Практическое занятие №4. Фонетическая система современного русского языка. Классификации гласных и согласных звуков
О с н о в н ы е т е р м и н ы: консонантизм, вокализм, ассимиляция, аккомодация, лабиализация, палатализация, редукция, шумный, сонорный, смычный, фрикативный, аффрикат, смычно-проходной, носовой, дрожащий, латеральный, губной, язычный, ряд, подъём.
Задания для домашней самостоятельной работы студентов:
1.Сопоставьте материал школьной и вузовской программ о гласных и согласных звуках современного русского языка.
2. Выполните упр. №№ 249, 265 из учебника по русскому языку для 5 класса (М., 1990).
3. Назовите согласные по данным характеристикам: а) шумный, глухой (парный), смычный, заднеязычный, твердый (парный); б) сонорный, щелевой, среднеязычный, мягкий (непарный); в) сонорный, смычно-проходной, вибрант, переднеязычный, твердый (парный);г) шумный, звонкий (парный), фрикативный, губно-зубной, мягкий (парный); д) сонорный, смычно-проходной, боковой, переднеязычный, зубной, твердый (парный).
4. Назовите гласные звуки по данным характеристикам: а) ударный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный; б) безударный, переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный; в) безударный, заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный.
5. Назовите неизвестный член пропорции; укажите признак звука, который помог в его определении.
[э] : [и] = [о] : [?]; [и] : [?] = [?] : [о]; [о] : [э] = [у] : [?];
6. Выполните упр. № 152, 156, 157, 158, 159(2), 166, 167(2, 3), 170, 172 из сборника упражнений по современному русскому языку под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева.
7. Распределите слова на группы с одинаковым слоговым ударным гласным звуком:
арктика, брошюра, верность, если, жалюзи, жесткость, жидкость, искренний, кокон, милость, молодость, мысленно, отзыв, средства, каталог, паспорт, поэзия, рядом, тульский, цифра, чековый, шинный, щеголь, эхо, юркий, ярость.
8.Затранскрибируйте данный текст, охарактеризуйте подряд 10 разных звуков по всем классификациям:
Как звонок светлый воздух сентября.
Благословеньем синего амвона
Какая тишь нисходит с небосклона,
В сознанье светят свечи алтаря. (К. Бальмонт)
9.Затранскрибируйте данный текст, охарактеризуйте подряд 10 разных гласных звуков по всем классификациям:
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню. (С. Есенин)
10. Слово океан в народной речи иногда произносится как окиян. Зафиксирован такой вариант в художественной литературе, например, у А.С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане»:
А какое ж это диво? –
Где-то вздуется бурливо
Окиян подымет вой,
Хлынет на берег пустой…
Почему старое заимствование из греческого языка океан превращается в русской речи в окиян? Случаен ли этот вариант?
11. Англичанин (или немец, или француз) будет искать в энциклопедии фамилию Чайковский на букву Т. Почему? С какими свойствами русского языка [ч] это связано?
12. Расшифруйте «секретную» фразу и определите принцип кодирования: шир-пыр у папужги зелерьгий госмиг.
13. Подберите свои примеры аллитерации и ассонанса (1 – 2).
Основная литература:
1. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык: в 2-х частях. Ч.1. – М., 1989.
2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. – М., 2009.
3. Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М., 2008.
4. Сборник упражнений по русскому языку / под ред. Л.Л. Касаткина, Е.Н. Ширяева. – М., 1994.
5. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – Ч.I. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2008.
6. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3-х ч. Ч.1. – М., 1981 и др. годы изданий.
Дополнительная литература:
1. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. – М., 1974.
2. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика. – М., 2001.
3. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977.
4. Буланин Л.Д. Фонетика современного русского языка. – Л., 1970.
5. Голуб И.Б. Стилистика современного русского литературного языка. Лексика. Фоника. – М., 1976 и др. годы изданий.
6. Панов М.В. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М., 1979.
Учебно-методические разработки для студентов:
1. Павлюченкова Т.А. Современный русский язык. Материалы для самоподготовки и учебные задания для студентов I – II курсов заочного и очного отделений. – 2-е изд., испр. и доп. – Ч.I. – Смоленск, 2002.
2. Схемы и образцы лингвистического анализа для занятий по дисциплине «Современный русский язык» / сост. Т.А. Павлюченкова. – Смоленск, 1997.