной материи; форма отражения объективной реальности.
Психология аномального развития – исследует отклонения в процессе развития психики человека.
Сознание – особый высший уровень организации психической жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности в форме психических образов, которые служат регуляторами целенаправленной деятельности.
Социальная психология – изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.
Сравнительная психология – отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека.